Социальное направление
Важной задачей, решаемой в процессе индивидуального, индивидуально-коррекционного развития детей с особыми образовательными потребностями является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это должен быть направлен комплекс всех проводимых в нем мероприятий социально-адаптационного характера. Среди таких мер особую роль играет создание средовых условий, в которых ребенок мог бы постепенно втягиваться в естественные социальные отношения с другими людьми, сверстниками и взрослыми. Адаптация ребенка к социальной микросреде является важнейшим фактором его социализации.
Часто дети находятся в таком состоянии, что на начальном этапе индивидуально-коррекционной работы по развитию их познавательных процессов личности требуется перестройка всех представлений и отношений с окружающими людьми. Данный факт является результатом неправильного начального воспитания в семье и представляет дополнительную трудность для специалистов коррекционной работы. Переучивать всегда сложнее, чем учить, особенно, если ребенок имеет отклонения в развитии.
Важнейшими средствами социализации, социальной адаптации ребенка выступают его взаимодействие, совместная деятельность, общение с другими людьми. Они в значительной степени помогают ему усваивать естественный социальный опыт среды жизнедеятельности этого ребенка.
Общение – одно из основных условий развития человека. Круг общения ребенка с особыми образовательными потребностями, "особенно заметного", крайне ограничен. Его друзья в основном такие же дети, имеющие особые нужды. Многие из них не могут общаться со своими товарищами без помощи взрослых. В этой ситуации встает вопрос, как создать для ребенка такой круг общения, в котором он был бы желанен, его участие в чем-либо было бы полезным, и, тем самым, детская микросреда способствовала его развитию. Такая проблема решается путем включения ребенка в определенный круг общения в процессе некоторых занятий, детских праздников, специальных встреч и прочего, посредством активизации общения ребенка с родителями, родственниками, соседями в семье, в дошкольных учреждениях специального или общего назначения.
По своей сути медицинское, психологическое и педагогическое направления в совокупности способствуют максимальному и полноценному разностороннему развитию ребенка с особыми образовательными потребностями и его непосредственному окружению в интересах его оптимальной социальной интеграции.
Реализация всего комплекса работы с ребенком, имеющим особые нужды, обеспечивается специальными технологиями, методами, методиками, средствами и приемами, которые могут быть общими для определенной группы детей, особенными, но в применении к конкретному ребенку всегда индивидуализированными. Только такой подход может обеспечить наибольшую результативность работы с ребенком.
Изложенный комплекс мероприятий всегда должен согласовываться, дополняться, работая на конечную цель решения социально-педагогических проблем ребенка, имеющего особые нужды.
При помощи различных механизмов социально-педагогического сопровождения социальный педагог вместе с другими специалистами способствует индивидуально-коррекционному развитию ребенка с особыми образовательными потребностями, снимает различные трудности в его самопроявлении, дисгармонию развития. Одновременно следует учитывать, что упущения в социально-педагогической работе в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями закладывают негативные тенденции становления его личности. Специалистам в процессе сопровождения приходится заниматься индивидуальным развитием и одновременно коррекцией того, что уже неудачно сформировано в ребенке. Предметом такой коррекции могут быть:
– дисгармония развития, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками;
– высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, низкий социальный статус;
– дисгармония мотивов учения, школьная тревожность, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, слабая обучаемость;
– нарушенный образ "Я", неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание;
– комплекс неполноценности и т.п.
Основными принципами процесса сопровождения являются:
– безусловное принятие ребенка таким, каков он есть, и ориентация своей деятельности на его индивидуальные особенности и возможности;
– уважение к личности ребенка, доверие к нему, что способствует формированию у ребенка доверия, снижению напряжения, созданию обстановки для наиболее полного решения его проблем;
– авторитет социального педагога для ребенка;
– единство цели, средств и индивидуальных возможностей ребенка и др.
В работе специалистов, особенно на начальном этапе социально-педагогической работы с ребенком, исключительно важно учитывать рекомендации, получившие подтверждение на практике. К таким рекомендациям, которые являются основой успеха работы специалистов, относятся:
– наиболее полная диагностика индивидуальности ребенка;
– выявление и учет в процессе всей индивидуальной работы с ребенком его интересов, потребностей, мотивов поведения;
– позитивное стимулирование, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка в деятельности, порциа- льная позитивная оценка его результатов;
– максимальное использование в обучении детей наиболее доходчивых, активных методов и методик, делающих каждого ребенка соучастником процесса познания и позволяющих добиваться поэтапного формирования умственных действий: наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей;
– опережающее консультирование детей по трудным вопросам, темам;
– щадящая нагрузка в процессе всей индивидуальной и коррекционной работы; особенностью является то, что щадящая нагрузка не освобождает ребенка от труда учиться, развиваться, а должна носить определенную разумность с учетом медицинских рекомендаций, ибо без большого посильного труда ребенка трудно добиться успеха в его развитии, а тем более в коррекции развития;
– эмоциональное "поглаживание" ребенка, позитивное побуждение к деятельности и общению, ожидание завтрашней радости;
– выборочное игнорирование негативных поступков;
– вовлечение семьи в процесс индивидуального развития ребенка, превращение ее в соучастника направленного обучения и воспитания; с этой целью важна последовательность в работе с ребенком, обучение членов семьи методике работы с детьми в домашних условиях, консультирование по методике и т.п.
Систематизация методов, влияющих на ребенка в решении определенных социально-педагогических задач, представлена в табл. 3.
Таблица 3
Наиболее целесообразное использование методов, средств и видов занятий с ребенком в его индивидуальнокоррекционном развитии, воспитании
Методы, средства, виды занятий |
Наиболее целесообразное использование в развитии, коррекции развития |
Средства искусства: театр, китайская гимнастика, ритмика, танцы и т.п. |
Развитие двигательной, познавательной, эмоциональной сфер |
Кружковая работа: мягкая игрушка, рукоделия (кройки и шитья), оригами и т.д. |
Развитие двигательных возможностей, пространственного восприятия, внимания, творчества |
Трудотерапия, трудовая деятельность |
Индивидуальное развитие, профориентация, навыки трудовой деятельности |
Ролевое научение, коммуникативные игры |
Коррекция поведения, развитие позитивного общения |
Тематические, подвижные игры |
Освоение определенного социального опыта поведения; развитие, коррекция развития активности |
Гимнастика, спортивные игры, упражнения, тренировки |
Развитие, коррекция двигательной активности |
Различные виды учебнокоррекционных занятий |
Направленное развитие, коррекция развития |
Трудотерапия – широко применяемый универсальный метод в работе по индивидуальному развитию, коррекции развития ребенка с различными отклонениями, нарушениями психики или двигательных функций.
В интересах трудотерапии могут использоваться различные средства. К средствам, получившим апробацию и положительно проявившимся в социально-педагогической работе с детьми, имеющими особые нужды, можно отнести следующие:
1. Пакетирование семян, трав, круп и т.п.
2. Конструирование, строительство из кубиков, специальных материалов.
3. Кулинария. На занятиях по кулинарии дети знакомятся с кухонным оборудованием, работают с ним, изучают сервировку стола и т.д.
4. Работа с бумагой и т.д.
Трудовая деятельность позволяет ребенку более эффективно развиваться и как минимум осваивать элементарное самообслуживание в быту для будущей жизни. Следует подчеркнуть, что на занятиях трудотерапии проводится работа по профориентации детей с особыми образовательными потребностями с целью оказания им помощи в определении возможной ориентации на профессиональную подготовку и дальнейшее трудоустройство. Профориентация ребенка осуществляется по результатам диагностики и проявлений воспитанника в процессе различных видов трудовой деятельности, позволивших наиболее полно проявиться его индивидуальным возможностям.
В процессе трудотерапии детей учат приготовлению пищи, несложному ремонту одежды и обуви, пользованию домашней электро- и радиоаппаратурой, мебелью, посудой и т.д. Целенаправленное использование трудовой деятельности позволяет осуществлять знакомство ребенка с особыми образовательными потребностями, многообразием природных и промышленных материалов и объектов труда: древесиной, металлами, резиной, пластмассой, кожей, бумагой, нитками, тканями, фотоматериалами, глиной, пластилином. На таких занятиях происходит знакомство ребенка с электричеством, водой, теплом и холодом. Дети знакомятся с разнообразием профессий и технологий различных видов труда, одновременно узнавая о названиях различных инструментов, станков и других приспособлений, их назначении, правилах работы с ними.
Трудотерапия осуществляется с учетом возрастного и образовательного уровня ребенка, его психосоматических возможностей, индивидуальных особенностей, тяготений, привычек, интересов. В целях повышения действенности трудотерапии проводится целенаправленная работа с родителями, которых учат, как лучше использовать возможности домашнего хозяйства (самообслуживания – уборка за собой, одевание; уборка комнаты, уход за цветами, выполнение других отдельных поручений по дому) как средства трудовой деятельности в интересах направленного развития ребенка. Родители нередко принимают участие, а иногда присутствуют на занятиях и, видя, как их дети работают, стараются и стремятся поддержать усилия ребенка, радуются его успехам. Педагог дает домашнее задание, которое является информацией и для родителей, чтобы дома они занимались со своими детьми в соответствии с этим заданием. Домашнее задание необходимо для закрепления того, что ребенок узнает на занятиях по трудотерапии.
Дети с особыми образовательными потребностями первый раз приходят на занятия по трудотерапии, не умея выполнять такие простые операции, как держать ножницы в руках, резать, склеивать бумагу. Они часто не знакомы с бытовыми приборами, не умеют готовить, мыть посуду, не знают, как нужно работать с нитками, бумагой, ватой, тканью, глиной, пластилином. Занятия с использованием предметного труда способствуют формированию у ребенка умений и навыков пользоваться тем, что его окружает. Получаемые навыки закрепляются и совершенствуются во время других занятий, а также в ходе приобщения детей к подобному труду в домашних условиях.
Детям с ограниченными возможностями тяжело дается освоение различных навыков, но эти дети ценят то, что сделано своими руками. Ребенку очень нравится, что у него получилось и что это приносит пользу (радость) другим. Конечно, формирование навыков и умений происходит у таких детей медленно и постепенно: им не все доступно по сравнению со здоровыми детьми. Таким детям очень тяжело удержать в памяти какой-то образ предмета, количество операций, действий, необходимых для выполнения деятельности, объем оперативной памяти у них ограничен, нередко нарушены познавательные процессы. Все, связанное с включением воображения, как правило, является для таких детей крайне затруднительным из-за скудного опыта и ограниченного общения. При некоторых состояниях у детей с особыми образовательными потребностями вообще нс формируются воображение и абстрактное мышление, поэтому всякое абстрагирование для них недоступно. Таких детей долгое время приходится учить любому навыку, осваивая одну за другой мелкие операции. Этих детей удается удерживать на определенном виде деятельности именно на интересе, который в какой-то степени их захватил, увлек доступностью и ОГЛАВЛЕНИЕм. Включение в деятельность, в свою очередь, способствует развитию и приобретению детьми соответствующего опыта, отражающегося в их памяти. Следует подчеркнуть, что определенные занятия детей с использованием различных средств труда, основанные на приятных ощущениях, поощрениях, оставляют в памяти жизненно важный след действий, который сохраняется и проявляется в перспективе их жизнедеятельности.
В методическом и исследовательском плане специалисты выделяют для каждого вида деятельности определенные уровни проявления и оценки развития ребенка. Такие уровни помогают педагогу ориентироваться в том, что и как должно проявиться в процессе того или иного вида трудовой деятельности ребенка, и помогают вести учет успехов детей и делать выводы, чтобы потом планировать свою дальнейшую учебно-воспитательную работу с каждым из них.
Практическая деятельность по индивидуальному развитию детей с особыми образовательными потребностями показывает, что она складывается из определенных элементарных операций, последовательность овладения которыми определяется для каждого ребенка с учетом его индивидуальных предрасположенностей. Постепенно переходя от одной операции к другой, последовательно осваивая их, ребенок развивается. При этом он осваивает элементарные действия и готовится к выполнению более сложных. К числу элементарных операций можно отнести следующие:
– вырезание из бумаги полосок;
– сгибание листа, нескольких листов бумаги, тонкого картона;
– приклеивание полосок, вырезанного материала на лист, картон;
– отмеривание порции на весах;
– отмеривание ложкой в пакет;
– засыпка семян, крупы в пакет;
– заклеивание конверта, приклеивание цветного материала на лист, картон по рисунку и без него;
– подсчет сделанного.
Широкое применение в технологии сопровождения имеют различные тематические и подвижные игры, помогающие направленно решать вопросы, связанные со стимулированием усвоения ребенком, имеющим особые нужды, определенного социального опыта поведения, активизировать его развитие, добиваться направленной коррекции активности. Посредством игр корректируются устойчивость, переключение, распределение и объем внимания.
В специальной литературе можно встретить множество рекомендаций по применению игр в коррекционной работе с детьми. Примером могут послужить группы игр для использования коррекции поведения детей с гиперактивностью (но Ю. С. Шевченко):
1. Подвижные игры, направленные на развитие внимания ребенка: "Повтори за мной", "Слалом-гигант", "Гонка за лидером", "Шапка-невидимка", "Внимание – животные", "Запомни ритм", "Машинка", "Мяч в круге" и др.
2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости: "Скамья запасных", "Восковая скульптура", "Автомобиль", "Живая картина", "Море волнуется", "Замри-отомри".
3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности: "Сила честности", "Съедобное-несъедобное", "Черное с белым не носить, “да” и “нет” не говорить", "Подскажи молча", "Продолжи ритм", "Скалолазы", "Угадай мелодию", "Личный подвиг" и др.
Тематические и подвижные игры способствуют развитию определенных функций ребенка. Добившись улучшения в развитии, коррекции развития одних функций переходят к другим играм, способствующим достижению последующих целей. Имеют место игры, которые изначально способствуют развитию нескольких функций ребенка, например внимания и усидчивости, внимания и сдержанности, усидчивости и сдержанности. К таким играм, которые помогут специалисту в коррекции развития нескольких функций, относятся: "Кто ушел?", "Кто, где сидел?", "Узнай голос", "Слепой скульптор" и т.п.
В процессе сопровождения детей, имеющих недостатки в организации движения, направленно используются различные специальные спортивные тренажеры, упражнения, спортивные игры.
Гимнастическая скамейка – это самый удобный снаряд для упражнений в равновесии. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полом, перевернутой.
Музыкально-ритмические занятия. Музыка изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.
Гимнастические и акробатические упражнения направлены на развитие гибкости, укрепление мышц, туловища. В качестве упражнений используются: перешагивание через препятствия, совместные действия с партнером, с различными предметами (веревкой, мячом, гимнастической палкой, обручами и т.п.).
Упражнения нередко выполняются с проговариванием, что способствует не только развитию физических, активноволевых возможностей ребенка, но и речи последнего.
Широкое развитие получили специальные занятия, в ходе которых организуется выполнение каждым участником определенной ролевой функции. К ролевым играм, в ходе которых ребенок усваивает определенные социальные роли, относятся "В магазине", "У врача", "В классе", "Дома" и др. В ходе ролевых игр ребенок усваивает социальный опыт поведения, общения с другими детьми, готовит себя к естественным условиям среды.
В индивидуальном развитии детей с особыми образовательными потребностями нередко используются возможности комплексного подхода, который предусматривает привлечение группы специалистов для проведения комплексной диагностики, коллегиальную разработку определенного комплекса педагогических мер и ее практическую реализацию в работе с ребенком. Комплексный подход позволяет по совокупности принимаемых взаимодополняемых мер с наибольшей эффективностью добиваться индивидуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Комплексный подход предусматривает участие различных медицинских специалистов, психологов, педагогов, социальных работников, семьи ребенка и возможности его непосредственного окружения по месту жительства или в образовательном учреждении.
Следует подчеркнуть, что в социально-педагогическом комплексе подразумевается проведение различных видов занятий, обеспечивающих направленное развитие тех или иных функций ребенка, в том числе:
– различные виды игр (игротерапия), ставящие своей целью постепенное развитие подвижности ребенка через интерес к некоторым предметам и занятиям, развитие у него коммуникационных возможностей, применение на практике некоторых знаний и навыков, овладение определенным социальным опытом поведения, общения;
– трудотерапию с использованием разнообразных средств, направленную на развитие у ребенка мелкой и общей моторики и способствующую расширению у ребенка навыков самообслуживания и полезной трудовой деятельности;
– занятия по изобразительному искусству как средство развития у ребенка пластики рук, фантазии, образного мышления;
– вырезание и конструирование из бумаги и картона (аппликация) – развитие моторики рук ребенка.
Наряду со специфическими функциями кружковая работа, изобразительное искусство, различные игры, трудотерапия выполняют и комплексные: развитие пластики рук ребенка, мелкой моторики, овладение социальным опытом, самопроявление.
Осуществление индивидуально-коррекционных мероприятий проходит под наблюдением специалистов, что дает им возможность в зависимости от достигаемых результатов корректировать разработанную индивидуальную программу.
При комплексном подходе к социально-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями при совместной работе медицинских работников, социальных педагогов, психологов и родителей ребенка удается добиться желаемого результата. Семья приобретает естественный социальный статус, ребенок – возможность развиваться, воспитываться с учетом индивидуальных особенностей, овладевать профессией, желанием трудиться, быть полезным. У детей вырабатываются трудовые, социальные навыки, навыки самообслуживания для будущей самостоятельной жизни, повышается жизненный кругозор, расширяется социальное пространство. Человек занимает свое социальное пространство, становится приемлемым для социального окружения.