Социально-психологические проблемы личности в гуманистической психологии
Осознание ограничений традиционных психологических направлений в исследовании личности стало основанием возникновения гуманистической психологии. Гуманистическая психология возникла в США в 40-х гг. XX в., строилась на основе философской школы экзистенциализма, изучавшей внутренний мир, экзистенцию человека. Данное психологическое направление признало главным предметом исследования личность человека, которую рассматривало как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, фактически создавшим психологию личности как особую предметную область психологической науки. В работах "Личность: проблема науки или искусства?", "Функциональная автономия мотивов", "Личность: психологическая интерпретация", "Становление: основные положения психологии личности" он обосновал положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Человек – прежде всего существо социальное, а не биологическое и поэтому он открыт для контактов и влияния внешнего мира и развивается во взаимодействии с окружающими людьми, с обществом. Г. Олпорт резко возражал против общепринятого постулата о том, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру.
В основе развития личности лежит не стремление к уравновешиванию со средой, а потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, реализовать потребность в развитии и самосовершенствовании.
Рассматривая "личность как динамическую организацию тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде", Г. Олпорт выдвинул концепцию черты. Под чертой он понимал "...нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы адаптивного и экспрессивного поведения". Он выделил и обосновал кардинальные, центральные и вторичные черты, которые составляют ядро личности, придают ей уникальность и неповторимость.
Черты, по Г. Олпорту, выступают как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Для понимания поведения необходимы как понятие черты (объясняет его согласованность), гак и понятие ситуации (объясняет его вариативность). Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других.
Г. Олпорт, разрабатывая проблему идентификации – отчуждения, раскрыл важнейшую характеристику сформированности личности – автономность черт. Он считал, что только у взрослого человека черты становятся автономными и не зависят как от биологических потребностей, так и от давления общества и позволяют ему одновременно оставаться открытым для общества и сохранять свою индивидуальность. Г. Олпорт утверждал, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Он разработал методы системного исследования и многофакторные опросники, позволяющие исследовать особенности развития черт личности конкретного человека, среди которых наиболее известен опросник Миннесотского университета MMPI.
К. Роджерс (1902-1987) – один из создателей гуманистической психологии. Представления о внутреннем (феноменологическом) мире человека, основанные на принципе ценности и уникальности человеческой личности, имеющей природное позитивное начало, и принципе самореализации, излагаются им в основных трудах "Взгляд на психотерапию. Становление человека", "Искусство консультирования и терапии", "Клиент-центрированная терапия". К. Роджерс, в отличие от З. Фрейда, утверждал, что человек изначально добр и позитивен и не нуждается в жестком контроле со стороны общества, поскольку такой контроль активизирует психологическую защиту, побуждает его поступать асоциально, проявлять жестокость и незрелость. Поэтому задача психолога заключается в оказании помощи человеку в актуализации позитивных тенденций, стремления к самоактуализации, социальной ответственности, желания стать "полностью функционирующей личностью".
Опираясь на современные теории и свой практический опыт, К. Роджерс полагал "Я-концепцию" фундаментальным компонентом структуры личности. Он писал, что " ...человек принадлежит к определенному виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях". Поэтому, по К. Роджерсу, "Я-концепция" формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и выступает интегральным механизмом саморегуляции его поведения.
В течение жизни человек приобретает символизированный опыт, складывающийся из переработанных восприятий. Такой опыт образует "феноменальное (перцептивное) поле", являющееся для индивида уникальной, индивидуальной реальностью, на которую реагирует его организм. Часть перцептивного поля образует систему "Я" как результат оценочного взаимодействия со средой и с другими людьми. Система представлений о себе и окружающей среде и составляет "Я-концепцию".
На поведение человека влияет организм и "Я-концепция", и если опыты организма допускаются к осознанию, согласуются со структурой "Я", то в этом случае личность интегрированная (целостная), конгруэнтная ("Я-концепция" соответствует опыту), верная своим чувствам, осуществляющая тенденцию к реализации себя. Если получаемый человеком опыт не соотносится с его представлениями о себе или о мире, то он может восприниматься как угрожающий и приводить к невротизации личности, отчуждению между опытом и представлениями о себе, переживанию неконгруэнтности ("Я-концепция" не соответствует опыту). В случае неконгруэнтности "внешние ориентиры" не стабильны и человек склонен примыкать к относительно консервативным общественным, религиозным группам, группам близких друзей.
"Я-концепция" может быть "условно-позитивной" и "безусловно-позитивной". "Условно-позитивная" "Я-концепция" включает в себя следование стандартам, отказ от собственных оценок в пользу "пришедших извне" идеалов, чтобы получить одобрение окружающих. "Безусловно-позитивная" "Я-концепция" основывается на абсолютном принятии себя таким как есть, освобождении от системы психологической защиты (защита не дает человеку проникнуть в глубины своего "Я"), Только в этом случае потребности человека в положительном отношении и самоотношении не находятся в противоречии с потребностью в самоактуализации.
Росту позитивности, конгруэнтности "Я-концепции", раскрытию тенденции к актуализации, по мнению К. Роджерса, помогают эмпатическое поведение, безусловное позитивное принятие и "отзеркаливание" клиента терапевтом. К. Роджерс разработал недирективную психотерапию, предполагающую отказ от предписывающих рекомендаций, обеспечение атмосферы принятия и условий для саморазвития клиента. В дальнейшем его внимание было сосредоточено на "клиентцентрированной терапии", в которой клиент и терапевт настроены на эмпатические переживания друг друга, клиенту предоставляется возможность самому выбирать поступки и действия. Терапевт не направляет, не подталкивает, он фасилитатор – тот, кто поддерживает и запускает процесс самоактуализации. Занимая позиции "на равных", терапевт и клиент стремятся реализовать смысл терапии – изменить внутренний мир, но это изменение производит сам клиент.
К. Роджерс создал "личностно-центрированную терапию", в которой главное внимание уделялось самой личности, а не социальным ролям или идентичности. Ее практическое применение вышло за пределы традиционной психотерапии. Выход книги "Группы встреч" (1970) обозначил перестановку акцентов с индивидуальных терапевтических взаимоотношений к терапии в тренинговой группе (группы встречи).
К. Роджерс утверждал, что гораздо быстрее изменения происходят в маленьких интенсивных группах. В группах он работал над проблемами супружества и отношений, альтернативных браку, изучал степень открытости, разделенности чувств и стремление к осознанию скрытых переживаний во взаимоотношениях. К. Роджерс применял свой подход к административным, межкультурным, межнациональным, межрасовым отношениям и к отношениям в группах меньшинств. Он верил, что его подход, центрированный на человеке, способен произвести революционный сдвиг в представлениях человечества о своих возможностях, ценностях, культуре.
Экзистенциальная теория В. Франкла (1905-1997) состоит из учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. В. Франкл развивал идею о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями.
В центре концепции В. Франкла находится учение о ценностях, т.е. универсалиях, обобщающих опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности сознательно формируемого отношения к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.
Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации.
Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, В. Франкл подчеркивал наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического, или духовного. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, он стремится вывести человека из-под действия биологических законов и вводит понятие о поэтическом уровне существования человека. Именно в духовном существовании заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Э. Франклом была разработана логотерапия, помогающая человеку осознать множество потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, найти и реализовать его в абсолютно свободной деятельности.
Поиск такого смысла или его переформулировка позволяли, по наблюдениям В. Франкла, узникам концентрационных лагерей справиться с нечеловеческими трудностями и выжить. "Что действительно было необходимо в этих обстоятельствах, так это изменение нашей установки к жизни. Мы должны были научиться сами и научить отчаявшихся товарищей, что реально значимым является не то, чего мы ожидаем от жизни, но скорее то, чего жизнь ожидает от нас. Мы должны перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого начать думать о самих себе, как о тех, кому жизнь задает вопросы ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, но в правильных действиях, и жизнь означает в конечном счете принятие ответственности за нахождение правильного ответа на ее проблемы и решение задач, которые она постоянно ставит перед каждым индивидом".
В гуманистических теориях личности, в отличие от традиционных психологических направлений, личность рассматривается как уникальная целостная система, стремящаяся к самоактуализации и постоянному личностному росту. Представители гуманистической психологии обратили внимание на позитивные стороны личностного развития, исследовали достижения личного опыта, раскрыли механизмы "полного функционирования" личности и пути ее саморазвития и самосовершенствования.