Социально-психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционарности
Психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ феномена оппозиционарности определяется следующими признаками:
• социально-политической активностью или пассивностью;
• интересом к политике или безразличием к ней;
• способностью быть субъектом политических отношений или быть ее пассивным объектом;
• конформностью или стремлением независимо от позиции власти выражать и отстаивать собственную программу.
Важнейшим социально-психологическим источником оппозиционарности является интерес человека или политического объединения к социально-политической сфере, забвение хотя бы на время собственных индивидуальных проблем во имя общих ценностей, целей и интересов.
Не менее важной психологической основой оппозиционарности является изначальное стремление субъекта политики к целенаправленной активности. Его природа, прежде всего конкретного человека, не позволяет довольствоваться уже достигнутым, почивать на лаврах, добытых своей собственной деятельностью или культурно-историческим прошлым. Не всегда источник активности – изменение гармонии отношений с внешней средой, порождающее нарушение внутреннего психологического равновесия. Концепция активности как стремления обрести утраченное равновесие не объясняет стремление к развитию, к творческому освоению и преобразованию социально-политического бытия. Это находит яркое подтверждение в рассмотрении психологических истоков оппозиционарности, не возникающей без внутренней, самопорождающейся активности человека, протестующего против роли пассивного исполнителя чужой воли. Даже в том случае, когда субъект политики вынужден только подчиняться, он всегда способен выработать свое отношение к происходящему и через это отношение хотя бы в психологическом отношении преодолеть навязываемую ему социальную объектность.
Оппозиционарность – это характеристика личности или политического объединения в ее культурно-политическом континууме. Психологической основой оппозиционарности является определенная социально-политическая, в том числе и личностно-профессиональная зрелость. Субъект политики только тогда является таковым, когда не только выполняет социальные роли, но трансцендирует за их пределы, не только пассивно усваивает социально-политические ценности, но активно выбирает наиболее подходящие для него и создает новые. Политически зрелый субъект политики осознает, что его жизнь и условия существования политического объединения, с которыми он себя идентифицирует, прямо зависят от социально-политических условий. Такое понимание побуждает его вырабатывать особое отношение к социально-политической среде. Атрибутом субъектного отношения является оппозиционарная ориентация как предпосылка деятельности, направленной на изменение, улучшение, развитие условий социально-политической среды независимо от степени ее совпадения с официально проводимой политикой.
Нарушение внутреннего равновесия, дефицит потребностей, который осознается субъектом политики, проявляется у него в понимании факта нарушения собственных интересов, нарушения внешнего равновесия отношений с социально-политической средой, а также в понимании нарушения устойчивых макросоциальных групповых отношений. Это порождает ощущение дискомфорта и стремление его преодолеть. Таким образом, утрата социально-политического гомеостаза является важнейшим фактором формирования оппозиционарности.
Социальная жизнь не всегда строго запрограммирована и не всегда четко определена. В то же время нельзя представлять себе общество как нечто аморфное, расплывчатое. В обществе существуют свои закономерности, например относительно четкая иерархия социальных слоев.
Существует распространенное мнение, что поскольку люди неравны по своим материальным возможностям, творческим способностям, мотивации к социальной активности и другим психологическим качествам – психическим процессам, свойствам, состояниям или образованиям, то всегда будет существовать большинство, не способное к планированию и управлению своей жизнью, и меньшинство, способное инициативно взять на себя миссию руководства пассивным большинством в обществе. Исходя из этого, например, В. Курашвили выделил три социально-психологических типа людей по признаку их отношения к организационной системе: доминаторы, ориентированные на власть; паритенты, не ориентированные ни на власть, ни на слепое подчинение, но способные подчиняться, если это им кажется разумным; сервиленты, легко внушаемые конформисты, они легко подчиняются чужой воле.
Следует отметить, что такое разделение, хотя и верно по сущности, вместе с тем несколько упрощенно отражает типологию отношения к политической системе, поскольку даже самый пассивный конформист может иметь определенную оппозиционарную ориентацию. В реальности большинство, хотя и не стремится к достижению всей полноты власти, в то же время не соглашается с ролью простых объектов социально-политического манипулирования. И наиболее фундаментальным проявлением такого неприятия является оппозиционарность как массовая ориентация, выражающаяся в частичном или полном неприятии социально- политических приоритетов властных структур. Оппозиционарность при этом выражает активное противодействие навязываемой властью человеку или политическому объединению объектности и предстает как явление массовое. Она в тех или иных своих формах распространена повсеместно, но более всего выражена в деятельности политически организованной оппозиции, открыто противопоставляющей себя официальным властным структурам.
Важнейшим источником оппозиционарности является стремление масс быть не объектами, а субъектами социально- политической сферы, желание конкретных людей участвовать в реальной политической жизни. Психологическая основа такого стремления – желание властвовать. Многие психологи, философы и политологи были убеждены, что воля к власти является неотъемлемой частью человеческой личности. Так, Ницше считал, что все в мире, начиная с электронов и заканчивая человеком, стремится к власти, которую он понимал как интеллектуальное, физическое, нравственное подчинение других своей воле. Это же подтверждают другие психологические концепции.
Желание властвовать нс относится к витальным потребностям человека, поскольку человек не может жить без пищи, воздуха, воды, сна и т.д., но вполне может жить без властвования. С другой стороны, даже самый маленький ребенок стремится к власти, вначале над своим телом, затем над окружающими предметами, буквально с момента своего рождения он пытается подчинить своей воле окружающих людей.
Стремление к власти формирует особое отношение к действительности, при котором носитель власти претендует на роль субъекта – преобразующего начала, а массы, подчиняющиеся власти, соглашаются на роль объектов, средств, целей активных воздействий правящей элиты. В то же время они стремятся преодолеть навязываемую им объектность и принимать более или менее активное участие в процессе функционирования социально-политического организма, что находит свое выражение в оппозиционарной ориентации и активности.
Оппозиционарность как социально-политическая ориентация возникает в результате процесса взаимодействия собственных потребностей и условий макросоциальной сферы. Существуют самые разнообразные группы потребностей. Это прежде всего потребность движения, активности, материальные потребности, потребности социального взаимодействия, познавательные потребности, духовно-нравственные потребности. Согласно концепции А. Маслоу, существует иерархия потребностей, в которой низшее место занимают потребности физиологического существования, затем идут потребности безопасности, выше которых расположены потребности человеческого общения и на самой вершине пирамиды потребностей расположены потребности самоактуализации. Эта концепция обладает определенной ценностью в отношении психологии масс и применительно к проблеме оппозиционарности.
В иерархии социальных интересов масс доминирующее значение приобретают потребности материального благополучия и безопасности, поскольку именно эти потребности максимально экстраполируются, в результате чего происходит перенесение индивидуальных потребностей в макросоциальную сферу. Именно потребности материального благополучия, необходимого для выживания, и потребность безопасности обладают максимальной по сравнению с другими потребностями атрибутивностью, поскольку принято считать, что государство несет ответственность за минимальное материальное благополучие и безопасность граждан.
Неспособность государства удовлетворить основополагающие нужды населения неизбежно приводит к достижению критического уровня неудовлетворенных потребностей и, как следствие, к тотальному, массовому недовольству проводимым курсом и появлению коллективных непримиримых оппозиционарных настроений. Любая политическая система должна быть нацелена прежде всего на удовлетворение простейших, необходимых для выживания, физических потребностей человека и на обеспечение безопасности – борьбу с преступностью, поддержание общественного порядка, предотвращение войн. В том случае, когда политическая власть не может обеспечить потребность народа в физическом выживании и безопасности, теряет какой-либо смысл удовлетворение остальных потребностей – в социальном взаимодействии, познании, творческом развитии. В данном мотивационном поле раскрывается механизм оппозиционарной активности субъектов политики на индивидуальном и групповом уровнях.
Исследование психологических аспектов оппозиции привело к необходимости введения нового понятия, которое раскрывало бы условия, факторы, механизмы и в целом сущность того сложного отношения к власти и взаимодействия с ней, в целом с обществом, раскрывая в конечном счете феномен политической оппозиции. Это понятие должно стать элементом, в котором в неразрывном единстве слиты психологическое и социально-политическое и может быть обозначено новой категорией – оппозиционарность.
Оппозиционарность – это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально-политической и экономической жизнедеятельности общества.
Оппозиционариость характеризуется следующими признаками:
• полное или частичное неприятие существующего порядка, общей структуры общества и его политической системы, направлений внутреннего или внешнего развития страны, определяя критическое отношение к социально-политическому курсу и практике правящего политического режима;
• осознание необходимости реализации собственных политических целей, задач такими силами и средствами, которые в большей степени соответствуют потребностям людей и закреплены в принятой программе, платформе или иной определенно выраженной форме;
• активная деятельность оппозиции по реализации стратегических и тактических цели и задач, прежде всего связанных с отношением к власти, политике, социальной практике и развитию общества.
Оппозиционарность проявляется через противоречивое межличностное или социальное взаимодействие субъектов политики, в котором оппозиция целенаправленно стремится к самореализации и в социально-психологическом плане презентуется тремя неразрывными компонентами – побудительным, когнитивным и регулятивным. Побудительный компонент рассматривается как мотивационно-целевая детерминанта, определяющая характер активности оппозиции в политическом процессе при достижении выдвигаемых целей, частично или полностью не совпадающих с официальной политикой. Когнитивный компонент взаимодействия реализуется в виде коммуникативных и перцептивных процессов, а регулятивный – поведенческих и эмоциональных процессов. В условиях оппозиционных отношений субъектов политики возникают трудные межличностные или групповые ситуации, которые разворачиваются как процессы, происходящие в соответствии с определенными закономерностями.
Эти закономерности проявляются как определенная зависимость осуществления противодействия оппозиции официальной власти, которая характеризуется активным привлечением конкретных психологических механизмов и соблюдением принципов, определяющих конструктивный или деструктивный характер взаимосвязи оппозиции и власти. Причем конструктивное взаимодействие оппозиции и власти возможно при достижении благоприятных социально-психологических взаимоотношений, соответствия профессиональной компетентности субъектов политики решаемым задачам и обеспечения их участия в реализации конгруэнтных целей и задач.
Оппозиционарность как процесс проявляется через взаимодействия и воздействия субъектов политики друг на друга, через их отношения, деятельность и общение, обусловленные собственными целями и потребностями, которые могут быть реализованы только в рамках общего проблемного ноля.
Внутренней основой оппозиционарности являются самоотношение и взаимоотношения в рамках оппозиционной структуры, которые включают мотивационный (интерес к другому), коммуникативный (доверие к другому), перцептивный (образ другого), поведенческий (установки и ожидания определенного поведения) и эмоциональный (эмоциональные реакции на другого) аспекты.
Внешние и внутренние основы проявления оппозиционарности выражаются как актуальное состояние системы ценностей оппозиции, ее отношений в политической системе, как сложная субъект-субъективная реальность, ограниченная по времени и пространству и представленная в сознании, нормах, действиях и поведении оппозиционеров. В зависимости от характера отношений оппозиции к власти выделяются конструктивные, деструктивные и нейтральные ситуации.
При этом реальные ситуации по степени сложности их разрешения могут быть представлены как трудная внутри- организационная оппозиционарная ситуация и трудная межсубъектная ситуация.
Трудная внутриорганизационная оппозиционарная ситуация – это ситуация разбалансированности связей и отношений внутри оппозиционной структуры в системе "задача – личностные возможности и (или) мотивы – модель, алгоритм и технология оппозиционарной активности – системные условия существования и проявления активности оппозиции". Они определяются на основе двух критериев: типа внутриорганизационных отношений, в которых возникла ситуация, а также уровня ее трудности (угрозы) для субъекта оппозиционарности (угроза потенциальная, непосредственная или уже реализующаяся). Соответственно выделяются трудные ситуации профессиональной деятельности субъектов оппозиции – проблемные, конфликтные и экстремальные; организационные ситуации – программные, кадровые, управленческие, обеспечивающие и др.; внутри- и межличностные ситуации – коммуникативные, интерактивные, социально-перцептивные, а также внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.
Трудные межсубъектные ситуации оппозиционарности проявляются в процессе противостояния и противодействия оппозиции официальным властям и представляют собой психически напряженные ситуации, в которых оппозиция как субъект взаимодействия (его присутствие, действие или бездействие) рассматривается основным участником в виде угрозы, препятствия для реализации своей программы и тактических установок – концепции, целей, ценностей, направленности, стремлений, интересов, оппозиционных позиций и действий. Они включают проблемные, предконфликтные и конфликтные ситуации.
В системе психологических характеристик источников оппозиционарности следует выделять такие, как аффективный, интеллектуально-когнитивный и поведенческий компоненты.
Аффектность как одна из психологических характеристик оппозиционарности раскрывает ее зависимость от эмоционально-чувственных особенностей субъектов оппозиции. Следует признать, что симпатии и антипатии, приоритетность чувственного или рационального и др. для человека, группы, общности как субъектов оппозиции играет исключительно важную роль. От уровня эффектной "окраски" решения, деятельности, взаимоотношений и связей оппозиции с властью и обществом в решающей степени зависит характер оппозиционарности, которая может рассматриваться как природа ее существования.
Не менее важно понимать и то, что, поскольку оппозиционарность в исходном составе имеет ценностные ориентации субъектов оппозиции, принципиальное значение приобретает ее интеллектуально-когнитивный источник. Этот компонент характеризует осмысление ими феноменов политической и социальной жизни в сложной понятийной системе. Социальная ценность оппозиционарности, се эффективность во многом зависят от их интеллектуального потенциала. Критерий интеллектуальности субъектов оппозиции выступает эталоном осознания, выработки и реализации обоснованной альтернативной программы преобразований и действий в соответствии с выдвигаемой целью.
Главным и прямым психологическим основанием оппозиционарности является когнитивный диссонанс – несоответствие между представлениями о желаемом и реально существующем, способах политической организации, ее роли и деятельности. Конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ оппозиционарности может определяться кроме отмеченных выше источников и такими, как прагматический и ценностный диссонансы.
Прагматический диссонанс как ключевой психологический источник представляет собой несоответствие или неудовлетворенность интересов и потребностей в рамках выдвинутых официальными субъектами политики целей, задач и программ их достижения. В определенном смысле оппозиционарность широких масс формирует сам правящий режим. Она зависит от того, насколько успешен избранный политический курс, насколько полно удовлетворены интересы народа. При этом объективная основа создается теми возможностями, которые предоставляет демократизирующееся общество. Здесь можно выделить три группы интересов: интересы, связанные с воспроизводством материальных и духовных условий жизни индивида; интересы профессиональной деятельности; общественные, в том числе и политические, интересы.
Процесс осознания материальных, профессиональных и духовных интересов связан с представлением об иерархии социальных ролей, выполняемых человеком. Так, если основной социальной ролью для человека является роль профессионала, то его главным социально-политическим интересом будет обеспеченность интересной, справедливо оплачиваемой работой. В том случае, когда главным для человека являются семья, коллектив, состояние всех соотечественников – он будет видеть свой социально-политический интерес в развитии системы образования, достижении социальной справедливости, повышении авторитета и влияния России в мировом сообществе и др.
Важным механизмом формирования социально-политического интереса являются идентификация субъекта оппозиции с той или иной социальной группой и осознание того, насколько удовлетворены интересы этой группы. Такая идентификация может основываться на самых различных критериях – совместимости с коллективом, половозрастных, этнонациональных, профессиональных и других признаках. Для определения социального интереса важно понять, с какой группой прежде всего идентифицирует себя субъект оппозиции.
Одним из существенных факторов включения его в политическую жизнь как носителя оппозиционарности является осознание того, что удовлетворение социально-политических интересов гарантирует удовлетворение материальных, духовных и профессиональных интересов. При этом, как замечает Ю. П. Никифоров, можно выделить такие стадии осознания социально-политического интереса: появление беспокойства, политического дискомфорта; перенос недовольства на политическую сферу и формирование политических интересов, чувств; осознание интереса на рациональном уровне, формирование политической программы действий.
Чем более осознан политический интерес, тем более продуманной и эффективной будет политическая деятельность индивида. И напротив, политические действия без осознания политических интересов могут привести к самому непредсказуемому результату. Процесс осознания политических интересов не всегда прост. Важно не только понять свой интерес, по и препятствия в его удовлетворении. Властные структуры нередко навязывают народу чуждые ему ценности, уводя его от возможности осознать свои подлинные политические, социальные и материальные интересы.
Понимание политических интересов является необходимой частью программных действий как оппозиции, так и власти. В этом понимании особенно важными моментами являются следующие: общий обзор политических интересов народа; ОГЛАВЛЕНИЕ политических интересов; выделение доминирующих интересов; оценка возможности перевода политических интересов в политические действия; определение общих политических интересов; оценка возможности согласования политических интересов.
В настоящее время можно говорить о том, что большинство людей слабо осознают свои политические интересы. Власти внушают народу мысль, что реформы осуществляются не только в интересах олигархического меньшинства и в интересах формирующегося класса частных собственников, в который должны все войти, но и в интересах демократизации общества, во благо всего парода.
Вместе с тем неудовлетворенность всех этих интересов и потребностей у большинства населения является важнейшим источником активизации оппозиционарности. В то же время такое сложное, многогранное явление, как оппозиционарная ориентация, не может быть сведено исключительно к этим интересам. Именно поэтому власть, используя методы политического воздействия, манипулирования и проч., опирается не только на господствующие социальные слои, но и на социальные группы, ущемленные в своих интересах.
Наиболее ущемленными в своих интересах и, следовательно, наиболее оппозиционарными являются следующие социальные слои: производители, занятые в государственном секторе экономики, социальной и духовной сферах; крестьяне, поскольку в последние годы были разрушены формы коллективного сельского хозяйства, а фермерское движение без государственной поддержки оказывается неспособным выполнять социальный заказ и обеспечивать собственное комфортное существование; интеллигенция по причине резкого снижения ее интеллектуального, нравственного и общекультурного уровня; социально уязвимые группы населения, для которых проблемой стало простое физическое выживание. Именно эти социальные слои являются основной социальной базой. Кроме того, армия, персонал оборонного сектора, науки и образования проявляют неудовлетворенность своим положением и ролью в обществе. К ним можно отнести также бизнесменов и предпринимателей, которые неудовлетворены тем, что не в состоянии справиться со своими проблемами, а государство и его институты, прежде всего правоохранительные органы, не способны оградить их от преследований криминалитета и справиться с повальной коррупцией.
На пороге XXI в. интересы фактически всех социальных слоев в России в той или иной мере были ущемлены. Во втором десятилетии текущего столетия общество становится свидетелем, как беспомощное государство допустило новое преступное перераспределение не только природных национальных богатств, но и колоссальных средств, сосредоточенных в руках государственных институтов. Проникшая в реальные политико-государственные институты и структуры общества инициативная и предприимчивая часть рвачей прорвалась к механизмам перераспределения национальных ресурсов. Практически во всех сферах функционирования социального организма (культура, здравоохранение, образование, строительство, производство, внутренняя и внешняя безопасность и т.п.) показатели ограбления человека и общества поднялись и стали зашкаливать на многомиллиардных показателях.
Следовательно, данный феномен в ряду других причин настоятельно обусловливает актуальность оппозиционарной ориентации для российского общества, которое располагает достаточными объективными основаниями, чтобы противостоять и преодолеть опасные деструкции, появляющиеся в легитимных институтах общества и государства, а также в действиях многих должностных лиц, обличенных властью и правом творить беззакония. В таких условиях надо иметь в виду и то, что теоретические или идейные оппозиционеры готовы к реальным политическим действиям как конструктивная или деструктивная оппозиция. Многие из них занимают псевдооппозиционарные позиции, прикрывая этим свои истинные устремления.
Главной особенностью настоящей политической ситуации в России является то, что власть представляет интересы незначительной в количественном отношении части населения. Именно поэтому бо́льшая часть населения должна бороться за свои права и интересы, используя политическую оппозицию. В то же время, поскольку социальная структура находится только в начале своего становления, социальным слоям с совершенно новым статусом в условиях принципиально иной политической системы трудно определить свои интересы. Именно это является одной из важнейших причин слабой осознанности, пассивности оппозиционарности большинства ущемленных в своих интересах граждан.
Таким образом, движущие силы оппозиционарности не могут быть рассмотрены исключительно через призму политических интересов. Даже наиболее социально уязвимые слои населения могут быть лояльными к власти, в то же время оппозиционарные установки могут быть и у защищенных властью людей. Социальный интерес – не единственный источник оппозиционарности.
Ценностный диссонанс как важнейший источник оппозиционарной ориентации характеризуется как несоответствие ценностных ориентаций властных структур и их сторонников мировоззрению, нравственным и социальным ценностям субъектов оппозиции. В данном проблемном поле кроется первичный источник отличий, противоречий официальных целей и программ от тех, которые выдвигает и реализует оппозиция. Такое реальное противоречие может порождать конфликт и агрессивные формы социальных отношений.
При этом важно понимать, что инициатором конфликта не всегда является оппозиция. Им часто становится власть, которая в своих безальтернативных формах функционирования может дойти до стремления ликвидировать всякое инакомыслие, а следовательно, и оппозиционарность в любом ее проявлении. Таким образом, оппозиционарность не тождественна социальной или политической агрессии, она не обязательно носит конфликтный характер. Оппозиционарность – объективно ценное социально-психологическое явление. Непонимание этого властью дестабилизирует не только политическую, но и социальную обстановку, так как, не имея возможности выразить оппозиционарную ориентацию и добиваясь реализации своих интересов через конституционную деятельность оппозиции, люди могут встать на путь открытого противостояния власти, политического конфликта и даже гражданской войны.
Оппозиционарная ориентация имманентно конфликтна по отношению к власти. Конфликтность зависит во многом от того, насколько существующий политический режим расходится с оппозиционарными ориентациями. Оппозиционарная агрессия не должна превышать определенной критической точки, за пределами которой она приобретает преимущественно разрушительный характер.
В целом прагматический и ценностный диссонансы приводят к активизации социально-политической активности субъектов оппозиции. Все отмеченные источники проявления оппозиционарности дают только ориентировочные представления о ее детерминантах. В конкретных условиях требуется более детальный и всесторонний анализ этой проблемы. Это также поможет правильно разобраться в сущности оппозиционарности и возможности влияния на ее характеристики.
Сущность и интегративный психологический механизм оппозиционарности проявляются через выражение определенной ориентации, деятельности и взаимодействия оппозиции с обществом и властью. В данных измерениях предстает сущность оппозиционарности как многомерного и закономерного явления демократизирующегося общества. Для раскрытия их структуры и содержания прежде всего необходимо уточнить саму сущность политической оппозиции.
Оппозиция может рассматриваться как политически организованная часть общества, выражающая интересы социальных слоев, выступающих против курса правящего политического режима, отстраненная от выработки важных для общества решений, стремящаяся реализовать интересы своей социальной базы путем завоевания государственной власти или участия в ней.
К определяющим признакам оппозиции можно отнести наличие политической организации; официальное заявление лидеров о вступлении в оппозицию к правящему режиму; наличие альтернативной правящему курсу программы; подчинение действующему законодательству; признание правящим режимом легитимности организации.
Политическую оппозицию целесообразно разделять на организованную и стихийную, политические ориентации которых характеризуются критически-конструктивным, деструктивным или пассивным отношением к правящему режиму, социально-политическим и другим проблемам общества. В данном контексте оппозиционные ориентации в той или иной степени проявляются как у широких народных масс, отдельных группировок, так и у отдельной личности.
Реально проявляется оппозиционарность благодаря определенным механизмам, в основе действия которых лежат психологические компоненты. Наиболее существенные стороны такого проявления выражаются в виде определенных закономерностей. Одна из основных закономерностей взаимодействия оппозиции с властью проявляется в мотивационно-целевой сфере и предстает как борьба целей и мотивов. Она выражается в том, что стремление субъекта оппозиции осуществить свои цели, как правило, власть блокирует, препятствует достижению оппонентом своих целей. На практике оппозиция чаще всего защищают групповые или собственные интересы. Отстаиваемые оппозицией интересы не всегда существенно влияют на остроту развития политической ситуации. Психологическим механизмом, с помощью которого осуществляется борьба мотивов оппозиции в политическом процессе, является согласование их целей и интересов. Оптимальной, с точки зрения достижения общей согласованной цели, является направленность и объективный учет конгруэнтных интересов оппозиции и власти, всего общества.
Для оппозиционарности характерно проявление определенной субъективности в политическом процессе как закономерного признака. С одной стороны, в силу того, что она выражает интересы отдельного социального слоя или выдвигает собственные групповые цели, объективно имеет место возрастание степени искажения восприятия и оценки ситуации. С другой стороны, субъекты оппозиции являются носителями индивидуального, которое синтезируется в рамках общего основания – цели, программы и т.п., при условиях, которые воспринимаются и оцениваются также субъективно. Искажению подвергаются как сама ситуация в целом, так и ее отдельные составляющие: мотивы, высказывания, действия и поступки как оппозиции, так и власти, а также их личностные качества субъектов политического процесса. Это в условиях трудной ситуации приводит к формированию негативного образа другого. Данный негативный образ в острых, напряженных и затяжных ситуациях проявляется в виде непримиримых взаимосвязей оппозиции и власти.
Показателем адекватности восприятия оппозицией политической ситуации служит точность прогноза се развития. Наиболее часто не прогнозируются конфликтные ситуации, а наименее точно – предконфликтные. Точному прогнозу развития ситуации чаще всего мешают ее скоротечность, отсутствие информации о возможных действиях оппонента и недооценка важности проблемы.
В качестве одной из основных закономерностей проявления оппозиционарности выступает ее активное участие в коммуникативных процессах взаимодействия с властью и обществом. При этом проявляется такая особенность, как расширение спектра применяемых моделей, алгоритмов и технологий, обеспечивающих более эффективное воздействие на власть и мобильную обратную связь с различными институтами общества. При этом коммуникация в трудных ситуациях характеризуется снижением гласности, открытости и конструктивности в отношениях между ними; возрастанием роли иррациональных компонентов (эмоциональных, а не осознанных способов взаимодействия, невербальных средств коммуникации; усилением критичности высказываний в адрес оппонента; преобладанием побудительной информации над констатирующей, доминированием феномена "слова" над феноменом "дело", разрушающим воздействием привлекаемых психотехнологий и др.
Закономерной стороной проявления оппозиционарности является стремление ее субъектов к реализации таких стратегии, тактики и техники участия в политическом процессе, которые обеспечивают достижение поставленных целей.
Параметрами, которыми описывается вся эта архитектоника, являются жесткость позиции оппозиции и модальность ее отношения к оппоненту, т.е. власть или иные институты общества рассматриваются как объекты воздействия или как субъекты взаимодействия. Сочетание этих параметров определяет использование таких основных стратегий, тактик и техник, как нормативная, конфронтационная, манипулятивная и переговорная. Выбор их оппозицией определяется соотношением ситуационных, личностных и других факторов. Ситуационными факторами являются: прогноз оппозицией успешности применения избранных стратегии, тактики и техники взаимодействия с властью и обществом; соотношение статусов оппозиции – власти – общества; острота и напряженность социально-политической и экономической ситуации; степень трудности решаемой проблемы; стратегия, которую реализует оппонент – официальная власть; зависимость оппозиции от взаимного отношения к ней власти и общества.
В наибольшей степени от ситуационных факторов зависит выбор системы взаимодействия оппозиции с властью и обществом, а также сам характер этого взаимодействия. К личностным факторам выбора стратегии, тактики и техники проявления активности оппозицией целесообразно отнести ориентацию целей, мотивов лидеров и всего состава оппозиции в конкретной политической ситуации; предпочитаемый тип отношения к власти, государству, обществу; уровень когнитивной сложности, общей культуры, профессионализма субъектов оппозиции. От них более всего зависит выбор конфронтационной, манипулятивной или переговорной системы взаимодействия оппозиции.
Одна из существенных сторон проявления оппозиционарности характеризуется как закономерность эмоционального взаимодействия оппозиции с другими субъектами политики. В зависимости от особенностей политической ситуации проявляется эмоциональная составляющая в общем процессе регуляции связей и отношений оппозиции с властью, обществом и другими субъектами политики. Эмоции, чувства и иные переживания со стороны оппозиции являются индикатором трудности политической ситуации; регуляторами проявления оппозиционарности по всем аспектам – осознания, отношения, взаимодействия, деятельности и поведения; регулятором проявления активности оппонента власти, общества и различных его институтов; проявлением отношения к оппоненту. Отзеркаливание и особенно поляризация эмоций являются деструктивными психологическими механизмами, а эмпатия – механизмом конструктивного взаимодействия оппозиции с различными субъектами политики.
Учет отмеченных и других закономерностей проявления оппозиционарности позволяет выбрать оппозиции основные принципы ее осознания, отношения, взаимодействия, деятельности и поведения в конкретных условиях и в непосредственно разворачивающейся ситуации. Все они должны быть научно обоснованы и организационно выверены. Например, определяющими принципами оптимального взаимодействия оппозиции с другими субъектами политики можно считать такие, как ориентация на переговорную стратегию; широкое использование различных средств коммуникации при минимизации критики и угроз; умелое сочетание прогноза развития ситуации с готовностью к ее негативному развитию; нацеленность политических оппонентов на конкретные свои интересы, в том числе увязывание личных интересов лидеров с интересами дела; постоянный контроль эмоционального состояния; определенный уровень открытости и уважительное отношение к оппоненту и др. Оптимальному взаимодействию оппозиции в политическом процессе способствует реализация таких психологических механизмов, как согласование целей и интересов; рефлексия; стремление к взаимному доверию; эмпатия; обеспечение баланса рангов и др.
С учетом характеристик сущностных признаков оппозиционарности, основных закономерных сторон и механизмов ее проявления в конкретных политических ситуациях представляется возможным определение ее как целостного феномена, который имеет собственную структуру.
В соответствии с этим определяется структура оппозиционарности и ее составные части. В нее целесообразно включить взаимосвязанные конструктивную и деструктивную части.