Социально-психологические проблемы лиц пожилого возраста
К числу основных проблем людей пожилого возраста можно отнести отсутствие четкого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной трудовой деятельности, синдром "опустошения гнезда" и др. К числу основных проблем людей старческого возраста относятся проблемы здоровья, одиночества, ухода человека в себя; ощущения дискомфорта от замкнутого пространства и др.
Учитывая, что социальная педагогика как область практической деятельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом, следует отметить, что взаимодействие пожилого человека с социумом формирует одну из важнейших проблем данного возраста. С этой точки зрения выделяют две группы клиентов, которые условно можно назвать:
а) социально стабильной группой. Несмотря на все присущие пожилым людям социальные, психологические и физиологические проблемы, представители данной группы не имеют ярко выраженных или устойчивых проблем взаимодействия с социумом (семьей, товарищами и друзьями, социальной средой в целом);
б) социально проблемной группой, представители которой, наоборот, имеют ярко выраженные временные, стабильные или нарастающие проблемы взаимодействия с социумом, заставляющие каждого пожилого человека все в большей мере ощущать снижение личностного и социального статуса без какой либо надежды на улучшение жизни.
Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, нищету, бесприютность и т.п.) – это драма невостребованности: нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Как известно, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений, что не может не усугублять данную проблему. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского опыта, в том числе профессионального, семейного. Важно создавать условия, помочь человеку продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.
Хорошо зарекомендовали себя в этом отношении различные технологии активизации добровольческих инициатив по месту жительства либо по профессиональному принципу: активное участие пенсионеров в деятельности по благоустройству дома и придомовой территории, включение их в различные инициативы общественного характера (наставничество над молодыми, помощь нуждающимся и т.д.). Одним из направлений работы с пожилыми людьми является использование их собственного потенциала. Эта задача решается путем привлечения наиболее активных людей к работе с такими же пожилыми людьми, как они сами. Создание клубов, студий, кружков, мастер- классов для пожилых людей – эти и другие механизмы достаточно хорошо используются в практике социальной работы отдельных регионов.
Серьезной проблемой пожилого и особенно старческого возраста является одиночество. Понятие это имеет социальный смысл: у человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты одиночества: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. Сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни, а с другой стороны, стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних.
Основной задачей социально-педагогической деятельности различных служб является помощь пожилым людям в преодолении замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию. В последнее время активно развиваются различные формы профессиональной переподготовки пенсионеров на базе высших и средних учебных заведений. Занятия по освоению навыков работы па компьютере, тренинги различных психологических навыков – все это находит отклик в среде людей, уже вышедших на пенсию, но еще сохранивших физические и эмоциональные силы, создавая среду общения сверстников, способствуя поддержанию активности, а зачастую и развитию ранее нераскрытых талантов и способностей.
Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, имеет его творческая деятельность. Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация различных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творческая деятельность в известной мере выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия.
Не менее острой проблемой пожилых людей является ограничение жизнедеятельности, под которым понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Данная проблема теснейшим образом связана с качеством материальной обеспеченности пожилого человека. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания, размером пенсии и др. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации, социальной помощи престарелым, обслуживания и патронатного сопровождения.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.