СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ (ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ)

Инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Слово "инвалид" (лат. invalid) означает "непригодный" и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-(1)3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I–III), а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" (без указания группы инвалидности) на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше, чем у здоровых граждан. Зачастую инвалиды в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью, ограничены в формах организации досуга и т.д. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемой и сегрегированной социальной группой.

Основные направления помощи инвалидам

К числу конкретных форм реабилитационного и реадаптационного взаимодействия с нетипичными людьми (инвалидами) в России, как и на Западе, относят исторически доминировавшие и существующие поныне практики сегрегации и исключения, а также более перспективные практики нормализации, включения и интеграции.

Нормализация базируется на применении ассистивных технологий (т.е. технологии помощи), включающих в себя три компонента: приспособление, действие, отношение. Она помогает инвалиду осваивать жизненное пространство настолько легко и независимо, насколько это возможно. Концептуальную основу такого подхода можно сформулировать следующим образом: все люди рождаются со сходными потребностями, одна из самых мощных – потребность быть как все. Если по ряду причин человек не может эту потребность реализовать, общество должно предоставить ему необходимые средства.

Включение. Если при нормализации вектор трансформации социального пространства обеспечивается движением к норме, то социальное включение придает трансформации движение, идущее от нормы к локусам нетипичности. Например, в случае с аутизмом если нормализация направит усилия специалистов на поиск технологий, способствующих развитию речи и культурно обусловленных реакций на речь, то практика включения будет вводить неречевые коммуникативные возможности, способствуя выражению потребностей и чувств аутичного ребенка. Включение подразумевает моделирование социальной среды на уровне малой группы, организации, института.

Интеграция. В соответствии сданной практикой социум создает условия, в которых индивидуальные особенности могут максимально развиться и проявиться. Подключение социальных ресурсов позволяет расширить возможности ребенка-инвалида.

Основными направлениями отечественной социальной политики в отношении инвалидов являются:

– профилактика инвалидности как система государственных мер по предупреждению инвалидности;

– медико-социальная экспертиза, базирующаяся на новых определениях инвалидности;

– реабилитация инвалидов, нацеленная на восстановление здоровья и личностного статуса инвалида, его социальных связей;

– социальное обслуживание инвалидов, предусматривающее совершенствование и развитие новых форм помощи и видов услуг;

– создание безбарьерной среды, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность в различных сферах обитания.