Лекция 8. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНИЧНОСТИ: РОЛЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МАССМЕДИА
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• и понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационно-психологической безопасности общества;
• базовые принципы и основные характеристики эффективной деятельности диалогового характера в сфере этножурналистики;
уметь
• выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел, определить дальнейший ход работы;
• применять знания в профессиональных, социальных и межличностных отношениях;
• привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных этнических групп общества для обеспечения баланса интересов и мнений в медиаконтенте;
владеть
• методами психологии журналистики при решении социальных и профессиональных задач;
• методикой анализа актуальной этнопроблематики и навыками работы с источниками знания в сфере этнопсихологии в целях объективного се освещения.
Россия, как известно, является одной из самых многонациональных стран мира. В листах переписи 1994 г. фигурировало 176 народов, после переписи 2010 г. в различных источниках, как правило, указывалась цифра "более 180". Такая расплывчатость в последнем случае была обусловлена двумя факторами: добровольностью отнесения себя отвечающим к той или иной национальности или отказом отвечать на данный вопрос, что также было допустимым. В отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстата) по итогам последней столь масштабной переписи населения России отмечается, что "в 2010 г. насчитывалось 22 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 2002 г. таких национальностей было 23, а в 1989 г. – 17. В период 1989–2002 гг. в группу наиболее многочисленных национальностей вошли азербайджанцы, даргинцы, кабардинцы, кумыки, якуты и лезгины... Численность семи национальностей превышает 1 млн человек... Русское население являегся наиболее многочисленным (111 млн человек) и составляет 80,9% общей численности населения"[1].
Показательны и другие цифры. Так, переписью были учтены все варианты самоопределения населения по вопросам родного языка и владения языками в целом. В 2010 г. владение русским языком указали 138 млн человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), тогда как в 2002 г. – 142,6 млн человек (99,2%). Среди других языков наиболее распространенным является (вот может быть для кого-то неожиданность!) – английский язык. Владение им указали 7 млн 574 тыс. наших сограждан (в 2002 г. – 6 млн 955 тыс.). На втором месте – татарский язык (4 млн 281 тыс. в 2010 г. и 5 млн 348 тыс. в 2002 г.), далее с заметным отставанием Росстатом указаны (по убывающей, в процентном отношении) – немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский языки[2].
Вместе с тем сегодня никто, наверное, не будет спорить по поводу того, что глобализационные процессы, интернационализация всех сфер нашей жизни, то и дело возникающие конфликты и локальные войны выводят в число наиболее актуальных прежде всего проблематику полиэтничности как особой формы существования этнического. А массмедиа являются мощным ресурсом и ключевым фактором, определяющим развитие гражданской и этнической идентичностей, межэтнических отношений, этносоциальной дифференциации. Без преувеличения можно сказать, вся эта проблематика, как свидетельствуют события новейшего времени, в развитии геополитических процессов остается одной из важнейших для человечества па рубеже веков.