Социальное партнерство в сфере труда
Как уже отмечалось ранее (см. гл. 1), одну из групп трудовых отношений составляют отношения, непосредственно связанные с трудовыми, в которые входят, помимо прочих, и отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.
Понятие "социальное партнерство" стало активно применяться в российском праве сравнительно недавно. Трудовой кодекс определяет социальное партнерство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23).
Несколько иное представление встречается у авторов, исследующих институт социального партнерства. И. О. Снигирева социальное партнерство определяет как "система взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений"[1]. E. М. Акопова и С. Н. Еремина называют его "системой мероприятий, которые направлены на расширение участия работников и работодателей в разработке и осуществлении социальной и экономической политики"[2], Л. М. Михайлова – системой "взаимоотношений между социальными партнерами (предпринимателями и профсоюзами) и государством"[3].
Таким образом, исследователи сходятся во мнении, что социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, связей между названными субъектами[4], пришедшую на смену (для России) классовой борьбе и являющуюся по своей сути противоположностью последней.
Во всем мире на протяжении прошедшего столетия усиление роли государственного регулирования и создание механизма социального партнерства являлось главным средством выхода из кризиса. В отличие от западных стран, где социальное партнерство складывалось исторически, в России оно создавалось сверху, посредством государственно-властных предписаний[5].
Система социального партнерства состоит из нескольких уровней (ст. 26 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется на:
федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, где устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда, т.е. на уровне одного работодателя (организации).
Стороны социального партнерства. Взаимодействие в отношениях социального партнерства осуществляют субъекты, которые называются: "представители работников" и "представители работодателей".
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы или иные представители, избираемые работниками. Профессиональные союзы представляют собой реализацию конституционного права российских граждан объединяться в целях защиты своих интересов. Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в отдельных нормах КЗоТ РСФСР 1918 г. В КЗоТ РСФСР 1922 г. правам профсоюзов была посвящена уже самостоятельная глава, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. Вступление страны в новые рыночные условия несколько изменило подход законодателя к профессиональным союзам. Тем не менее, действующее российское законодательство закрепляет значительные полномочия профсоюзов и взаимосвязанные с ними гарантии их деятельности со стороны государства, направленные на защиту трудовых прав работников. Несмотря на то что ТК РФ не содержит отдельной главы, посвященной профсоюзам, и того большого количества статей, как это было в КЗоТ РСФСР (РФ) 1971 г.[6], тем не менее, значение профсоюза и ныне не умаляется.
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально- трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Основной задачей профсоюзов является защита прав своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд (ст. 11 указанного Закона). Профсоюзы наделены названным Законом целым комплексом прав: право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13), на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14), право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19), право на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23) и др.
Статус "иных представителей работников" предусмотрен ст. 31 ТК РФ. Исходя из смысла данной статьи под иными представителями работников следует понимать некие представительные органы, которые избираются тайным голосованием из числа работников для осуществления следующих полномочий: представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников.
Такие случаи возможны тогда, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве.
Представители работодателей. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. "Объединение работодателей" – относительно новое явление в сфере трудового законодательства. Появление в России организаций работодателей во многом обусловлено началом строительства системы социального партнерства. Именно "разобщенность... российских работодателей вынуждает власти централизованно, сверху проводить в жизнь механизм социального партнерства с помощью законов и подзаконных актов"[7], тогда как за рубежом и в дореволюционной России они возникли сто лет назад[8]. В конце советской эпохи появилось первое объединение работодателей – PCI 111 (сейчас это Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей"), а в начале 1990-х гг. стали формироваться такого рода объединения по отраслевому признаку (судовладельцы, текстильщики, угольщики и т.д.).
Особенности правового положения объединений работодателей предусмотрены Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", согласно которому объединение работодателей является некоммерческой организацией, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц), объединившихся в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социальнотрудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 2, 3).
Среди представителей работодателей выделяют также понятие "иные представители", например, представителями работодателей – государственных или муниципальных учреждений, других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, – являются соответствующие государственные органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Органы социального партнерства. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов и заключения коллективных договоров (соглашений), а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях социального партнерства образуются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на равноправной основе по решению сторон и наделяются необходимыми полномочиями для решения поставленных перед ними задач. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Членами данной Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, например, Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений действует в соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления[9].
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора в конкретной организации (у конкретного работодателя).
Формы социального партнерства. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров (соглашений) и их заключению;
взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Ведение коллективных переговоров осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 36–39 ТК РФ. Несоблюдение их влечет административно-правовую ответственность в соответствии со ст. 5.29–5.31 КоАП РФ.
Целью ведения коллективных переговоров является заключение коллективного договора или коллективного соглашения (в зависимости от уровня социального партнерства).
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Коллективный договор – правовой акт, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей на уровне организации (или у индивидуального предпринимателя) и регулирующий социально-трудовые отношения на данном уровне. Коллективный договор можно рассматривать в качестве дополнительной гарантии защиты трудовых прав работников, ибо, как правило, в нем содержатся дополнительные льготы и гарантии, какие-либо преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по наиболее важным для работников вопросам: оплата труда, выплата пособий, компенсаций, переобучение, условия высвобождения работников, рабочее время и время отдыха, улучшение условий и охраны труда работников, оздоровление и отдых работников и членов их семей и т.п.
Соглашение – правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства.
Виды соглашений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Двусторонние соглашения заключаются представителями работников и представителями работодателей. В трехстороннем соглашении принимают участие соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Генеральное соглашение предусматривает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Межрегиональное – принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне двух и более субъектов РФ. Региональное соглашение заключается на уровне одного субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Территориальное соглашение касается условий труда, гарантии, компенсаций и льгот работникам на территории соответствующего муниципального образования. Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.