Социально-психологические процессы в организации

Организацию в социально-психологическом аспекте можно определить как объединение людей, направленное на достижение социально-экономических целей и удовлетворение мотивов, потребностей, интересов посредством совместной трудовой деятельности и имеющее правовой статус, определяемый законами общества.

Критерием, отличающим социальную организацию от всех других видов социальных групп, является определенная структура отношений и система взаимосвязанных интересов, мотивирующих трудовую деятельность. Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Социально-психологические процессы в организации зависят от ее типа:

– собственно "экономические организации", регулируемые материальным интересом;

– неэкономические организации, выполняющие экономические функции ("экономически активные"), например, государство и церковь;

– экономические организации, регулируемые неэкономическими способами ("экономически регулятивные"), наподобие земельных общин, профессиональных цехов и гильдий;

– организации, "утверждающие формальный порядок", осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности, например, правоохранительные органы.

Особенности социально-психологических процессов в организации зависят также от исторических форм хозяйственных организаций.

Община – строится па тесных внутренних связях, зачастую объединяется по территориальному или кровному и родственному признакам. Для нее характерны:

– формальное равенство;

– общая собственность;

– нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций;

– всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку.

Корпорация – относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных, но более профессиональных связях. У нее более узкая функциональная нацеленность, выраженная многоступенчатая иерархия, жесткое разделение внутренних обязанностей, более формальный административный порядок.

Ассоциация – это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Она создается под специальные задачи и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Это общества потребителей, а с социологической точки зрения – акционерные общества, члены которых могут покупать и продавать свои права на участие в деле на открытом фондовом рынке.

У этих форм организаций разные монопольные устремления, ценности, нормы, степень закрытости, иерархические структуры, степень подчинения интересов групп и индивидов групповым целям, связь вознаграждения с принадлежностью к организации.

Особенности социально-психологических процессов в организации раскрываются через множество переменных. Это благоприятность социально-психологического климата в группе, психологическая атмосфера в структурном подразделении в сравнении с ожидаемой (идеальной) для сотрудников атмосферой. Не менее важна преобладающая ориентация членов группы па общее дело или на взаимодействие с коллегами, уровень групповой сплоченности социальных общностей отдельных структурных подразделений организации. Среди социально-психологических процессов можно выделить особенности межличностных отношений, стиль межличностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуациях, состояние взаимоотношений руководства структурных подразделений с их подчиненными, степень конфликтности и глубину существующего конфликта в группе.

Важной переменной является качество и эффективность управленческой деятельности руководящего звена, стиль управления коллективом конкретного руководителя, в частности соотношение директивного, коллегиального и либерального методов, а также ролевая направленность деятельности конкретного руководителя (преобладание решения текущих проблем, задач ближайшей перспективы или способность к стратегическому мышлению), преобладающая направленность и соотношение уровня ориентации на выполнение поставленных задач и решение социально- психологических проблем в подчиненной группе.

Влияние на социально-психологические процессы в организации оказывают социометрические статусы членов конкретного подразделения, релевантность их авторитета по признакам симпатии/антипатии с точки зрения совместной деятельности, решения служебных, личных проблем, а также проведения досуга, социально-психологический статус рядового и руководящего персонала, наличие в подразделении неформальных лидеров и аутсайдеров, возможное существование неформальных групп. Удовлетворенность сотрудников ОГЛАВЛЕНИЕм и результатами профессиональной деятельности, условиями работы, уровнем и качеством профессиональной подготовки, общий уровень лояльности сотрудников к организации в целом и к своим непосредственным руководителям, основные демотивирующие факторы, возникающие в процессе выполнения поставленных задач, оценка управленческих качеств руководителя также оказывают значимое влияние на функционирование организации как социально-психологического сообщества.

На функционирование организации или ее структурных подразделений влияют декларативные, а также истинные цели и мотивы деятельности, мотивационный профиль сотрудника, уровень адаптации (дезадаптации) новых сотрудников, уровень "профессионального выгорания" сотрудника и многие другие переменные.