Социально-психологическое развитие в средней школе
Игнорирование возрастных особенностей подростков приводит к тому, что референтные группы складываются за пределами школы, а их нормы и ценности могут носить асоциальный характер. Это происходит тогда, когда школа не может предоставить социально-приемлемые рамки для самореализации подростка, и, как результат, подростки ищут пространства для самореализации в других социальных институтах, которые не всегда имеют просоциальную направленность.
По данным международного исследования The Programme for International Student Assessment (PISA), основная школа (5–9 классы) показывает самые низкие результаты, в отличие от начальной и старшей школы. Аналитики результатов исследования PISA связывают различия в результатах с тем, что в начальной школе появились новые не количественные, а качественные результаты образования. В частности, в программах по обучению чтению произошла переориентация от обучения скорости чтения (количественный показатель) к развитию читательской грамотности (способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни – качественный показатель). А в основной и старшей школе пока не произошло качественных изменений, более того, результаты начальной школы не учитываются в средней. Однако учащиеся старшей школы, понимая, что предстоит поступление в вуз, обращаются к репетиторам, поэтому результаты старшеклассников выше результатов учащихся основной школы.
В исследовании PISA каждый год предпочтение отдается какому-то одному направлению. Так, в 2000 г. предпочтение было отдано исследованию грамотности чтения, в 2003 г. – математической грамотности, в 2006 г. – грамотности естественно-научной, в 2009 г. – снова грамотности чтения. При этом грамотность понимается как способность учащихся применять на практике полученные знания и навыки в основных предметных областях, а также анализировать, рационально объяснять, эффективно взаимодействовать при постановке, разрешении и интерпретации задач в различных жизненных ситуациях. Грамотность в таком понимании можно развивать не только путем организации различных форм образования, но и на материале учебных предметов.
Цель обучения в современной основной школе можно сформулировать следующим образом[1]: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся. Для организации социально-психологического развития необходима организация двух этапов образования. Первый этап представляет собой образовательный переход (5–6 класс) из начальной школы в основную. На переходном этапе предполагается предоставление возможности осуществить пробы собственных возможностей и интересов.
Первый этап (5–6 класс, 10–12 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и резкие перемены в школьном обучении, т.е. осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования. Для достижения этой цели важно создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать "инструментарий" учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях; организовать пробы построения учащимися собственных образовательных траекторий в разных видах деятельности; помочь каждому учащемуся определить границы своей "взрослости"; создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков; не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.
Второй этап (7–9 классы) – период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети осваивают все ее пространство, интенсивно ищут свои интересы и предпочтения. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и легко переключаем. На этом этапе школьного обучения предоставляются условия для личного самоопределения подростка (планирование своей дальнейшей деятельности). Чтобы самоопределение подростка протекало более успешно, нужно проводить занятия в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, разновозрастные занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные школы и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Постепенно сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей. На этом этапе необходимо подготовить учащихся к самостоятельному планированию и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов); организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах; создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков.
Завершение этого периода знаменуется для каждого девятиклассника первым в его жизни социальным самоопределением: продолжать ли получение полного общего образования в школе или выбрать иную образовательную траекторию, поступив в учреждение начального профессионального образования.
Социально-психологическое развитие в старшей школе
Противоречие, с которым сталкиваются учащиеся старшей школы, связано с тем, что повышается уровень социального давления со стороны школы и семьи. Родители старшеклассника ожидают, что он окончательно определится с выбором профессии, как правило, это напрямую связывается с выбором вуза, в который школьник планирует поступать. Ожидания школы определяются необходимостью сдачи государственных экзаменов, поскольку итоги выпускных испытаний – это не только индивидуальный результат учащихся, но и показатель качества образовательного учреждения. Согласно концепции возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, в возрастной период 14–17 лет формируются профессиональные интересы, ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая определяет личностное развитие, потребность к самопознанию, формирование самосознания, самоактуализацию, т.е. именно благодаря выбираемой профессии происходит развитие личности старшеклассника.
Подход к описанию движущих сил развития в данном возрасте А. В. Петровского заключается в том, что процесс развития личности проходит в высокоразвитых группах, которые формируются в связи с тем, что старшеклассник самоопределяется профессионально, он начинает включаться в группы, которые ориентированы на поступление в определенный ВУЗ. Таким образом, профессиональная ориентированность групп частично определяет характер отношений участников этих групп.
Вторая составляющая противоречия, с которым встречаются старшеклассники, заключается в том, что в данном возрасте решаются задачи по становлению личностной идентичности. Э. Эриксон связывает возрастной период 11–18 лет с необходимостью решить задачу по объединению собственных знаний о себе и представлений окружающих в единую систему, благодаря которой сложится адекватная идентичность. Таким образом, в период обучения в старшей школе продолжается период формирования личностной идентичности, т.е. решают проблемы личностного становления.
Ожидания со стороны семьи, родителей и необходимость завершить процессы личностного развития могут быть ресурсами друг для друга, а могут вступать в противоречие. В случае если на предыдущем этапе в средней школе, будучи подростком, школьник не научился совершать осознанный собственный выбор, не совершил серию проб собственных возможностей и интересов, то в старшей школе он может столкнуться с противоречием между требованиями окружающих его социальных институтов и внутренней неспособностью и неготовностью совершать обоснованный выбор. С другой стороны, если средняя школа стала пространством для исследования собственных возможностей, тогда к моменту перехода в старшую школу у подростка достаточно представлений о своих возможностях и интересах, которые необходимо обобщить и на их основании совершить выбор. В этом случае старшеклассник продолжит саморазвитие и будет адекватен ожиданиям общества.