Социально-педагогическая работа с детьми улицы
С. Т. Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал изучать ее и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных социально-педагогических условий воспитательного воздействия, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Это предполагает превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педагогически целесообразный фактор – целенаправленный, организованный, управляемый.
По мнению С. Т. Шацкого, выявление и развитие педагогического потенциала среды происходит на основе:
– культурно-образовательной работы с окружающим населением;
– кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления воспитательного и образовательного воздействия на детей и население;
– создания своеобразного социокультурного пространства, в котором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.
Идеи С. Т. Шацкого нашли отражение в его практической деятельности. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства, отрывая их от улицы и организовывая досуг, совместную деятельность, воспитание.
В современных условиях существуют несколько направлений по работе с детьми улицы. Среди них следует выделить:
– создание социально-педагогических центров но месту жительства детей (например, "Форпост С. Т. Шацкого" в Москве);
– специальные центры для детей трудных в воспитательном отношении. В них детей направляют комиссии по делам несовершеннолетних или органы МВД;
– детские оздоровительные лагеря для трудных в воспитательном отношении детей;
– приюты для временной изоляции беспризорных детей с последующим их определением в семью или государственное учреждение;
– интернатные учреждения и детские дома.
Значительная часть детей улицы нуждаются в защите взрослых. Это проблема "ничьих детей". Их фактически некому искать, находить, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их – это значит спасти от негативного влияния улицы, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопределении в жизни.
За рубежом защита прав детей улицы возложена на специально подготовленных социальных работников. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его в приют, семью, иод опеку, в государственное или негосударственное учреждение. Подобный опыт по привлечению специалистов по социальной работе и социальной педагогике к работе с детьми улицы складывается и в России.
Дети-улицы постоянно находятся в сложной жизненной ситуации, определяемой той средой, в которую они попадают. Она определяют их дальнейшую деградацию, криминализацию, опасна для жизни и здоровья. Вот почему процесс "вытягивания" этих детей со "дна жизни" можно назвать социально-педагогической реанимацией. В ее основе лежит восстановление, исправление и восполнение необходимых знаний и опыта социального поведения ребенка.
В нормативных документах работа с детьми улицы называется социально-педагогической реабилитацией. Здесь речь идет не о восстановлении, а об исправлении сложившегося и формировании нового социального поведения, опыта которого у ребенка не было.
Для решения подобной проблемы общеобразовательная школа мало приемлема. Мало подходят для этого и школы- интернаты.
Во-первых, концентрация в одном месте большой массы детей с однотипной патологией создает предпосылки для их "взаимообогащения", лишает их примера позитивного поведения и возможности контакта с обычными детьми.
Во-вторых, длительная изоляция ребенка в "тепличных условиях" интерната ведет к формированию иждивенчества, тяжелейшей социальной дезадаптации в будущем. Именно поэтому так велик процент самоубийств среди выпускников интернатов.
В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого "реабилитационного пространства" для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается создание территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных.
По существу выражение "реабилитационное пространство" не совсем корректно.
Во-первых, выявление несовершеннолетних группы риска – это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и организации социально-педагогической работы с ними.
Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, а проблема заключается в организации защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.
В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности преодоления негативных факторов среды, способствующих развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представленном определении.
В-четвертых, данное определение больше говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение стоящих в данной ситуации социально-педагогических задач.
Более целесообразной выглядит идея создания территориальной системы профилактической деятельности и защите прав ребенка (ТСЗПР – территориальная система защиты прав ребенка). Она может решать следующие задачи:
– выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;
– обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;
– координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;
– проводить профилактическую деятельность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;
– направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.
Можно выделить следующие основные функции ТСЗПР:
– объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;
– исследовательская, направленная на выявление безнадзорных и социальных сирот, а также причин их появления и возможностей профилактической работы по месту жительства;
– обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;
– привлечение к социозащитной деятельности населения;
– социально-педагогической деятельности по отношению к несовершеннолетним, ставшим объектом их работы;
– содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.
Принципы деятельности социального педагога в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятельности (ребенку, юноше) и самой деятельности, профессионализма специалиста.
Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту деятельности и самой деятельности, включают:
– принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный работник должен подходить к ребенку, учитывая, каков он есть, его достоинства и недостатки. Не следует выделять его как "типичного", "нормального". Дети оказываются в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь, строя свою деятельность с учетом его индивидуальности;
– принцип доверия к несовершеннолетнему. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимо для установления доверительных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны специалиста, сам открывает ему секреты и представляет правильную информацию. В дальнейшем, специалист досконально проверяет эту информацию и пользуется полученными данными исключительно аккуратно;
– принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса – социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа – дело исключительно деликатное. Специалист может вметаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда присутствует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у подростка соответствующий социальный опыт, "благополучие" и далеко не всегда он заинтересован в помощи специалиста, а опасность для его жизни и перспективы криминализации остаются очень большими;
– принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе социально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, когда существует конфликт интересов взрослых и несовершеннолетних, специалист встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.
Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста, включают:
– принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включать только компетентного человека, знающего субкультуру молодежи, умеющего ее понимать и уважать. В противном случае ему будет сложно понимать детей улицы как особую субкультуру, их интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса;
– принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диалоговые отношения только тогда, когда между собеседниками складываются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что сам специалист не верит или сомневается. Если специалист нс знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшится и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены;
– принцип естественности в профессиональной деятельности. Социальный работник строит свою деятельность как можно более естественно. Он не играет, а относится к деятельности с позиции компетенции. Он слушает детей, интересуется их опытом, учится понимать их;
– принцип независимости и достаточности как личности, способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, независимостью и силой воли. Социальный работник, идущий работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее проявлять.
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы.
1-й этап (контакт и мотивирование) подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В его процессе:
– при необходимости оказывается ребенку экстренная помощь и предоставляется необходимая защита;
– определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;
– изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, выявляются причины его попадания на улицу;
– выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность возвращения в семью (если таковая имеется);
– делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы – ресоциализацию;
– пишется социально-педагогическая характеристика на него и разрабатываются первичные рекомендации но социально-педагогической работе с ним;
– решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы по месту жительства;
– ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).
2-й этап – ресоциализация. В его ходе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности на этом этапе включает:
– разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Она предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;
– адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Он нуждается в помощи в снятии стрессовых явлений от нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые, однако, способствуют смене стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на новые социальные нормы и стереотипы поведения нормальной жизни и воспитания. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр);
– реализация индивидуальной и групповой программ социально-педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения. Однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;
– организация работы с ближайшим окружением ребенка в целях создания наиболее благоприятной для него социально-педагогической среды;
– включение ближайшего окружения ребенка, лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании), в социально-педагогическую деятельность. К таким лицам относятся: родители, либо лица их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя;
– консультационная деятельность с ребенком, родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;
– проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде).
Ориентировочное время второго этапа – 2–4 месяца.
3-й этап – завершающая реабилитация, когда речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о достижении социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.
В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты. Она позволяет прослеживать ход выполнения программы индивидуальной работы, давать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, отслеживать судьбу каждого воспитанника.
Информация, сведенная в базу данных при повышении степени обобщенности, представляет статистический материал по проблеме социально-педагогической работы с детьми улицы. Он необходим для осмысления опыта и разработки рекомендаций для специалистов, действующих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними. Данные аналитической работы и программные продукты служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и развития нормативно-законодательной базы.