Лекция 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
После изучения данной главы студент должен:
• знать основные социально-психологические явления, которые возникают в условиях любой совместной, в частности экономической, финансовой и предпринимательской, деятельности; имена и фамилии известных социальных психологов и результаты их экспериментальных исследований;
• уметь описать социально-психологические феномены с помощью научных понятий;
• владеть навыками прогнозирования поведения людей.
Социальная фасилитация и социальная ингибиция
Американская социальная психология наиболее интенсивно начала развиваться с эмпирического (экспериментального) изучения того, как меняется поведение живых организмов (в частности человека) в присутствии других особей. Так появились исследования социальной фасилитации и социальной ингибиции, которые фактически заложили основу большинства последующих социально-психологических исследований и теорий в этой стране. При изучении феномена социальной фасилитации первоначально исследования проводились в лабораторных условиях, где экспериментальные группы формировались из случайных индивидов, которые не имели предшествующего опыта общения друг с другом. Каждый участник такой случайной группы получал индивидуальное задание и выполнял его сначала в одиночестве, а затем в присутствии остальных членов группы, после чего результаты выполнения задания сравнивались (Н. Трипплет, Ф. Олпорт).
Кроме того, американские социальные психологи в первой трети XX в. уделяли много внимания экспериментальному изучению эффективности трудовой деятельности индивида и группы, при этом исследования также во многом были связаны с феноменом социальной фасилитации. В результате было установлено, в частности, что при решении относительно простых задач (таких как сравнение веса различных предметов, подсчет количества сигналов в серии и т.п.) группа чаще превосходит индивида, причем точность ее решений зависит от величины группы.
В конце 1930-х гг. при проведении этих исследований был открыт так называемый эффект Рингельмана, когда по мере увеличения количества членов в экспериментальной или реальной группе, например в рабочей бригаде, происходит уменьшение среднего вклада каждого участника в итоги групповой работы. Этот эффект, впервые описанный французским ученым Максимилианом Рингельманом, противоречил выводам социальных психологов об обязательном превосходстве группы над индивидом. Исследование эффекта Рингельмана показало, что если в группе отсутствует положительная оценка индивидуальной трудовой активности, то возникает такое явление, как социальная леность. Следует отметить, что психологическая природа социальной лености и социальной ингибиции на индивидуальном психологическом уровне различна. Социальная ингибиция – это негативное влияние других людей на индивида, возникающее, например, в результате стеснения, стыда, неуверенности, избегания ответственности и пр. Социальная леность – это нежелание человека проявлять свою активность, если у него нет уверенности в том, что он получит социальное одобрение (восхищение и т.п.), т.е. нежелание тратить силы "попусту". Было также установлено, что чем больше людей в группе, тем выше в ней проявляется социальная леность, однако чем выше групповая ответственность, тем ниже леность.
Главная теоретическая проблема исследований состояла в том, чтобы понять и объяснить природу всех этих социально-психологических явлений. И здесь выяснилось, что непосредственное присутствие других людей в момент выполнения деятельности оказалось важным, но вовсе не обязательным фактором фасилитации и ингибиции. Получалось, что и наедине с самими собой люди часто ведут себя так, будто за ними кто-то наблюдает или кто-то увидит результаты их труда и "заочно" оценит их позитивно либо негативно. Это заставило многих ученых дифференцировать ситуации "присутствия других". Например, американский социальный психолог Барри Коллинз предложил различать шесть ситуаций, в которых в различной степени проявляется эффект социальной фасилитации:
1) находясь наедине с самим собой, человек выполняет действия, результаты которых никогда не станут известны другим людям;
2) выполняя работу в одиночестве, человек знает, что ее результаты впоследствии станут известны другим людям;
3) человек действует в присутствии людей, которые не обращают на него внимания;
4) человек действует в присутствии других людей, которые оценивают его, задают вопросы, высказывают мнения и пр.;
5) человек активно взаимодействует с людьми, но результаты его индивидуальной деятельности никак не зависят от действий других людей; в свою очередь, он также не может повлиять на действия окружающих;
6) человек действует как равноправный и активный участник группы, при этом результаты его деятельности непосредственно влияют на работу других и зависят от того, что делают другие люди в группе.
Как следует из типологии Б. Коллинза, социальная фасилитация проявляется и тогда, когда другие люди непосредственно не присутствуют в момент выполнения человеком его действий, однако его действия таковы, как будто другие люди находятся рядом. Это явление существенно расширяет наши представления о социальном как о психических процессах, психических состояниях и свойствах психики индивида в условиях непосредственного общения. Речь идет о социальных явлениях, которые как бы внедрены в психику, регулируют ее и даже являются ее частью, но которые имеют место даже тогда, когда человек находится наедине с самим собой, т.е. и в одиночестве человек не перестает быть социальным существом. Разумеется, длительная социальная депривация в значительной степени меняет психику человека, прежде всего его мотивацию. Это доказывает, что мотивация человека во многом определяется его социальными отношениями, а не только физиологическими (биологическими) потребностями, для удовлетворения которых необходимо выполнять некие операции с орудиями.
Постепенно социальные психологи начали искать ответ и на другой вопрос: при каких условиях группа как целое способна превзойти сумму достижений равных по количеству, но независимо друг от друга работающих индивидов? Однако по мере накопления экспериментальных данных становилось очевидным, что универсальных закономерностей, свойственных всем без исключения группам, не существует. Группы весьма значительно различались, поэтому первые эксперименты в области социальной психологии групповой эффективности оказались не в состоянии выявить четкие закономерности влияния группы на индивида, т.е. раскрыть устойчивые механизмы возникновения феноменов социальной фасилитации и социальной ингибиции в группах. Со временем главным методологическим принципом здесь становится поиск переменных, которые определяют эффективность совместной деятельности группы. Однако, по мнению российского социального психолога Р. С. Немова, около 25 изученных в XX в. групповых характеристик так и не дали ответа на вопрос: что же именно определяет эффективность групповой деятельности?