Социально-психологические проблемы личности в современной отечественной психологии
Так, в конце 80-х гг. XX в. личность рассматривалась разными авторами с позиций, часто противоречащих друг другу, которые давали неравнозначные возможности ее предсказывать, понимать и развивать. С началом демократизации общественных отношений, вхождением страны в рыночную экономику появляется ряд принципиально новых направлений. В конце 80-х гг. XX в. исследования личности располагались в континууме оптимальность (высшие уровни развития и достижения) – пессимальность (кризисные, регрессивные или связанные с преодолением трудностей). Особое внимание в исследованиях стало уделяться личности как субъекту.
Психология субъекта разрабатывалась и ранее в отечественной науке, она сменила концепции 60-70-х гг. XX в., основанные на гуманистическом подходе к личности, в котором особая значимость придается идеалу формирования всесторонне развитой личности. Главной особенностью развития субъектного подхода стало обращение не столько к выявлению тех или иных ценностей, способностей, качеств личности, основанных на высоких морально-этических принципах, сколько к анализу ориентировки и способов решения личностью глобальных проблем современной ситуации.
Понимание субъектности связано с положением С. Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека в мире и соответствующих этим способам отношений его к жизни. В одном случае жизнь не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, он не видит жизнь в целом и не может выйти за ее пределы для рефлексии, человек рассматривается is системе "объект – деятельность – субъект". Во втором случае его способ существования связан с рефлексией, которая прерывает непрерывный процесс жизни и позволяет человеку мысленно выйти за ее пределы, занять позицию вне ее.
Такой способ существования характерен для человека, способного выйти за пределы конкретных ситуаций и отнестись к жизни как к целому. Его характеризует принадлежность к системе "мир – бытие – субъект жизни", а также способность организовывать и регулировать свой жизненный путь как целое, переживать смысл жизни как возможности творчества, причастности к общественным ценностям, полноты самовыражения. Важно отметить, что концепция личности как субъекта жизненного пути позволила рассматривать не только зависимость личности от ее жизни, но и зависимость жизни от личности.
В. К. Шабельников считает, что ключевой проблемой психологии становится изучение процессов интериоризации субъектности путем локализации человеком субъектных функций, изначально принадлежащих не индивиду, а нелокальным образованиям. По его мнению, наиболее близкой человеку детерминирующей системой выступает семья, и если рассматривать психологическую структуру семьи как целостную систему родовых напряжений, передаваемых ребенку, то в данном случае можно выявить источники мотивов и субъектности ребенка.
Важно отметить, что в объяснении психических явлений человека В. К. Шабельников обращается к анализу геобиосферных и социальных ситуаций, детерминирующих складывающийся тип деятельности и развитие личности, поскольку "психические качества индивидов, системы ценностей, мотивация и когнитивные способности формируются в соответствии с заданностью людям их функций".
Социальная детерминация личности рассматривается им не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества "путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности".
По мнению В. К. Шабельникова, личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта включенного, на основе сложившихся базовых ценностей, в разные социальные ситуации. Особенности включения определяются принятием субъектной функции, реализуемой субъектом во взаимодействии. Личность формируется в ходе интериоризации ею субъектных функций (исполнитель, координатор, оценщик, потребитель, объект потребности, ориентировщик) из детерминирующих напряжений и семьи, и локализованных в структуре семьи более глобальных социальных систем.
В. К. Шабельников утверждает, что степень функционального развития или деградации личности человека зависит от его включенности в нелокальные детерминирующие системы общества. При дестабилизации общества происходит переструктурирование схем личности, меняется характер ее функций, возникает необходимость освоить новые способы жизни, включиться в новые формы деятельности, при этом возрастает закрытость мира личности от воздействия непосредственно близкого, дестабилизирующего ее социального поля. При нестабильности ближайшего детерминирующего поля личность как функциональная система впитывает информацию из далеких источников, открывается к высшим уровням организации детерминирующих систем. Активное духовное развитие наблюдается именно в периоды социальной дестабилизации, в ситуациях кризисов и разрушения общественных систем. Богатство духовного развития обозначает кризис социальной системы, дестабилизацию и глубокие изменения в обществе. По сути дела, великие личности и выражают в своем творчестве энергию реконструирования социума.
После социальных революций утомленные и разочарованные массы стремятся избавиться от психических перегрузок путем включения в стабильные группы, гарантирующие им защиту при выполнении людьми простых функций в ритуализованных формах деятельности. В понимании масс хорошая социальная система – это общество, обеспечивающее людям заботу и благополучную жизнь при минимальных затратах их личностной энергии. При стабилизации и гармонизации социальной системы функции людей упрощаются, функциональная деградация становится мотивом достижения социального благополучия. Устойчивость общественных систем приводит к деградации личностных функций отдельных людей и отражается на духовном развитии человека.
В. К. Шабельников полагает, что личность современного человека формируется с включением в ее систему всех основных уровней субъектности. Качественные переходы на каждый новый уровень организации субъектности проявляются как возрастные кризисы онтогенеза личности. Переход от семейно-родовой ограниченности и защищенности личности материнской культурой к религиозно-государственному уровню субъектности, к символической, рефлексивной культуре происходит у современного ребенка как кризис трех лет. Затем подростковый кризис воспроизводит острую борьбу с властью старших, с их идеологией, создает мотивы самоутверждения личности, стремление к свободе, т.е. обеспечивает переход к уровню субъектности "вайшья". Переход к эпохе "шудру" – это кризис современного общества. Его острота и болезненность связаны с дефицитом технологий этого перехода, еще только формируемых современной культурой.
Современные исследователи обращаются к проблемам присутствия личности в тех или иных пространствах. В. А. Петровский в своей концепции самопричинности называет четыре "пространства": жизнь, культура, другой человек, я сам; вступая в каждое из которых человек обретает свое присутствие (человек есть "присутствие" – считал М. Хайдеггер). Личность характеризуется В. А. Петровским как особая идеальная форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, т.е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире. Полагая себя как субъект и запечатлеваясь в своей субъектности, человеческий индивид присутствует в том "психологическом пространстве", которое он может освоить физически или мысленно.
Взгляд на личность как на самопричинное существо, но уже с позиций историко-эволюционного подхода развивает А. Г. Асмолов, рассматривая существование личности в многомерной отраженности. В личности, как в системном качестве, он выделяет социотипическое и индивидуальносвоеобразное. Согласно его точке зрения личность как форма существования субъектности индивида представлена феноменами не только "здесь-и-теперь" бытия, но и его движениями в истории.
Одной из интересных тенденций выступает обращение к проблеме "личность и ситуация", раскрывающая не только механизмы взаимодействия между ними, но и необходимость изучения целостной личности в целостном мире.
Данная проблема исследуется в направлении реализации личности: а) в профессии, через описание половых и гендерных особенностей выбора, планирования, реализации личности в профессии и ее карьере (Э. Ф. Зеер, С. Т. Джанерьян, С. В. Рудакова и др.); в) в семье, в системе семейных взаимоотношений (Т. В. Андреева, Г. Навайтис, А. И. Татищева и др.); с) в экстремальных ситуациях (О. С. Васильева, В. И. Лебедев, Р. Л. Правдина и др.) раскрываются стадии переживания, позитивные функции экстремальных ситуаций в развитии личности.