Социально-терапевтические технологии социальной работы с семьей
В теории и практике социальной работы подходы к социальной терапии семьи не имеют однозначной трактовки. Одни ученые полагают, что это мультидисциплинарная область практики, но социальная работа в ней представлена слабо. Другие считают, что семейная терапия – область практической социальной работы, ее методы обогащают технологии социальной работы и она должна быть приоритетной областью профессионалов.
Семейная терапия – это особая область практики социальной работы, которая может быть представлена специфическими интервенциями, пониманием клиента и его проблем, методами социальной диагностики клиента. В терапевтическом подходе семья как клиент имеет свою специфику: в центре внимания социального работника находятся системные отношения "личность в ситуации/окружении". Внимание сфокусировано на всей системе межличностных ролевых отношений и коммуникаций с учетом различных межпоколенных взаимодействий внутри семьи. Рассматриваются все стадии развития семьи в качестве целостной системы, этапы формирования членов семьи с учетом индивидуальных факторов роста.
Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции родителей и детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций на разных стадиях оформления семейных отношений осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем – брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различные проблемы, осложняющие жизненные стратегии и детей, и брачных партнеров.
Как уже отмечалось, согласно концепции С. Роудс, семья проходит семь стадий развития – от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.
Сложнейшая стадия семейных отношений начинается, когда дети достигают подросткового возраста. В этот период происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников, наблюдается тенденции ослабления эмоциональных контактов с родителями; важную роль для подростков начинают играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодежной субкультуры. Среди причин конфликтов с родителями можно выделить (X. Ремшмит):
• отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
• различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
• психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
• перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.
Наиболее распространенная форма конфликта – побег молодых людей из дома.
В период перегруппировки, когда взрослые дети покидают родительский дом и создают свои семьи, также возникают сложности в отношениях между детьми и родителями. По мнению Б. Ю. Шапиро, советы и вмешательство родителей при выборе повзрослевшими детьми брачного партнера нередко провоцируют конфликты "отцов и детей". Позиция доминирования и покровительства не способствует развитию диалога, а ведет к деструктивным проявлениям.
На стадии взаимной поддержки конфликты возникают, когда родители-пенсионеры начинают нуждаться в поддержке детей. Конфликты между поколением родителей и прародителей, согласно В. Сатир, чаще всего происходят из-за того, что членами семьи не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в их новых ролевых статусах. Уважительно относиться к жизни всех членов семьи, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.
На основе психологической теории личности Э. Эриксона и стадий развития семьи, выделенных С. Роудс, определены типичные конфликты, соответствующие жизненным и семейным кризисам (табл. 15.3).
Таблица 153
Типичные конфликты, соответствующие жизненным и семейным кризисам
Типология семьи |
Родительские функции |
Потребности и задачи в период жизненного цикла |
Типичные проблемы и кризисы |
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем |
Подготовка к роли отца и матери; адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком |
Основная задача – формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасного места, где есть забота и участие |
Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителей от ребенка, пренебрежение, инвалидность, умственное отставание |
Семья с ребенком дошкольного возраста |
Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим с появлением ребенка материальным затратам; поддержка сексуальных отношений супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций |
Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование отношений к родителям типа "Я сам", формирование инициативы/ чувства вины |
Неадекватная социализация, недостаточное внимание со стороны родителей, чрезмерная опека родителей, неправильное поведение |
Семья школьника |
Воспитание интереса к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений |
Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, компетентности, усердие/ неполноценность |
Неудачи в учебе, членство в девиантных группах |
Семья с ребенком старшего школьного возраста |
Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие индивидуальности ребенка |
Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, диффузия идеалов |
Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность |
Семья с взрослыми детьми, входящими в мир |
Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, установление хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки |
Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность/изоляция, любовь как способность вверять себя другому человеку, уважение, ответственность |
Отцовство/ материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, преступность, неверное поведение на работе/в учебном заведении |
Семья среднего возраста ("пустое гнездо") |
Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями |
Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, производительность/ стагнация, продуктивность/ инертность |
Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, "конфликт отцов и детей", провал карьеры, неорганизованность |
Постаревшая семья |
Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей, воспитание в себе готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти |
Возможности для саморазвития в роли пожилого человека, целостность/отчаяние |
Вдовство, хроническая беспомощность, непонимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция |