Социально-психологические детерминанты склонности к неискреннему общению

Существует целый ряд осознаваемых причин, почему люди искажают информацию (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыне). Люди боятся самораскрытия и поэтому используют в том или ином виде искажение информации. Распространенность этих явлений свидетельствует о важных психологических функциях, которые они выполняют в процессе общения. Исследование по изучению мотивов искажения информации в повседневных отношениях показало, что:

• примерно 55% опрошенных пользуются ложью, чтобы "сохранить лицо" — свое или партнера. Лжи, как правило, в таких случаях предшествует событие, которое вызывает у человека смущение;

• около 22% опрошенных лгут для избежания напряжения или конфликта, либо же для сохранения отношений;

• примерно 10% используют ложь для управления социальным взаимодействием;

• 3% пользуются ложью для того, чтобы достигнуть личной власти.

На оставшиеся 10% приходятся другие мотивы.

В. В. Знаков выделяет следующие побудительные причины:

• корысть;

• желание избежать наказания;

• страх унижения;

• стремление повысить свой авторитет и т.д.

Г. Вилсон и К. Макклафлин также выделяют несколько побудительных причин:

• самозащита (основной целью является избежать заслуженного наказания или хотя бы "не потерять лицо");

• ложь как часть служебных обязанностей (разведчики, таможенники, полицейские, фокусники, артисты и пр.);

• лояльность (есть люди, которым проще сказать неправду, нежели сделать что-то неприличное);

• ложь как способ выиграть время.

Анализ возможных потребностей и мотивов человека может помочь понять его цель, а следовательно, поведение. Ю. В. Щербатых перечисляет индивидуальные особенности, которые могут использоваться в ситуациях искажения информации: жадность, любопытство, глупость, страх, преклонение перед всем значительным, неординарным, гордость, тщеславие, честолюбие. В пределах настоящей книги пас будут больше интересовать корыстные мотивы искажения информации.

Ключевым пунктом в анализе, насколько истинно то или иное сообщение собеседника или партнера, должно быть, таким образом, определение мотивов субъекта, установление причин, по которым он может умолчать о некоторых известных ему фактах. Необходимо проанализировать, существует ли какая-то причина или какой-то интерес у этого субъекта умолчать о каких-либо фактах или же вовсе изменить их.

Р. Р. Гарифуллин перечисляет следующие цели, с которыми один человек вводит в заблуждение другого.

1. Решение собственных проблем (блефующего):

— удовлетворение материальных и духовных потребностей;

— получение политических и экономических дивидентов;

— внушение преувеличенного представления о себе;

— запугивание;

— хвастовство.

2. С целью решения проблем заблуждаемого:

― заблуждение, которое может способствовать выздоровлению;

― заблуждение, которое может способствовать удовлетворению материальных и духовных потребностей заблуждаемого;

― заблуждение, которое способствует решению проблем заблуждаемого.