Лекция 3. Социально-перцептивная сторона общения
В результате изучения главы студент должен:
знать
• определение, виды, специфику социальной перцепции; эффекты, факторы и механизмы социального восприятия; понятие и компоненты аттракции, атрибуции; ОГЛАВЛЕНИЕ понятия и стратегии самопрезентации;
уметь
• выявлять ОГЛАВЛЕНИЕ и эффекты межличностного и межгруппового восприятия, трудности и дефекты восприятия, особенности самопрезентации;
владеть
• навыками использования эффектов социального восприятия, применять различные стратегии самопрезентации.
Понятие социальной перцепции. Место социальной перцепции в общении
В данном параграфе мы рассмотрим следующую, перцептивную, сторону общения. Раскроем механизм формирования социального восприятия, который лежит в основе построения образа партнера по общению, от чего в целом зависит успех совместной деятельности. Можно сказать, что проблема социальной перцепции является одной из центральных проблем межличностного общения.
Обращаясь к работам отечественных психологов (Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова, А. А. Бодалева и др.), отметим, что формирование представлений об окружающем мире (субъективной картины мира) у каждого из нас происходит индивидуально, при помощи познавательного психического процесса восприятия (перцепции). Само восприятие включает в себя прием и преобразование информации об окружающем мире, полученной с помощью органов чувств, а также ее анализ и интерпретацию. Такое личное восприятие противопоставляется социальному восприятию, поскольку его направленность определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями. Социальное восприятие способствует созданию представления о себе, о других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки своего нового подхода (New Look) к процессу восприятия. С тех пор в рамках данного подхода в социальной психологии под социальной перцепцией стали понимать процесс восприятия различных социальных объектов (других людей, социальных групп, больших социальных общностей). В узком смысле социальная перцепция представляет собой процесс восприятия человека человеком[1].
В отечественной науке первым начал разрабатывать проблему социальной перцепции А. А. Бодалев. Им было положено начало большому кругу исследований, а также научному направлению, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей. Среди работ А. А. Бодалева стоит отмстить: "Восприятие человека человеком" (1965), "Формирование первого впечатления" (1966), "О восприятии и понимании человеком самого себя" (1968), "Формирование понятия о человеке как о личности" (1970), "Личность и общение" (1979, 1983).
Согласно определению, сам термин "перцепция" обозначает "восприятие", а "социальная перцепция" – восприятие социальных объектов в социальном контексте, восприятие людьми друг друга. Таким образом, пишет В. II. Куницына и ее коллеги, социальная перцепция – процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого[2]. Здесь важно подчеркнуть, что социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Исследователи отмечают, что восприятие другого человека обязательно включает в себя: 1) восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик; 2) формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках человека; 3) формирование представлений об отношениях, связывающих субъекта и объекта восприятия; 4) интерпретацию на этой основе поступков другого человека.
Перцептивные навыки проявляются в умениях:
– определять контекст встречи;
– понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению;
– учитывать "психологические аффекты" восприятия при анализе коммуникативной ситуации[3].
Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:
1) возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;
2) условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
3) закономерности формирования первого впечатления;
4) влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных качеств взаимодействующих людей[4].
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Схема включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может: 1) воспринимать другого индивида, принадлежащего к "своей" группе; 2) другого индивида, принадлежащего к "чужой" группе; 3) свою собственную группу; 4) "чужую" группу.
Картина изменяется, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется группа. Тогда происходит: 5) восприятие группой своего собственного члена; 6) восприятие группой представителя другой группы; 7) восприятие группой самой себя; 8) восприятие группой в целом другой группы (рис. 3.1)[5].
Стоит помнить, что в общение непосредственно включены процессы именно межличностного восприятия, поэтому в дальнейшем пойдет речь нс о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции (о восприятии, познании и понимании человека человеком). На схеме это позиции, когда индивид воспринимает: другого индивида, принадлежащего к "своей" группе, и другого индивида, принадлежащего к "чужой" группе. При этом адекватная оценка собеседника проявляется в умении понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.
Рис. 3.1. Варианты социально-перцептивных процессов (по Г. М. Андреевой)
Пример 3.1
Для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника каждый из нас использует как минимум два источника:
– внешний вид – физические характеристики человека (красота, рост, цвет глаз и пр.), одежда и ее адекватность ситуации общения, эстетика и вкус. Внешние атрибуты – знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, также машина, обстановка кабинета или квартиры и пр.;
– поведение, манера, стиль – предпринимаемые действия, совершаемые поступки; экспрессивные реакции, походка, манера разговора и движений, направление и характер взгляда, язык тела, тембр и громкость голоса[6].
В исследованиях по межличностной перцепции был представлен другой (трансактный) подход к проблемам восприятия. Согласно трансактному подходу (см. гл. 4 учебника) в процессе общения происходит активное участие обеих сторон. При этом в трансакции необходимо учитывать роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта восприятия как специфики перцептивной ситуации. В данном подходе важно, что познание другого человека рассматривается в качестве основания и для понимания партнера, и для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений[7].
Отечественные исследователи отмечают, что процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия несоциальных объектов:
1) социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия;
2) социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации;
3) субъект и объект социального восприятия (люди) принципиально подобны;
4) ошибочность восприятия другого человека значительно сложнее нс только проверить, но и исправить[8].
Н. В. Казаринова также добавляет, что на процесс восприятия предметов и людей воздействуют следующие факторы:
– физиологические возможности нашей сенсорной системы;
– местоположение (лицом к лицу, бок о бок и пр.);
– эмоции;
– мотивационная сфера;
– установки;
– прошлый социальный опыт;
– ожидания от взаимодействия[9].
Все сказанное означает, что термин "социальная перцепция", или, в более узком смысле слова, "межличностная перцепция", "восприятие другого человека", в самом общем плане обозначает восприятие другого человека, его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков[10].