Социально-педагогическая абилитация ребенка

Процесс развития ребенка носит естественный, закономерный характер. Его развитие происходит при определенных условиях. Через них можно стимулировать и сдерживать процесс развития, направляя его. Известно, что ребенок, начиная заниматься спортом, через некоторое время значительно отличатся по своим возможностям от сверстников. Чем раньше он начинает заниматься, тем большие у него перспективы.

В работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии, происходит то же самое. Активная и целенаправленная работа с ним приводит к значительному развитию его возможностей и повышению индивидуального потенциала по отношению к подобным ему сверстникам. Если же направлять усилия в процессе абилитации на двигательное воспитание ребенка с детским церебральным параличом (выражение введено кондуктивной педагогикой), то он начинает приближаться к сверстникам, преодолевая в определенных пределах патологию.

Ребенок с отклонениями в развитии, прежде всего, нуждается в целесообразном уходе, направленном на укрепление его здоровья и стимулирование активности. Последний включает:

– собственно уход за ребенком;

– закаливание организма;

– необходимый массаж, укрепляющий мышечную систему ребенка и стимулирующий проявлению гибкости;

– целесообразное питание.

Для обеспечения действенности абилитации необходима определенная воспитательная система активной жизнедеятельности ребенка с самого раннего возраста, в которой наиболее полно проявляются его индивидуальные двигательные возможности.

Управление системой социально-педагогической работы осуществляется специалистом (педагогом-кондуктором, социальным педагогом) или родителем, лицом его замещающим, под руководством специалиста. Однако ведущая роль в управлении остается за специалистом. Он осуществляет диагностику индивидуальных двигательных возможностей ребенка, особенностей отношений к себе, своему состоянию, другим людям, определяет ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогической работы и разрабатывает (помогает разработать) систему жизнедеятельности ребенка, его распорядок дня и особенности его реализации.

Медицинский диагноз ориентирует специалист на типичные патологические явления, с которыми может столкнуться в социально-педагогической работе с ребенком. На его основе осуществляются:

– раннее обнаружение патологии и организация целенаправленной социально-педагогической работы с ребенком;

– наиболее полная оценка индивидуальных двигательных возможностей ребенка и, в последующем, динамики изменения в развитии;

– оценка предрасположенности ребенка к проявлению активности, преодолению трудностей, болезненного состояния, подражанию, общению, эмоциональной заразительности, быть таким как сверстники;

– оценка особенности сформированности комплексов, которые могут негативно сказаться в социально-педагогической работе с ребенком. Они могут быть, когда работа с ребенком начинает осуществляться не на самом раннем этапе, а когда он начинает осознавать себя не как другие.

Как указывал Л. С. Выготский, полученная информация позволяет определить ближайшие и перспективные цели в социально-педагогической работе с ребенком с учетом зоны его ближайшего и актуального развития.

Каждый ребенок индивидуален. Социально-педагогическая работа с ним предусматривает разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с ним на основе комплексности его развития и воспитания. Она предусматривает двигательное воспитание, воспитание самостоятельности, развитие речи, слуха, зрения, заботу о коже и внутреннем состоянии.

Ближайшая индивидуальная программа целей двигательного воспитания ориентирована на обеспечение воспитания ребенка в соответствие с "зоной его ближайшего развития". В процессе ее реализации эта "зона" уточняется и определяются дальнейшие перспективы.

Главное в программе – обеспечение целесообразной активности ребенка с учетом распорядка дня и его социально-педагогических возможностей в условиях дома, специального учреждения (специализированного центра). Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной Андражом Петё (1893–1967) о том, что как бы ни была хороша терапия, но она не поможет, если не будет вписана в саму жизнь. Через распорядок дня, регламентируя целесообразное проявление ребенка от пробуждения и до сна, обеспечивается реализация возможностей каждый его элемента в формировании правильной двигательной активности под руководством своего наставника (матери, лица ее заменяющего, кондуктора).

Данный факт требует внимательного изучения того, что несет (может нести) в себе каждый конкретный элемент распорядка дня, что он может дать ребенку в развитии и воспитании, в том числе и каждое занятие, включенное в него (будь то отдых, свободное время, прием пищи, специальные упражнения, процедуры).

На основе проведенного анализа продумывается методика педагогизации каждого элемента распорядка дня с учетом характера действий, патологии ребенка, его индивидуальных возможностей. Правильный и повседневно выполняемый распорядок дня способствует формированию у ребенка естественного ритма жизнедеятельности. При этом каждый элемент выполняется естественно, с меньшим напряжением, реализуя свой социально-педагогический потенциал и обеспечивая наибольшую продуктивность в развитии ребенка, формировании у него определенных качеств личности.

Для учета развивающих возможностей распорядка дня А. Петё ввел такое понятие как хронотопография – это своеобразная временная и предметная карта жизнедеятельности ребенка. Она может быть представлена в виде сетевого (временного) графика его действий (жизнедеятельности), раскрывающего, когда он и в каком месте находится, что и как делает по содержанию, объему и времени, что и как использует. Хронотопография достаточно полно расписывает для специалиста весь день ребенка и в связи с этим определяет, что и как следует делать ему в каждый момент времени для социально-педагогического обеспечения распорядка дня.

Каждый компонент распорядка рассматривается с позиции комплексного использования его развивающих и / или воспитывающих возможностей. Например, при выполнении ребенком упражнения, ему показывают, проговаривая действия, побуждают, чтобы он повторял, также проговаривая свои действия. Все это стимулирует не только усвоение действия, развитие речи ребенка, но и формирование его аудио и видиомоторного стереотипа действия.

Иногда индивидуальная программа педагогической работы диктует необходимость решения частных проблем. Наиболее целесообразным в этом случае может быть определение комплекса специальных упражнений, процедур с учетом патологии и ее глубины, специально разработанных для конкретного ребенка.

Функционирование системы абилитации требует мотивирования и стимулирование самопроявления и ребенка, и тех, кто с ним работает. Это очень важный компонент системы, способствующий поддержанию настроя на проявление двигательной активности ребенка и укреплению у него уверенности в личных возможностях "Я могу". Он предусматривает со стороны субъекта социально-педагогической деятельности:

создание ситуации успеха в самопроявлении для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. При этом успех определяется по сравнению с его прежними достижениями, а не с результатами других детей. Учитывается склонность и предрасположенность ребенка, возможности достижения им успеха в той или иной деятельности. Важно уметь видеть успех в чем-либо и внушать ребенку, что он действительно успешен, что укрепляет у него уверенность в себе, в возможности быть успешным в самопроявлении;

способность создать и максимально поддерживать эмоциональный подъем, настрой па самопроявление ребенка в деятельности. Необходимо активно поощрять проявление всякого успеха у ребенка. Факторами его успеха и удовлетворенности своим проявлением в деятельности являются смех, песня, радостные возгласы, восхищение. Они создают ту гармонию, без чего не может быть ни общего, ни частного успеха в развитии и воспитании детей;

прогнозирование, видение и обход негативных установок и проблем ребенка в целесообразном самопроявлении. Необходимо педагогически умело ставить его в положение, когда он вынужден проявлять направленную двигательную активность пораженной (ограниченной в функциональном проявлении) части наравне со здоровой. Например, ребенку следует бросить кольцо на расстояние в круг то правой, то левой рукой; взяться за поручень для опоры то левой, то правой рукой; поднимать кружку для питья двумя руками; есть то левой, то правой рукой; выполнять простые "рисовательные" действия то правой, то левой рукой. Такая социально-педагогическая деятельность особенно эффективна на ранних этапах возраста, когда еще не сформированы установки действий и легче преодолевать трудности самопроявления.

Исключительно важное условие в стимулировании процесса и результата абилитации ребенка – включение его в совместную деятельность, использование возможностей проявления ребенка в группе. Стремление быть таким же, подражание, одобрение таких, как он сам – все это стимулирует наиболее полное и качественное проявление ребенка. Данный факт подчеркивает важность специализированных учреждений стимулирующих абилитации) и интеграцию детей с особыми адаптивными возможностями.

В педагогической работе с ребенком важное место принадлежит поощрению его действий. Средствами этого выступают одобрение, поддержка, помощь, положительная оценка действий и достижений ребенка.

Одобрение используется постоянно, чем стимулируются положительное отношение, стремление к действию, формируется начальная уверенность в способности выполнить их правильно. Проявление одобрения может быть самым различным: улыбкой, кивком, словом.

Поддержка выполняется дифференцированно, не допуская излишества. В кондуктивной педагогике она называется фацилитацией. Это – стремление создать для ребенка такие условия (приспособления), в которых он мог бы наилучшим образом самостоятельно решить стоящую перед ним задачу. Важным правилом оказания помощи считается подбор индивидуальных способов выполнения тех или иных заданий, упражнений, количество которых минимально, по необходимо для этого ребенка и оно со временем сокращается по мере выполнения своей функции. На первом месте должно быть самопроявление, стремление ребенка выполнить действие самостоятельно.

Выделяются следующие виды фацилитации деятельности ребенка:

мануальная – ручная деятельность, применяемая на начальном этапе овладения двигательными навыками пальцев рук, когда другие виды малоэффективны;

вербальная – ритмический словесный комментарий, а также детальное описание каждого движения, как бы расчленяя его на составные части;

зрительная – показ движения специалистом или другими детьми;

специальные приспособления, например, кружка с двумя ручками, рейка, служащая для захвата при подъеме, движении, лазании.

Мониторинг оценки действий ребенка и результативности развития осуществляется в сравнении с его прежними достижениями. Он свидетельствует о личностном росте и способствует формированию у него уверенности в свои способности, побуждает к повторению подобных действий. Мониторинг важен и для оценки деятельности субъекта абилитации, ее результативности.

Результативность в абилитации ребенка необходима и ему самому, и субъекту социально-педагогической деятельности. Первый видит в ней, что он, как и другие, может достигать результата. У пего формируется уверенность в себе, своих возможностях. Для последнего она выступает основой формирования уверенности в своих силах и способности добиваться позитивного результата, что особенно важно в абилитации, где результативность проявляется очень медленно. Порой неумение увидеть результативность своей деятельности родителем делает бесперспективной абилитационную работу с ребенком, побуждает переложить бремя достижения результата на других.

Уверенность того, кто работает с ребенком (родителя, специалиста), в том, что он сможет сделать требуемое правильно, передается ребенку в процессе выполнения им тех или иных действий, всей абилитационной работы.

Важный компонент системы – социально-педагогическое сопровождение ребенка и абилитационной деятельности родителей с ним. Его осуществляет специалист Центра по работе с подобными детьми, или сотрудник медицинского учреждения, где ребенку поставлен диагноз.

Сопровождение предусматривает:

– предупреждение оставления ребенка в медицинском учреждении вследствие выявления факта патологии (сохранить ребенку мать);

– разъяснение матери перспектив преодоления патологии ребенка;

– убеждение в том, что реализация перспектив во многом определяются взаимодействием родителей и медицинских работников;

– помощь матери овладеть навыками ухода и стимулирование его абилитации;

– предупреждение упущений и недостатков в социально-педагогической деятельности родителя, способствованию его личностного роста в абилитационной деятельности.

Каждый элемент системы социально-педагогической работы (абилитации) с ребенком играет свою роль в сто целесообразном развитии и воспитании, преодолении им своей патологии и интеграции в социум. Реализация ее требует определенных социально-педагогических условий. Главное из них является – социально-педагогическая подготовленность родителя, его целесообразная активность в работе с ребенком, постоянная деятельность по самосовершенствованию, взаимодействие со специалистами в личностном росте и абилитационной работе.