Лекция 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДЕ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать:
- историю развития и становления житейских и философских представлений о труде,
- психологическое понимание труда и профессии,
- определение понятия "коллективный труд",
- характеристику психологических регуляторов и признаков труда;
уметь:
- различать житейские и научные подходы к определению труда и трудовой деятельности,
- выделять этапы, характеристики и особенности коллективного труда,
- определять психологические признаки и регуляторы конкретной профессии;
владеть:
- навыками составления описания профессии, трудового поста, специальности, должности, квалификации,
- навыками соотношения характеристик человека и объективных требований труда, работы, профессии.
Житейские и философские представления о труде
Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим. Многие люди связывают труд с трудностью, неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и невозможностью для себя оказаться без дела.
У многих людей представления о труде меняются на протяжении жизни. У начинающих трудиться - много радостных ожиданий и иллюзий в отношении труда, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед трудовой самостоятельной жизнью. Позже для многих наступают некоторое разочарование и скепсис. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируются интерес и устойчивая склонность к "своему" делу (человек "втягивается" в свою работу). Перед пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отношение к труду больше положительное (вспоминают чаще "только хорошее"), а значительная часть пенсионеров переживают свою бездеятельность.
Тема труда издавна волнует лучшие умы человечества. Ниже приводятся некоторые мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, науки и политики.
"Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство" (Л. Н. Толстой).
"Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство" (Д. Рескин).
"Труд - это отец удовольствия" (Стендаль).
"Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер).
"Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай" (А. П. Чехов).
"Лучше ничего не делать, чем делать ничего" (Л. Н. Толстой).
"Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства" (К. Д. Ушинский).
"По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд <...> соответственно его истинной ценности - можно узнать степень цивилизованности народа" (Н. А. Добролюбов).
"К занятому человеку редко ходят в гости бездельники, к кипящему горшку мухи не летят" (Б. Франклин).
"Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может" (Г. Мерье).
"Труд не позорит человека; к несчастью, попадаются люди, позорящие труд" (У. С. Грант).
"В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится" (Б. Франклин).
"Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает" (Б. Рэскоу).
"Если бездельник не раздражает вас, значит, вы сами чем-то похожи на него" (Э. У. Хоу).
Особый интерес представляют философские представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие "труд" в более широком, философском контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, более того - явление прежде всего этическое. В рамках данного учебника сложно дать полную картину мнений по этому поводу. Ограничимся лишь некоторыми наиболее важными для темы данной книги точками зрения.
В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя".
В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей". Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А. Н. Леонтьева.
При соотнесении понятий "труд", "учеба", "игра", "отдых" нужно помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.
Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, не только заложившие базис современного понимания трудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане. В целом основные положения К. Маркса сводятся к следующему.
Главные характеристики труда: 1) это целенаправленная деятельность ("пчела, выстраивающая свои замечательные соты, всегда уступает даже самому плохому архитектору, поскольку она действует инстинктивно, у нее нет осознанной цели"); 2) труд носит предметный характер (в самом общем плане - труд воздействует на "природу"); 3) труд носит орудийный характер: рабочий (в своем сознании) отделяет себя от условий, хотя в реальном процессе труда этого разделения не происходит; вещественные условия - это, в самом общем виде, средства труда, т.е. тот предмет, которым он воздействует на материал; "предмет, которым человек овладевает непосредственно <...>, становится средством труда, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки библии, естественные размеры последнего"; 4) труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т.е. преобразует самого (трудящегося) человека; 5) труд носит общественный характер (поскольку в труде человек "подчиняется чужой воле", то и к результатом своего труда он относится как к "чужому результату"; "так, труд отрицаемый как изолированный труд, на самом деле является утверждаемым общественным или комбинированным трудом").
Историческое разделение труда: 1) само разделение труда по различным отраслям и видам деятельности (разделение на профессии) рассматривается как условие прогресса, так как в результате повышается качество производства; 2) разделение труда (особенно на труд "физический" и "умственный") рассматривается также как основное условие возникновения социального неравенства и классов, так как были выделены те, кто управляет, и те, кто подчиняется.
Труд существует в двух основных формах: 1) "живой труд" (как возможность создания благ и богатства - это сам процесс труда, сама трудовая деятельность) и 2) абстрактный труд, выраженный в стоимости произведенных благ (хотя стоимость определяется часто не качеством, полезностью товара, а его оценкой покупателями). При этом часто обнаруживается несоответствие между затраченным трудом ("живым трудом") и его стоимостью (работник не всегда получает соответствующее вознаграждение, т.е. абстрактный труд). Это, в свою очередь, позволяет несправедливо перераспределять абстрактный труд (например, тот, кто вообще не трудится, может иметь много денег - это проблема, поставленная еще Платоном). В результате происходит "отчуждение труда от капитала", т.е. обесценивание живого человеческого труда.
Заметим, что сами деньги (капиталы) могут рассматриваться как "аккумуляторы" человеческих сил, способностей, надежд и т.п. Иными словами, деньги - это своеобразные "частички человеческих душ". По К. Марксу, важнейшим результатом труда является не производимый товар, а "сам человек в его общественных отношениях".
4. В качестве идеала для К. Маркса выступает "гармонично развитый индивидуум", понимаемый как работник, постоянно сменяющий различные виды деятельности, осваивающий их и становящийся разносторонним человеком, лучше осознающим свое место в мире. К. Маркс категорически выступал против идеи "призвания", которое закрепляет за человеком на всю жизнь определенную рабочую функцию. Он писал: "Природа крупной промышленности предполагает постоянное движение работника <...> каждые пять лет необходимо осваивать новую профессию". Заметим, что опыт западных стран во многом подтвердил эти идеи К. Маркса, появился даже термин "непрерывное профессиональное образование".
Важнейшим условием развития человека является свободное от несправедливого, рутинного труда время, где само время понимается как "пространство развития личности". Капитализм предоставил свободное (для развития) время для определенных социальных слоев общества (для эксплуататорских классов), и в этом заключается его исторический смысл. Наличие свободного времени у "высших" классов было тем более важно, что и представители других классов, ориентируясь на высшие слои общества, также подтягиваются в своем развитии. Но при этом К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах обозначили главную проблему - как обеспечить свободное (для развития) время большинству людей, а это возможно лишь при переходе к новой формации - социализму.
Интересную попытку связать подобные рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса с психологическим пониманием труда сделал Э. Фромм. Говоря об "отчужденном характере", Э. Фромм определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуждение) человека и дела, которым он занимается, в результате чего "утрачивается ценность самого труда" и на первое место выходит ценность "продажи своего труда". В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в "товар" на "рынке труда и услуг".
Если по К. Марксу "труд опредмечивается в капитале", а по Э. Фромму главной психологической особенностью трудящегося человека становится его "идентичность своему делу" (ощущение этой идентичности), то остается открытым вопрос: каковы же смыслы трудовой деятельности, которые во многом и определяют труд конкретного человека? Заметим, что только выходя на уровень смыслов деятельности конкретного человека, мы сможем рассматривать труд как психологическое явление.
Перспективным здесь представляется выделение такого понятия, как "чувство (или ощущение) собственной значимости", которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, в частности в результате успешного труда. Только успешно создавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что, улучшая окружающий мир, мы улучшаем и себя в этом мире.
При этом способствует такому развитию человека в труде не всякая работа, а только та, которая позволяет максимально раскрыть и развить таланты, заложенные в каждом человеке, только при возможности осуществления гармоничного развития, понимаемого как сменяющие друг друга формы трудовой деятельности, не дающие человеку превращаться в узкого, ограниченного лишь рамками своей деятельности специалиста, в "профессионального кретина" (или "профессионального идиота"), как достаточно образно и эмоционально характеризовал "узких специалистов" К. Маркс.
Введение понятия "ощущение (чувство) собственной значимости" позволяет выделить новые смыслы трудовой деятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своем труде стремится к лучшему, а в идеале - к самому лучшему, элитному. При этом чувство собственной значимости (в идеале - собственной элитарности) позволяет по-новому анализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых в труде.
Если в социально-экономической концепции К. Маркса люди обмениваются овеществленными и опредмеченными результатами труда (в частности, деньгами и капиталами), то при психологическом рассмотрении получается, что люди обмениваются, быть может, более важными вещами - чувствами собственной значимости (чувствами элитарности). Правда, остается еще и другая проблема - само чувство собственной значимости (чувство элитарности) понимается каждым человеком по-своему, что порождает либо путаницу в том, чем же все-таки обменивается, либо различные спекуляции и манипуляции по этому поводу.
Причем как у К. Маркса, так и у Э. Фромма возможны, к сожалению, случаи, когда человек отчуждается от своего труда. Так же и при нашем рассмотрении человек отчуждается от полагающегося ему за труд чувства собственной значимости, гордости за успешно выполненную работу. Даже тогда, когда у человека несправедливо забирают большую часть заработанного им, его прежде всего лишают возможности ощущать себя подлинным субъектом, хозяином своего труда, лишают гордости и радости за свой труд. И тогда получается, что тот, кто честно и эффективно трудится, не всегда радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд или с помощью различных коммуникативных игр и приемов несправедливо перераспределять ("оттягивать") чувство собственной значимости у других людей, тот и ощущает себя намного лучше ("элитнее").
Эти размышления близки пониманию "первичного блага", выделенного философом и социологом Дж. Ролзом в его известной книге "Теория справедливости". По Дж. Ролзу, само "первичное благо" - это прежде всего "чувство собственного достоинства". А само чувство собственного достоинства, по его мнению, включает два основных аспекта. Во-первых, "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, "самоуважение включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения".
Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который "уверен в собственных способностях" и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет и трудится в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои "концепции блага", которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. И только в "справедливом обществе", как отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т.е. "договориться" и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в "справедливом обществе" неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства. Но в этом случае, уступая даже в столь важном для себя - в чувстве собственного достоинства, - человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность всего этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества.
И именно здесь человек превращается из "отдельно взятого индивида" в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что "поздний" А. Адлер называл "чувством сопричастности с обществом" (от нем. Gemeinschaftsgefilhl) и к чему призывал стремиться. На самом деле человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше - культуры), не столько "теряет" свое достоинство в неизбежных уступках интересам других людей, сколько возвышает сто. В данном случае можно говорить о том, что достоинство проходит настоящую проверку - проверку значимостью цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя Личностью, а самой высшей такой целью как раз и является служение другим людям и обществу в целом.
Но, как сказал французский революционер и писатель Н. Шамфор, "слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, особенно - мелочь". Это значит, что проблема соотнесения себя с обществом для многих людей все-таки остается.
Критикуя традиционные представления о справедливости, Дж. Ролз отмечает следующее: в классическом утилитаристском понимании справедливости предполагается, что все люди альтруисты, что все они как бы сходятся в одну личность (почти как Господь Бог). Но при этом у таких людей нет проблемы (свободы) выбора и риска, а значит, и возможности самоопределяться. И лишь в подлинном понимании справедливости - "справедливости как честности" (по Дж. Ролзу) - человек вправе выбирать и рисковать, т.е. вправе быть личностью. Так, Дж. Ролз выделяет два главных принципа справедливости: 1) равные права людей в отношении основных свобод и 2) неизбежные неравенства (различия) никого не должны ущемлять в чувстве собственного достоинства2. Заметим, что сам разнообразный профессиональный труд во многом предполагает определенное неравенство (и по вкладу в общественную "копилку", и по заработку за эти вклады) и уже от самого человека зависит, какой именно труд (а соответственно, и положение в обществе) он для себя выберет. Еще Платон, рассуждая о справедливости, писал, что "справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое".
Таким образом, именно выход на смысловую составляющую труда позволит в перспективе значительно расширить возможности собственно психологического анализа профессионального труда.