Лекция 28. Социальное обеспечение в Великобритании
Сегодняшняя система социального обеспечения Великобритании базируется главным образом на принципах социального страхования. Основой ее являются страховые взносы населения (55%) и доходы от налогообложения. Страховые взносы рабочих, служащих и предпринимателей оплачиваются, как правило, в течение 20 лет работы и аккумулируются в Фонде национального страхования. Сумма взносов зависит от размера заработной платы либо от доходов предпринимателей. Существуют также добровольные страховые взносы, что дает право на получение дополнительных видов обеспечения.
Увеличение социальных пособий населению находится в зависимости от уровня государственных доходов: они тем больше, чем выше эти доходы. Влияют па увеличение пенсий, дополнительных выплат и пособий и такие факторы, как динамика заработной платы и розничных цен на потребительские товары и услуги.
В то же время основой понимания понятия "социальное обеспечение" в Великобритании является термин "бедность", в связи с чем целью предоставления основных видов социального обеспечения является поддержание минимального уровня жизни человека. В этой связи не случайно в данной стране от уплаты взносов освобождаются рабочие, чья зарплата либо доходы ниже установленного минимума, и люди пенсионного возраста, продолжающие свою трудовую деятельность.
В основе системы социального обеспечения Великобритании лежат два вида выплат: пенсии и пособия, предусматривающие фиксированные отчисления от заработной платы всех граждан, доход которых не ниже размера, установленного законом, и выборочные пособия, обусловленные проверкой нуждаемости. Государственная помощь, не связанная со страховыми взносами, но предполагающая проверку нуждаемости, оказывается тем, кто не может обеспечить себя сам или имеет очень низкий доход. Эти пособия устанавливаются в размерах, достаточных для поддержания адекватного уровня жизни.
Главным элементом всей системы социального обеспечения Великобритании выступает пенсионная система. Правовые основы пенсионного обеспечения содержатся в Законе о взносах и выплатах в фонд социального обеспечения 1992 г. (Social Security Contributions and Benefits
Act 1992), Законе о пенсионных системах 1993 г. (Pension Schemes Act 1993) и Законе об обязательном страховании 2008 г. (National Insurance Contributions Act 2008).
Согласно Закону о взносах и выплатах в фонд социального обеспечения все государственные пенсии, основанные на соответствующей схеме государственного пенсионного обеспечения (SERPS), могут быть разделены на две группы: основные и дополнительные.
В частности, основные государственные пенсии включают три разновидности:
1) категория "А" - пенсии, которые финансируются за счет внесенных обязательных взносов плательщиками получателями пенсии;
2) категория "Б" - пенсии, которые финансируются за счет внесенных страховых взносов плательщиками-супругами, т.е. пенсии, выплачиваемые замужним женщинам и вдовам, не осуществлявшим трудовой деятельности (за счет взносов их супругов);
3) категория "Д" - пенсии, выплачиваемые вне зависимости от факта уплаты взносов лицам, достигшим возраста 80 лет;
4) категория "С" на сегодняшний день практически не существует - это пенсии, назначенные лицам, вышедшим на пенсию ранее 5 июля 1948 г.
Данный размер пенсии получают все без исключения британцы, но его размер невысок - около 3 000 фунтов в год для одинокого человека и около 5 000 фунтов в год для семейной пары.
В связи с этим особое значение приобретают дополнительные государственные пенсии, или так называемые государственные пенсии по выслуге лет. Дополнительное государственное пенсионное обеспечение может быть построено на основе одной из двух пенсионных схем:
1) схема поэтапного выхода на пенсию;
2) схема государственных пенсий (SERPS).
Размер дополнительной государственной пенсии значительно выше базовой государственной пенсии и зависит и от стажа, и от размера уплаченных взносов.
К основным условиям выхода на пенсию относятся: достижение пенсионного возраста, который составляет 65 лет, как для мужчин, так и для женщин; факт уплаты взносов в фонды социального обеспечения или наличие пенсионных кредитов на протяжении приблизительно 90% времени от общего потенциального рабочего стажа (44 года). Лица, не удовлетворяющие этим условиям полностью, обеспечиваются пенсией в пропорционально сокращенном размере, имеющем, однако, минимальный предел в 25% полной пенсии (11 лет).
Как видно из приведенных выше условий, возможность получения пенсии обусловлена наличием пенсионного кредита, являющегося доходоориентированным пособием, предоставляемым с целью осуществления целевых пенсионных расходов в интересах наименее обеспеченных пенсионеров.
Наряду с государственным пенсионным обеспечением правительство М. Тэтчер провело в жизнь программу частных, или накопительных, пенсий. Каждый британец получил возможность вкладывать в пенсионный фонд часть своих доходов до вычета налогов. Частные пенсионные фонды получили большое распространение в стране в последние годы.
Особой разновидностью частной пенсионной системы является профессиональная пенсионная система, в соответствии с которой работодатель создает в организации специальный фонд для последующего финансирования дополнительных пенсионных выплат. В то же время создание профессиональной пенсионной системы работодателем носит добровольный характер. Однако после ее создания работодатель обязан выполнить ряд обязательных требований: предоставление гарантированного минимума пенсий, сохранение за работником приобретенных пенсионных прав при увольнении, возможность перевода пенсионных взносов в другой пенсионный фонд. Таким образом, подход к определению содержания профессиональных пенсионных систем в законодательстве РФ и Великобритании различен.
Необходимо отметить, что пенсионер имеет право выбора получения либо дополнительной государственной пенсии вместе с базовой государственной пенсией, либо негосударственной пенсии наряду с базовой государственной пенсией.
Пенсионеры могут работать, и их заработок не влияет на размер пенсии. Лица, достигшие пенсионного возраста и продолжающие работать, при уходе на пенсию получают надбавки за каждый проработанный год, но только в тех случаях, когда сумма их страховых взносов превышает требуемую. Надбавка выплачивается государством либо частной компанией и может составить четвертую часть заработной платы. Право на получение основной пенсии сохраняется и для лиц, чьи возможности работать ограничены необходимостью ухода за ребенком или больными родственниками.
Следующим по значимости после пенсий является институт пособий. К числу основных относятся пособия по болезни и при потере трудоспособности.
Так, право па пособие по болезни (statutory sick pay), которое выплачивается за счет средств работодателя, работник имеет за первые 28 недель болезни. По истечении данного периода он имеет право на получение пособия по нетрудоспособности (incapacity benefit) при условии уплаты взносов или па ограниченную денежную помощь при инвалидности (severe disablement allowance), предоставляемую неработающим, инвалидам и тому подобным категориям граждан. Данные пособия выплачиваются вне зависимости от уровня дохода лица и всем лицам, т. е носят характер non-means-tested (без проверки нуждаемости).
В то же время в Великобритании пособия по нетрудоспособности могут предоставляться на основе принципа means-tested benefits, т.е. лишь лицам, у которых уровень дохода ниже величины прожиточного минимума. Речь идет о денежной поддержке (income support) и иной поддержке в рамках JSA (income-based JSA).
Нормативное регулирование порядка и условий предоставления указанных пособий осуществляется следующим документами: Statutory Sick Pay (General) Regulations 1992 № 894; Social Security (Incapacity for Work) (General) Regulations 1995; Social Security Contributions and Benefits Act 1992.
Законодательство Великобритании отдельно регламентирует такой вид социального обеспечения, как пособие по нетрудоспособности, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или в связи с профессиональным заболеванием (disablement benefit).
Наряду с этим лицам, утратившим трудоспособность, также до момента выхода на пенсию производится выплата сокращенной заработной платы (reduced earnings allowance). Вопрос о прекращении предоставления данной выплаты после выхода па пенсию был предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека, который не усмотрел в данном положении нарушений ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, взятой в совокупности со ст. 1 Протокола № 1 Конвенции (Постановление Европейского Суда по правам человека от 12 апреля 2006 г. "Дело Стэк (Stec) и другие против Соединенного Королевства").
Особое место в системе социального обеспечения Великобритании занимают выплаты, предоставляемые инвалидам или в связи с инвалидностью. В частности, лицам может предоставляться пособие на уход за инвалидом (Invalid care allowance).
Наряду с этим может предоставляться выплата на проживание инвалида (Disability living allowance); выплата на заботу (Attendance allowance).
Пенсии и пособия - не единственный вид социального обеспечения в Великобритании. Наряду с ними законодательство содержит нормы о предоставлении поддержи безработным, включая выплату пособия по безработице (Jobseeker is Allowance). При этом все пособия по безработице делятся на две группы: предоставляемые безработному и предоставляемые членам семьи безработного.
В Великобритании существует система материальной помощи семьям в воспитании детей, включая установление налоговых скидок на детей, предоставление денежных пособий семьям с детьми и льготное распределение жилья. Кроме того, возможно предоставление социальных выплат в связи с материнством и рождением ребенка. Так, пособие по беременности и родам в начале 1980-х гг. составляло 20,65 ф.ст. (0,65 ф.ст. = 1 долл. США) в неделю в течение 11 недель до и 6 недель после родов. Женщины также имеют право на получение единовременного пособия в связи с рождением ребенка в сумме 25 ф.ст. Еженедельные семейные пособия равны 5,85 ф.ст. на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (и до 19 лет, если он учится). Величина пособия не зависит от очередности рождения.
Управление социальным обеспечением на правительственном уровне осуществляется Министерством социального обеспечения, региональными и местными его управлениями, а также местными органами власти.