Социально-психологические факторы

Рассматривая социально-психологические детерминанты коррупционного поведения, необходимо отметить, что морально-психологическая атмосфера в обществе серьезно влияет на качественные и количественные характеристики коррупции. Попробуем в этом разобраться. По мнению Н. Ф. Кузнецовой, любое преступное поведение обусловлено в первую очередь традициями, привычками, потребностями, интересами и мотивацией преступного поведения личности и происходит под непосредственным влиянием социальной психологии общества, общностей и индивидуумов.

Коррупция в обществе проявляется в особом образе поведения людей. С ней связано важное понятие "конфликт интересов", понимаемое как наличие противоречия между интересами службы, которым обязаны отвечать действия чиновника, и его частными корыстными интересами. Можно предположить, что попадание чиновника в обстоятельства, порождающие конфликт интересов, является непременным условием коррупционного поведения. К противоправному поведению могут подталкивать следующие социально-психологические факторы:

1) информационная среда, формирующая поощрительное отношение к коррупции;

2) ощущение политической, экономической нестабильности, что и побуждает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на капитал экономический;

3) слабость системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные деяния;

4) дикое имущественное неравенство в обществе.

Таким образом, возможности служебного положения зачастую используются для быстрого обогащения. Все это приводит к тому, что в массовом сознании занятие лицом должности на государственной или муниципальной службе ассоциируется как доступ к "кормушке", что, в принципе, дискредитирует публичную власть.

Следует сказать об особой социально-психологической среде в органах государственной власти и местного самоуправления, в которых чиновник чаще продажен, чем нет. Лица, уклоняющиеся от неполучения взяток, считаются, как правило, "белыми воронами". В результате этого в органах государственной власти и местного самоуправления формируется бюрократическая психология стяжательства, чуждая интересам большинства членов общества. И, как следствие, происходит интенсивное массовое разложение органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а следовательно, утрачивается доверие к ним со стороны населения и происходит отчуждение общества от основных институтов государства.

Парадоксально, что население, с одной стороны, охотно поддерживает публичные обвинения в коррупции, а с другой – для решения собственных проблем нередко выбирает и инициирует "коррупционные правила игры".

Считается, что мелкий чиновник, получая взятку, просто коммерциализирует свои услуги, совершает одноразовую сделку с просителем, что не представляет никакой угрозы.

Существует некая гиперболизация в общественном сознании тотальной коррумпированности всего госаппарата, что способствует оправданию бессмысленности индивидуального противодействия этому явлению.

Исследования позволяют констатировать, что "в народе" достаточно широко распространена своеобразная психология "коррупционной зависимости". В сознании граждан она проявляется как готовность решать свои личные проблемы с помощью подкупа, а в сознании чиновников как стремление к пополнению собственных капиталов за счет ближних и государства. Налицо феномен обоюдной вины. Это демонстрирует табл. 3.12.

Таблица 3.12

Причины взяточничества

Варианты ответов

Ответы граждан, %

Как вы полагаете, по чьей инициативе и по какой причине люди чаще всего дают взятку чиновникам?

Обе стороны заранее знают, что взятка общепринята

35,6

Другого способа решения проблемы просто не существует

13,3

Взятки можно избежать, но с ней легче решать дела

38,7

По чьей инициативе, по какой причине вам пришлось давать взятку

чиновнику?

Мне было заранее известно, что здесь без взятки не обойтись

57,3

Чиновник не настаивал на взятке, но я решил, что так надежнее

20,3

Чиновник сам намекнул, создал ситуацию

17,4

Каковы были результаты того, что вы дали взятку?

В результате мне удалось добиться того, что они и так должны были сделать по долгу службы

23,9

Решение моей проблемы было ускорено

22,5

Моя проблема была решена более качественно

14,6

Мне удалось избежать лишних трудностей

31,0

Взятка не помогла

2,2

Социально-политические факторы

Слово "политика" (от греч. palitikd) означает государственные или общественные дела.

В истории человечества можно найти немало подтверждений тому, что между стремлением к власти и получением преимуществ от обладания ею существует объективная связь. Отсутствие какой бы то ни было личной заинтересованности у человека, идущего во власть, представляется почти невероятным. А относительно скромно живущий правитель кажется "богом". Универсальность этой формулы, к сожалению, распространяется и на диктатуры, и на демократии. Любая форма управления делами государства не способна полностью обойтись без отчуждения большей или меньшей части населения от власти, в частности от управления имуществом, от правотворчества и применения законов. Это просто невозможно. Одна из наиболее привлекательных идей коммунизма (и анархизма) – каждый может непосредственно управлять государственными делами – в начале XXI в. кажется еще более утопичной, чем в начале XX в. Сохраняющаяся необходимость такого отчуждения сама по себе будет воспроизводить основания зависимости гражданина от чиновника на протяжении всей обозримой перспективы. Наиболее эффективные модели решения этой проблемы посредством современных информационных технологий все еще не очевидны. Очевидно лишь то, что число тех, кому делегировано (или кем присвоено) право управлять людьми или имуществом, должно сокращаться.

Для современной России характерны:

• высокая нестабильность политического устройства общества на всех уровнях, которая культивирует пренебрежительное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям и которую невозможно преодолеть одним лишь усилием политической воли;

• отсутствие эффективного политического механизма, который бы делал невыгодным включение в избирательные списки государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения поступками, традиционно воспринимаемыми как коррупция;

• "несбывшиеся мечты" органов законодательной власти получить право отстранения от должности функционеров исполнительной власти, совершивших коррупционные этические нарушения и правонарушения;

• подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией;

• периодическое проникновение в органы власти представителей преступных сообществ;

• все еще слабые ростки возрождающегося негосударственного контроля над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления.