Социально-педагогическая реабилитация
Под реабилитацией понимается процесс и результат мероприятий, способствующих восстановлению ограниченных или утраченных свойств, качеств, прав и свобод личности. Реабилитация может быть социальная, психологическая, педагогическая, правовая, медицинская (здоровья), трудовая и др. Во многих случаях необходима комплексная реабилитация детей, подростков, а нередко и взрослых. Социально-педагогическая реабилитация – это совокупность целенаправленных социально-педагогических мероприятий, форм, методов и технологий, способствующих восстановлению утраченных ребенком (человеком) социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Работа педагога и социального работника с клиентом в целях реабилитации проводится на основе социально- педагогической диагностики. Процесс реабилитации предполагает активное участие в нем самой личности, активизацию ее внутренних сил для восстановления социально значимых качеств и способности к саморазвитию и самообеспечению.
Социально-педагогическая реабилитация является одним из компонентов практической деятельности социальных педагогов, учителей, воспитателей и сотрудничающих с ними медиков, психологов, реабилитологов. Наиболее ярко данный вид деятельности представлен в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем, центрах помощи семье и детям, коррекционных и исправительно-воспитательных учреждениях.
Социально-педагогическая инфраструктура
Под инфраструктурой понимаются составные части общего устройства экономической или политической жизни, которые носят подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность экономической или политической системы в целом. Это, например, транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, наука, культура, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды. В последние годы в научно-педагогической литературе стало часто встречаться словосочетание "социально-педагогическая инфраструктура", однако общепризнанного толкования его как научной категории пока не существует. В наиболее общем плане социально-педагогическая инфраструктура рассматривается как совокупность устойчивых связей системы образования и учреждений социума, обеспечивающая эффективность реализации социально значимых функций образовательных учреждений.
Компоненты (учреждения, службы, организации и т.п.), составляющие социально-педагогическую инфраструктуру той или иной территории, могут принадлежать как к одной отрасли (например, образованию или социальной защите населения), так и к разным отраслям, но представляют собой составные части единой региональной социально-педагогической инфраструктуры. Ее можно рассматривать как совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена па оказание профессиональной социально-педагогической помощи людям (независимо от возраста) в целях защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. При этом следует иметь в виду, что социально-педагогическая инфраструктура представляет собой не механическую совокупность учреждений стихийно или произвольно кем-то созданных, а сбалансированную и развивающуюся систему, целенаправленно сформированную на основе социального заказа и территориальных возможностей. Формирование социально-педагогической инфраструктуры является отражением реальных общественных потребностей и объективной необходимостью.
Главной задачей региональной (городской, районной) социально-педагогической инфраструктуры является оказание комплексных социально-педагогических услуг в целях более полного удовлетворения общественных и личных запросов граждан на развитие, психолого-педагогическую, медицинскую, социальную реабилитацию и адаптацию несовершеннолетних, защиту их прав. Основными характеристиками социально-педагогической инфраструктуры являются:
1) направленность на защиту прав человека на достойную жизнь, здоровье, образование и развитие, его социальную, психолого-педагогическую поддержку, на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах;
2) взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие элементов инфраструктуры, ее целостность;
3) наличие государственного, местного (муниципального), межотраслевого или общественного органа, координирующего совместную деятельность компонентов инфраструктуры.
Полноценная социально-педагогическая инфраструктура включает в себя такой набор учреждений, которые, каждое имея лицензию на определенный вид деятельности, в общей совокупности способны максимально удовлетворить запросы населения по оказанию социально-педагогических услуг. Как правило, в социально-педагогической инфраструктуре независимо от ведомственной подчиненности представлены следующие группы учреждений:
– учреждения общего и профессионального образования разных ступеней и уровней подготовки в них;
– коррекционные образовательные учреждения (группы) для детей с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии;
– учреждения дополнительного образования;
– учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей;
– клубные учреждения для детей и подростков;
– реабилитационные учреждения по восстановлению утраченных или ослабленных свойств и качеств личности;
– службы комплексной (социальной, правовой, психологической, педагогической, медицинской и др.) помощи семье и детям;
– органы координации деятельности инфраструктуры как сложной по своему составу, но единой и целостной системы.
Такой набор компонентов инфраструктуры позволяет более полно удовлетворить запросы граждан на основе унифицированных или индивидуальных программ; рационально и продуктивно использовать квалифицированные кадры специалистов; повышать качество оказываемых услуг; наконец, создает возможность компенсации неудовлетворенной потребности граждан в тех или иных услугах в одних учреждениях за счет других компонентов данной инфраструктуры.
Необходимо обратить внимание на то, что количество и содержательная направленность элементов социально- педагогической инфраструктуры конкретной территории, их отбор и последовательность насыщения ими осуществляются на основе реального социального заказа.