Социальное мышление и направленность лидера
Социальное мышление – мышление, ориентированное на познание социальной действительности, т.е. людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей[1].
Социальное мышление – мышление личности о социальной действительности, которая является ее объектом. Предметом социального мышления выступают люди, особенности их поведения и взаимоотношений, социальные процессы, в которых реализуются общественные отношения, весь жизненный путь личности. Коммуникативность мышления личности, с точки зрения профессора А. К. Абульхановой-Славской, имеет три качества или способности. Первое состоит в самой мыслительной адресованности к другому человеку, в оценке его позиции и учете его самого при мыслительном рассмотрении проблемы. Второе состоит в предвосхищении, т.е. в прогнозировании, ожидании мнения другого человека, его оценок, понимания суждений. И третье качество социального мышления состоит в степени развития способности и склонности к диалогу[2].
Аспекты, определяющие сущность социального мышления, по Д. Майерсу, – это определение "Я" в социальном мире, социальные убеждения и суждения, связи между поведением и установками, социальное познание и поведение в состоянии нездоровья[3], т.е. социальное мышление связано с самопознанием личности, пониманием места в социуме и обоснованием для его занятия.
Социальное мышление нарушено, если имеет место:
– непонимание или неадекватное (с точки зрения профессионального психолога);
– понимание социальных ситуаций;
– неспособность, утрата способности пользоваться социальной речью;
– непонимание знаков социальной коммуникации;
– непонимание социального содержания образных оборотов речи.
Проблемам выбора лидером предпочтений и ориентиров, критериев оценки происходящего уделяют внимание многие исследователи лидерства. Системное мышление лидера должно сочетаться с опорой на принципы деловой направленности, альтруизма, гуманизма по отношению к последователям. Такая направленность определяет предпочтения лидера в выборе методов влияния – в пользу социально-психологических методов, в восприятии подчиненных – на основе модели Y Д. МакГрегора. Если иметь в виду модели идеального лидера (с точки зрения его последователей и одновременно с точки зрения процветания возглавляемой им организации), т.е. модели лидера 5-го уровня по теории Дж. Коллинза или модели лидера-служителя, то факторы, способствующие развитию лидера в направлении к достижению этих идеалов, в совокупности составляют направленность его личности. В концепции эмоционального интеллекта важная роль отводится умению лидера воспринимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, стремлению к пониманию собственной психики и души человека, на которого влияет лидер, обладанию способностями к эмпатии, т.е. способности встать на позицию другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами, проникнуться его мыслями и чувствами, но при этом не используя это проникновение во вред. Эти характеристики эмоционального интеллекта также отражают социальную направленность личности лидера, его высокие этические качества.
Направленность личности – система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека[4]. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение и др. В то же время эти формы проявления направленности одновременно могут выступать и в качестве факторов, определяющих направленность, т.е. те же влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение и многие другие, причудливо взаимодействующие в сознании индивидуума, могут определять направленность личности в каждую минуту, в процессе текущей деятельности и поведения, в близкой или далекой перспективе. Можно говорить, по аналогии с диспозицией мотивов, о диспозиции направленности. Однако такие факторы, как убежденность, мировоззрение, принципы, ценностные ориентации, составляющие ядро личности, остаются сравнительно неизменными и оказывают такое влияние на поведение, которое можно прогнозировать, зная эти основные качества личности.
Исторически существовали такие точки зрения на "генеральные" источники активности, на смысл жизни человека: стремление к удовольствиям (гедонизм), исполнение долга (И. Кант), сексуальные влечения (3. Фрейд), "социальные стремления к господству или подчинению" (А. Адлер). Ф. Энгельс писал, что человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Побуждать человека могут и материальные, и идеальные мотивы.
Мотивы – осознанные побуждения к деятельности или поведению. Это внутренние побуждения, вызываемые неудовлетворенными потребностями, интересами, убеждениями и т.п. Мотивы формируются в сознании человека (в отличие от стимулов, которые являются внешними по отношению к человеку побуждениями к деятельности. Стимулом в древнем Риме называли тонкий заостренный шест, которым управляли лошадьми, запряженными в колесницу). При ощущении голода в сознании человека формируется мотив к удовлетворению потребности в еде, и человек проявляет активность, которая может привести его к удовлетворению этой потребности. Желая получить хорошие производственные результаты, организация придумывает стимулы (меняет уровень оплаты труда, обещает премии, "повесить портрет на доску почета", угрожает увольнением и т.п.). При этом руководители организации исходят из собственных представлений о том, что именно эти предлагаемые стимулы произведут нужное изменение трудового поведения. Но чтобы этого добиться, предлагаемые стимулы должны соответствовать мотивам человека, его актуальным потребностям, интересам, ожиданиям и т.п. (правило грамотного стимулирования). Не даст ожидаемого результата обещание морального стимулирования (та же "Доска почета"), если работник хочет получить денежное вознаграждение, и наоборот.
Потребность – испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Выделяют материальные потребности, духовные (когнитивные, то есть познавательные, эстетические), общественные (общественная деятельность, труд, статус, оценка других, дружба, любовь).
Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним: потребность выражает необходимость, а интерес – личную приязнь. Углубившийся или утвердившийся интерес может перерасти в потребность. Виды интересов, как и потребностей – материальные, духовные, общественные. Непосредственный интерес – к самому процессу деятельности, опосредованный – к результату. Пассивный интерес – созерцательный, активный – связан с овладением объектом интереса. Интересы могут быть широкими, глубокими, узкими, различаться по объему. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта (например, интерес к определенному учебному предмету), и опосредованный интерес к объекту как средству достижения определенных целей (например, интерес к учебному предмету как средство получения высокого балла). ОГЛАВЛЕНИЕ и широта интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида па определенную деятельность. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Мировоззрение – система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Это ядро направленности личности, ее отношения к различным сторонам общественной жизни. Оно же – высший регулятор поведения и действий личности, определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придает стойкость и твердость характеру, сказывается на облике человека, на совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Качество мировоззрения определяется следующими признаками: научность (богатство и глубина знаний, свобода от суеверий, страхов, неуверенности), систематичность и цельность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности (умение за деревьями видеть лес, и наоборот), связь с деятельностью и поведением (в отсутствие связи проявляется лицемерие, двойная мораль).
Убежденность – глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Идеи должны слиться с чувством и волей; поступки, противоречащие принципам, невозможны.
Идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Имеют место два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное. Идеал – это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется. Идеалы, к которым стремится человек, позволяют ему формулировать и определять цели жизни, развития, деятельности. Чем конкретнее и точнее представляется человеку идеал, тем точнее могут быть его цели. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место человека в этом мире, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их убеждения.
Влечение – наиболее примитивная, но своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему- либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и способствует построению плана действия. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Вперед форма направленности – стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать определенным образом. Собственные убеждения человек часто стремится подтвердить аргументами и доводами. Убеждения формируют мотивацию человека. А в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Установка (аттитюд) – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определенным образом, т.е. естественным путем. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.
Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определенным углом зрения и реагировать определенным образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:
– лично на самого собеседника;
– на суть беседы;
– на обстоятельства разговора и т.д.