Лекция 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• основные этапы возникновения и развития социального прогнозирования;

• основные научные подходы к анализу сущности прогнозирования;

• функции и стадии социального прогнозирования;

уметь

• критически оценивать существующие и предлагаемые прогнозы развития социальных процессов и явлений;

• давать качественный и количественный социальный прогноз будущим явлениям и событиям;

• строить различные типы прогнозов в зависимости от целей, объектов, характера анализируемого периода;

владеть

алгоритмом операций социального прогнозирования;

• методами социального прогнозирования новых направлений, процессов и явлений социальной жизни.

Зарождение научной социальной прогностики произошло в 1920–1930-с гг., когда стала очевидна многозначность общественного развития: созревал новый этап научно-технического прогресса, возникло социалистическое государство, предложившее новые альтернативы будущего, стад пробуждаться третий мир с его колоссальными людскими резервами и социальными проблемами. Это осознание новой реальности подготовило почву для возникновения прогностики как науки.

Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, проводившихся с конца 1940-х гг. (Дж. Бернал, Н. Винер). В этот период разрабатывались концепции научно-технической и информационной революций, был открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов при управлении социальными процессами.

В 1960-е гг. прокатилась волна "бума прогнозов": научных, технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. Такая ситуация привела к интенсивной разработке методологии и методики прогнозирования (Г. Тейл, Б. де Жувенель, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак, Г. Канн).

К концу 1960-х гг. применение методологии прогнозирования к глобальным процессам развития обнаружило ограниченность и даже бесперспективность научно-технического прогресса в существовавших формах, его обостряющееся противоречие с социальными аспектами развития. Особенно большую роль сыграл в этом Римский клуб, начавший свою деятельность в 1968 г. Уже в первом докладе "Пределы роста" (1972) были показаны нарастание качественных изменений и неизбежность всемирных катастроф, которые являются результатом загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, последствий демографического взрыва в развивающихся странах. Полученные результаты и выводы имели огромный общественный резонанс. Поиск ответов на злободневные проблемы современности продолжались и в следующих докладах Римского клуба: "Человечество па поворотном пункте" (1974), "Пересмотр общественного порядка" (1976), "Цели человечества" (1977), "За пределами века расточительства" (1978), "Нет пределов обучению" (1979) и др. По своей сути эти доклады олицетворяли экологическую волну, затем технологическую и, наконец, антисциентистскую (апокалиптистскую).

К началу 1980-х гг. прогнозы во все большей мере стали смещаться к поиску контуров "новой цивилизации". В работах Э. Тоффлера, А. Печчеи, Г. Гендерсона, Э. Шумахера и других ученых обосновывались способы разрешения современных глобальных проблем.

В 1990-е гг. прогнозы развивались в рамках концепции устойчивого развития, которая была одобрена на уровне глав правительств на конференции в Рио-де-Жанейро. Исходя из итогов обсуждений, под устойчивым развитием стали понимать самоподдерживающиеся существование и функционирование мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающие всем людям равный доступ к материальным и духовным благам и справедливое их распределение.

В отечественной науке многочисленные попытки прогнозирования были осуществлены в 1920-х – начале 1930-х гг. Однако отсутствие обоснованной методологии делало эти прогнозы сомнительными.

Л. Сабсович писал, что к 1942 г. (прогноз делался в 1927 г.) в СССР исчезнут все существующие города и села и возникнут населенные пункты социалистического типа, знаменуя принципиально новый этап в развитии страны. В этот же период были осуществлены прогнозы по перестройке быта, что нашло отражение в строительстве коммунальных квартир, семейных общежитий и централизованном коммунально-бытовом обслуживании, что впоследствии было отвергнуто самой жизнью.

Новый этап в теории и практике прогнозирования наступил в 1960–1970-е гг., когда человечество столкнулось с новыми проблемами: растущей социальной дифференциацией, резким увеличением этнонациональной и конфессиональной напряженности, экологическим загрязнением, опасностями, вызванными появлением атомного и биологического оружия, противостоянием Севера и Юга, спорностью научно-технических и социальных достижений и изменений. Все это потребовало по-новому осмыслить возможности и пределы социального прогнозирования.