Лекция 3. СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• организационные формы работы социальных педагогов с клиентами и их ближайшим окружением;
• базовые характеристики личности социального педагога;
• показатели сформированности профессионального самосознания социального педагога;
• сущность и виды профессиональных деформаций социального педагога и способы их профилактики;
уметь
ориентироваться в области функций и направлений работы социального педагога;
• применять на практике этические принципы деятельности социального педагога;
• анализировать условия и факторы, способствующие развитию профессиональных деформаций;
• применять различные формы и методы социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других институтах и сферах социализации личности;
владеть
• навыками, необходимыми для реализации основных форм работы социального педагога в различных сферах социализации;
• способами и приемами психогигиены деятельности социального педагога.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие требования к социальному педагогу
В России профессия "социальный педагог" официально зарегистрирована в 1991 г. Объектом профессиональной деятельности социального педагога являются люди (дети, молодежь, инвалиды и т.д.), которым необходима помощь в процессе их социализации. Деятельность социального педагога имеет ярко выраженную направленность на защиту прав человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, на развитие и реализацию его внутреннего потенциала, оказание помощи и поддержки в процессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педагогического потенциала окружающей человека среды. Деятельность социального педагога имеет многоплановый характер. Это работа с человеком, оказавшимся в сложных отношениях в школе, семье, в рабочем коллективе или со сверстниками по месту жительства, проживающим в семье группы риска, с сиротой, инвалидом и т.п. Социальному педагогу приходится выполнять разнообразные виды работ, которые требуют специальных знаний и полипрофессиональной эрудиции. В круг его компетенции входят:
– социально-педагогическая диагностика;
– социально-педагогическое прогнозирование и проектирование;
– организация комплексной социальной, медицинской, педагогической, психологической и правовой реабилитации детей подростков и др.
Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки социального педагога и его личностным качествам.
Наиболее общими, базовыми характеристиками личности социального педагога являются способности (Г. Н. Филонов):
1) обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, его государственными и ответственными структурами – с другой;
2) играть роль "третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
3) уметь влиять на общение, отношения между людьми, па ситуацию в социуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
4) уметь исполнять роль неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;
5) проявлять коммуникабельность, способность соучаствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоотношения с ним на основе диалога, на равных.
Эффективность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки специалиста и владения им технологией социально-педагогической работы, но и от его личностных качеств. Ученые выделяют следующие актуальные личностные качества социального педагога:
а) гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства, толерантность и др.);
6) психологические характеристики (стабильность психического состояния, развитые эмоциональные и волевые характеристики);
в) психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
г) психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатийность, визуальность, красноречивость и др.).
В процессе осуществления профессиональной деятельности социальные педагоги могут выполнять функции:
– социального педагога-организатора культурно-досуговой деятельности;
– социального педагога-организатора спортивно-оздоровительной деятельности;
– социального педагога-специалиста художественного и технического творчества;
– социального педагога-психолога;
– педагога-руководителя педагогического класса и т.д.
Главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального педагога, работающего с детьми, – социальная защита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и всеми остальными субъектами социума, способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальном окружении ребенка, содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетних, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Он осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
В своей работе социальный педагог взаимодействует с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями, другими учреждениями и организациями по оказанию помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, детям и подросткам с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Как видно, круг обязанностей и компетенции социального педагога довольно широк, но у него имеется свое поле деятельности, свои клиенты и свои особые полномочия.
Можно обозначить следующие общие функции и направления работы социального педагога:
• диагностическая функция – постановка социального диагноза. С этой целью проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
• образовательно-воспитательная функция – обеспечение целенаправленного педагогического влияния социального педагога на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона, в том числе семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума; полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
• организаторская функция – организация общественноценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;
• организационно-коммуникативная функция – включение добровольных помощников, населения в социально- педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточение информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;
• прогностическая и экспертная функция – проектирование личности ребенка, групп детей, клиентов-взрослых; разработка программ, проектов, планов социально- педагогического развития микрорайона, учреждения, его социально-педагогических структур; экспертиза аналогичных документов и материалов;
• охранно-защитная функция – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
• социально-компенсаторная функция – разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности клиента вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;
• посредническая функция – осуществление связей в интересах клиента между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением. Посредническая деятельность социального педагога – это деятельность, которая способствует гармонизации отношений клиента в межличностных конфликтах и обеспечивает его взаимосвязь с системой государственных, коммерческих и общественных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Социальный педагог – многогранный специалист: диагност, психолог, социолог-практик, социальный работник. Функциональные обязанности социального педагога в конкретном учреждении определяются индивидуально с учетом особенностей данного учреждения и социально- педагогической ситуации.
Вот, например, как организуется деятельность социального педагога по опеке и попечительству, работающего на микроучастке школы. Первое, с чего начинает работу социальный педагог, – изучение микроучастка, закрепленного за ним. Участок работы социального педагога территориально может совпадать с микрорайоном школы или составлять его часть. После выявления семей, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите, социальный педагог организует педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей, более глубоко изучает семейные отношения. По результатам комплексной диагностики определяет программу своей работы с конкретной семьей и ребенком.
В ходе осуществления своей деятельности социальный педагог:
– производит первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних с составлением акта обследования по результатам проверки. При выявлении у несовершеннолетнего квартиры, имущества обеспечивает их сохранность и сообщает об этом соответствующим специалистам по охране детства органа управления образованием;
– при выявлении семей, где имеется угроза жизни несовершеннолетних, совместно со специалистами по охране детства, милицией, судебными исполнителями, прокуратурой участвует в процессе изъятия ребенка из семьи, помещения его в приют временного пребывания, организует дальнейшее устройство ребенка;
– на закрепленном микроучастке ведет учет детей из неблагополучных семей, опекаемых детей; осуществляет систематический контроль за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым ОГЛАВЛЕНИЕм, содействует организации их досуга. При выявлении фактов ущемления прав детей принимает незамедлительные меры к защите их интересов;
– оказывает помощь законным представителям ребенка в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетних в детские интернатные учреждения, в опеку, усыновление, на работу, в учебные заведения;
– совместно с органами милиции, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их нрав, общественностью, специалистами органа управления, участковым врачом организует профилактическую работу с неблагополучными семьями, готовит материалы в суд на лишение родительских прав, отобрание детей, восстановление родительских прав и др.;
– оказывает педагогическую помощь опекунам, родителям и детям из семей, состоящих на учете; работает в тесном контакте с классным руководителем, учеником, учителем;
– организует работу по педагогической коррекции с целью формирования социально-адаптивной личности;
– знакомит опекунов с их правами и обязанностями, нормативными и юридическими документами;
– вовлекает через различные формы работы детей в социально-педагогический процесс как активных субъектов;
– совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, центром занятости решает вопрос временного и постоянного трудоустройства подростков из семей, состоящих на учете;
– совместно с комитетом образования организует летний отдых детей из семей, состоящих на учете, с комитетом здравоохранения – санаторно-курортное лечение.
Для успешной реализации своих функциональных обязанностей социальный педагог должен знать:
1) законодательные и нормативно-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики;
2) основные закономерности развития личности детей и подростков; специфику потребностей, интересов, установок, мотивов личности, степень их удовлетворенности;
3) специфику работы в социальной среде;
4) ОГЛАВЛЕНИЕ формы и методы работы с семьей;
5) основные функции социального педагога данного звена;
6) функции и права учреждений, связанных в работе с семьей и подростками;
7) основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности;
8) методы социально-педагогических и психолого-педагогических исследований социума, семьи, развития личности;
9) способы анализа и программирования своей работы.
Организационные формы работы социальных педагогов с клиентами и их ближайшим окружением довольно разнообразны, но все они базируются на целеустремленности, настойчивости и последовательности действий социальных педагогов, на благородном желании помочь людям преодолеть трудности жизненного пути. Условно их можно объединить в две группы:
а) индивидуальные формы работы социального педагога с клиентом (беседы, консультации, наблюдения, регулирование отношений, коррекционная работа и др.);
б) совместные со специалистами реабилитационных учреждений, учреждений социальной защиты населения, общего и дополнительного образования, клубных и других учреждений мероприятия в целях оказания комплексной социально-педагогической и иной помощи своим клиентам.
Социально-педагогическая деятельность нуждается в специалистах, имеющих не только хорошую теоретическую подготовку, но и обладающих такими личностными качествами, как милосердие, гуманность, коммуникабельность, настойчивость и терпение в решении поставленных задач, творческий подход и др.