Вопрос 77. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 1990-е гг. - начале XXI в.
Рыночные реформы 1992-1994 гг., предпринятые руководством Беларуси, состояли в либерализации цен, введении механизма свободной конкуренции, разрешении аренды и индивидуальной трудовой деятельности, проведении приватизации - передачи предприятий из государственной в частную собственность. Начался процесс становления предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Однако стимулирования экономического развития не произошло. Наоборот, снизился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, уменьшился объем внешней торговли, сильно выросли цены на все виды товаров и услуг, резко снизились доходы населения. В 1994 г. ниже прожиточного минимума жили более 60% населения республики.
В середине 1990-х гг. главной задачей стал вывод экономики республики из кризисного состояния. Руководство страны отказалось от методов "шоковой терапии" (программы радикальных экономических преобразований) и неуправляемой приватизации, чтобы исключить возможность создания крупного частного капитала. Государство отказалось от купли-продажи земли сельскохозяйственного предназначения. Было решено не разрушать сложившуюся систему колхозно-совхозного производства, а разрешить существование наряду с ней фермерских хозяйств. Был избран путь создания социально ориентированной рыночной экономики. В 1996 г. по указанию Президента была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. На I Всебелорусском собрании (октябрь 1996) были утверждены "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.", выполнение которого позволило белорусской экономике достичь уровня 1990 г.
II Всебелорусское народное собрание (2001 г.) утвердило Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. Главной задачей этой Программы стало повышение благосостояния населения республики.
III Всебелорусское народное собрание (2006 г.) приняло программу социально-экономического развития на 2006-2010 гг., в соответствии с которой предусматривался постепенный переход к постиндустриальному информационному обществу. В экономике развивались разные формы собственности: в 2009 г. в государственном секторе работало 47,7% занятого населения, в частном секторе - 50,7% и с иностранной формой собственности - 1,6%.
IV Всебелорусское народное собрание состоялось 7-8 декабря 2010 г. Были подведены итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 гг. На результатах выполнения Программы существенно сказались изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, отрицательное влияние мирового финансово-экономического кризиса. Прогнозные параметры достигнуты по большинству показателей. Беларусь продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. введено 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. Высококачественные промышленные товары поставлялись в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 г. по сравнению с 2005 г. в 3 раза. Валовой объем производства зерна за прошедшее пятилетие достиг 38 млн т, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001-2005 гг. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепилась национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10%. Сельское хозяйство стало существенным источником пополнения валютных резервов страны. Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1,481 сельских поселений нового типа - агрогородков. Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения - с 12,7% в 2005 г. до 5,4% в 2010 г. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах - 0,7% к численности экономически активного населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 71 года. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1.7 раза и является самым низким среди стран СНГ. Поданным ООН за 2011 год, по индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 65-е место из 187 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Собрание определило Государственную политику на 2011-2015 гг. Она будет направлена на решение существующих проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенно повысить уровень благосостояния населения. Главным результатом реализации программы, принятой IV собранием, станет рост благосостояния и улучшения условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Принято окончательное решение о строительстве в Гродненской области АЭС. Комплекс принятых мер рассчитан на то, чтобы Беларусь к 2015 г. вошла в число 50-ти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала. а ее экономический уровень к концу пятилетия будет сопоставим со средней европейской страной. Это должно приблизить качество жизни населения Беларуси к европейскому уровню социальных стандартов. Реализация намеченных планов подтвердит курс РБ на создание социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан. Такой курс развития страны поддерживает абсолютное большинство населения, которое 19 декабря 2010 г. проголосовало за А.Г. Лукашенко на выборах Президента Республики Беларусь.