Лекция 21. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Средства массовой информации обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к тем или иным активным действиям.

В результате изучения главы 21 студент должен:

знать

• виды и основные функции средств массовой информации:

• социально-педагогические возможности средств массовой информации:

• основные методы, используемые в средствах массовой информации для воздействия на определенные группы населения;

уметь

• учитывать позитивное и негативное влияние различных средств массовой информации на определенные категории людей;

• использовать позитивные возможности средств массовой информации в социальном воспитании подрастающего поколения;

владеть

• методами использования социально-педагогического потенциала средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения.

Средства массовой информации: виды и основные функции

Средства массовой информации (СМИ) – понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение). Под ними следует также понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

– радио – акустическое, словесно-звуковое воздействие;

– печать – словесное и графическое воздействие;

– кино – художественно-образное воздействие;

– телевидение – интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

– компьютерные технологии (интернет) – оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Наибольшими возможностями воздействия обладает телевидение, кино и компьютерные технологии.

Телевидение обеспечивает доставку на дом готовой программы: репортаж в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют усложнять взаимодействие, активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес.

Можно выделить следующие основные функции СМИ:

– общественно-политического воздействия (решение определенных политических задач);

– воспитания (идеология, ценности, патриотизм);

– информационная – осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

– обучения и просвещения: профессионально- заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

– художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

– художественно-продуктивная: распространяются произведения особой разновидности искусства – реклама, телешоу, радиодрамы, телефильмы и прочее, при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;

– развлечения – заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (юмор, музыка, кино).

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и социальной педагогикой. Психология исследует в большей степени механизмы влияния на аудиторию. Социология – типичные аудитории информационных программ, факторы, влияющие на их действенность, популярность (востребованность), а социальная педагогика – способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного влияния, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

Педагогика средств массовой информации включает теорию и практику исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ, для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

В исследовании проблем влияние СМИ на аудиторию существуют определенные концептуальные подходы, в основе которых лежат теории, позволяющие объяснить и исследовать механизмы влияния на личность, группы и их последствия.

К таким теориям относятся следующие.

1. Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно ей люди в современном обществе воспринимают определенные сообщения СМИ одинаково. Последние вызывают схожие реакции в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах определенных программ телевидения. Например, просмотр телевизионной программы с элементами насилия может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей. Человек, имеющий склонность к противоправным действиям, при просмотре передач, демонстрирующих подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения. Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 миллионов человек, то это влияние распространится на четыре тысячи зрителей.

2. Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги), которая возникла в недрах бихевиористской психологии. В основе социального научения лежит утверждение о том, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как последние ведут себя в той или иной ситуации, он, подражая им, усваивает их опыт.

СМИ демонстрируют примеры, становится источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

Наличие примера

Запоминание модели поведения

Осмысление действий

Мотивация

Реализация модели поведения

3. Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги) утверждает, что увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их аудитории представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние СМИ способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией, созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активное применение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний.

4. Теория социализации (теория социального развития), указывает, что, благодаря продолжительному воздействию СМИ на аудиторию, они становятся источником знаний о мире. Современные дети от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным источником социального развития. Через телевидение они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Ориентация телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (развлекательные программы, элементы состязательности, новизны, азарта), способствует наибольшему влиянию на них. Именно дети в большей степени подвержены влиянию позитивной или негативной информации СМИ.

5. Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать, когда у них имеется аудитория. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед ними, является создание такой аудитории. Так как психология пользователя СМИ такова, что он обращается к тем из них, которые удовлетворяют его интересы, потребности, желания, то постановщики программ стараются создавать продукт, который максимально захватывал зрителя сюжетом, ОГЛАВЛЕНИЕм, формой подачи информации, заставляли его переживать, вызывать потребность быть больше во взаимодействии. Таким образом, формируется аудитория, на которую ориентируется канал СМИ.

Каждая теория характеризуется своими механизмами влияния СМИ на личность (аудиторию). Эти механизмы обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп, активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и тем самым оказывают существенное влияние на мировоззрение и проявление активности.

Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается соблюдением следующих условий.

1. Актуальности информации и создания для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность).

2. Настрой зрителя на восприятие именно этой информации, от которого зависит включение зрителя во взаимодействие с источником информации. Учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное втягивание зрителя в потребление информации, увлечение ею, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которую ему "заготовили". Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач.

3. Соответствие информации интересам и потребностям аудитории, так как только в этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления.

4. Эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Ее механизм имеет свои особенности.

Обычно эмоциональное воздействие на отдельного зрителя ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место более ярко выраженные последствия.

Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужаса или комедийных фильмов. Однако такой просмотр одновременно и усиливает, и снижает воздействие. За счет взаимозаражения в группе люди переживают более глубокие эмоции в момент получения информации, но после ее прекращения вместе легче выйти из создавшегося эмоционального состояния, особенно если в группе есть сильные, способные преодолевать эмоциональное состояние люди.

Человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с тем, кому подражают. Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета и способствует усвоению предлагаемой реакции поведения. Такое воздействие на зрителя называют "эмоциональной инфекцией".

Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, подражая им в речи, действиях и поступках.

5. Создание эффекта достоверности предлагаемой информации, что необходимо, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. Чаще всего, создается эффект реальности, используются "достоверные" факты, либо на фоне достоверных представляются те, которые должны быть восприняты как достоверные. Нередко для усиления "достоверности" информацию излагает наиболее авторитетное для аудитории лицо. При этом действует эффект внушения, так как человек (группа) верит авторитету по принципу "он не может врать".

6. Идентификация зрителя с лицом, представленным в СМИ, так как человек больше готов поверить информации, предлагаемой реально существующими людьми.

Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят, как можно дольше удерживать зрителя на предлагаемом материале. С этой целью создают у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, проблему, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. Особенно это характерно для воздействия на детей, которые больше идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печаль.

7. Напряженное ожидание, формируемое ОГЛАВЛЕНИЕм информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию с СМИ. Такой эффект основан на использовании эмоционального сопереживания зрителей с героем фильма. Сюжет, основанный на сложности, исключительной трудности разрешения проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Этим формируется ожидание последующей встречи с героем, которое позволит решить проблему. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Таким образом, СМИ предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) для достижения соответствующего эффекта воздействия на личность, группу (аудиторию) {табл. 21.1).

Таблица 21.1

Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ, и последствия их влияния на аудиторию

Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ

Последствия влияния различных эффектов СМИ на аудиторию

Актуальности информации

Интерес к информации, увлечение ею, осмысление, поВперед востребованность, что усиливает ее влияние (действенность)

Соответствие информации интересам, потребностям аудитории

Активное потребление информации предлагаемой СМИ

Настрой зрителя на восприятие именно этой информации

Ожидание именно этой информации и потребление ее именно в той интерпретации, которую представляют СМИ

Эмоциональная заразительность информационного сюжета

Постепенное втягивание в сюжет информации и сопереживают ему, что усиливает эффект воздействия на аудиторию

Эффект достоверности. Приближение предлагаемой информации к реальности, использование "достоверных" фактов

Формирование веры в предлагаемую информацию, принятие ее

Представление информации наиболее авторитетным для аудитории лицом

Авторитет лица действует на аудиторию внушающе. Человек верит авторитету по принципу "он не может врать"

Идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ

Человек, видя жизненно реальные ситуации, нередко мысленно (виртуально) проживает предлагаемые сюжеты, что усиливает эффект воздействия. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печаль

Напряженное ожидание, формируемое ОГЛАВЛЕНИЕм информации и способом ее представления

Создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию с СМИ

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они воздействуют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образ деятельности и порядок действий, представленный СМИ, выступают руководством для зрителя, становятся ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели;

установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки, которые носят достаточно устойчивый характер и существенно влияют на его отношения, действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания и мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;

последствия, отражающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивные взаимодействия с Интернетом приводят к формированию так называемых "виртуальных" (не имеющих физического воплощения или отличающиеся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Человек живет нереальными взглядами и идеями, ему скучно в реальной жизни и с ее проблемами, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), во взаимодействии с которыми он чувствует больший комфорт и интерес;

психологические последствия, обусловленные физическими возможностями телевидения, а также специфическими психологическими эффектами. Быстрое мелькание картинок на экране, так называемый мозаичный принцип, на основе которого функционируют аудиовизуальные СМИ, приводит к стимуляции особого рода. Особенно от этого страдают дети младше двух лет, так как в результате необратимо страдает мозг малыша. Под воздействием глубоких переживаний при просмотре различных психологических триллеров и фильмов ужасов у человека формируется возбуждение, страх. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что он только что было на экране (у людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия);

физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи, набухание пениса. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения.

Исследования американских научных организаций, например Союза педиатров США и Национальной организации сна, доказывают прямую зависимость разных отклонений у детей от их телепривычек. Телевизор вообще противопоказан маленьким детям. У детей младшего школьного возраста под воздействием телевидения наблюдаются отставание в развитии, ухудшение памяти, низкая способность к концентрации и рассеянное внимание.

Привязанность детей к телевизору называют телеманией. Дети, проводящие перед телевизором больше двух часов в день, страдают массой специфических отклонений. Самое серьезное – это нарушение концентрации внимания. Они попросту не могут сосредоточиться на чем-либо одном, так как привыкли щелкать пультом, перескакивая с капала на канал, с сюжета на сюжет, с одной картинки на другую. Этот синдром получил название заппингмания.

Такие дети хуже учатся, не могут более-менее длительно сохранять внимание к чему-либо, с трудом налаживают контакт со сверстниками, чаще страдают невротическими расстройствами. Для них характерны повышенная заторможенность или расторможенность, повышенная тревожность и излишняя импульсивность.

Особый вред здоровью ребенка наносит наличие телевизора в детской комнате. Ребенка можно подпускать к телеэкрану лишь с трех лет и то не более чем на полчаса в день, желательно лишь для просмотра образовательных программ. Необходимы и другие превентивные меры: с рождения больше уделять внимания их всестороннему развитию, а также больше гулять, посещать музеи, выставки, заниматься спортом[1].