Социально-экономическое положение и перспективы развития СФО
Основные социально-экономические показатели развития регионов СФО на январь 2010 г. приводятся в табл. 23.8 и 23.9.
Таблица 23.8. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, в действующих ценах, млн руб.
Регион |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Объем работ. выполненных по виду деятельности "Строительство" |
Сибирский федеральный округ - всего |
46716 |
116502 |
45828 |
10951 |
Республика Алтай |
4,6 |
98,3 |
183 |
84 |
Республика Бурятия |
347 |
1822 |
1618 |
122,2 |
Республика Тыва |
128 |
32,3 |
319 |
23,4 |
Республика Хакасия |
1321 |
3140 |
1618 |
228,5 |
Алтайский край |
281 |
8052 |
3417 |
511,2 |
Забайкальский край |
1226 |
365 |
1543 |
552,5 |
Красноярский край |
9570 |
30774 |
9595 |
2608,6 |
Иркутская область |
2651 |
14428 |
7491 |
1121 |
Кемеровская область |
21293 |
17895 |
7438 |
2810 |
Новосибирская область |
2793 |
9173 |
6188 |
968,5 |
Омская область |
50,3 |
25953 |
3828 |
909,9 |
Томская область |
7051 |
4767 |
2591 |
1011,2 |
Таким образом, на первом месте по добыче ископаемых стоит Кемеровская область, что составляет практически 50% добычи ископаемых по всему СФО. Меньше и менее всего ископаемых добывается в республике Алтай. По обрабатывающей промышленности на первом месте Красноярский край, на последнем - Республика Тыва; по производству и потреблению электроэнергии, газа и воды на первом месте также Красноярский край, и меньше всего уровень потребления в Республике Алтай.
Таблица 23.9. Рейтинг регионов Сибирского федерального округа по темпам экономического развитии в 2010 г.
Сибирский федеральный округ |
Индекс промышленного производства |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Республика Алтай |
9 |
12 |
11 |
1 |
Республика Бурятия |
11 |
10 |
12 |
9 |
Республика Тыва |
7 |
8 |
2 |
10 |
Республика Хакасия |
12 |
6 |
3 |
12 |
Алтайский край |
1 |
9 |
1 |
3 |
Забайкальский край |
10 |
7 |
9 |
11 |
Красноярский край |
5 |
1 |
8 |
6 |
Иркутская область |
2 |
2 |
7 |
4 |
Кемеровская область |
3 |
3 |
6 |
7 |
Новосибирская область |
4 |
4 |
5 |
5 |
Омская область |
6 |
11 |
4 |
8 |
Томская область |
8 |
5 |
10 |
2 |
Исходя из данных таблицы видно, что на первом месте по индексу промышленного производства находится Алтайский край, по добыче полезных ископаемых - Красноярский край, по обрабатывающему производству - Алтайский край, по потреблению электроэнергии, газа и воды - Республика Алтай. Последние места распределены следующим образом: по индексу промышленного производства - Республика Хакасия, по добыче полезных ископаемых - Республика Алтай, по обрабатывающему производству - Республика Бурятия и по потреблению электроэнергии, газа и воды - Республика Хакасия.
Основные итоги социально-экономического положения СФО на сентябрь 2011 г. Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности составил в январе-сентябре 2011 г. 6,6 трлн. руб., или 117,5% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. составил 104,4%.
Индекс цен производителей промышленных товаров составил 109,9%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 105,5%.
Доля Сибирского федерального округа в общем объеме производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, население) составила 12,3%.
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 97,3%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в январе-сентябре 2011 г. составил 327,2 млрд руб., или 118,9% к уровню соответствующего периода 2010 г. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 10,2%.
В январе-сентябре 2011г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 3,9 млн м2 общей площади жилых домов, что составило 107,0% к уровню января-сентября 2010 г.
Индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) составил 108,6%.
Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2011 г. увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 7,5% и составил 1467,4 млрд руб. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 76,2 тыс. руб. (в среднем по России - на 95,2 тыс. руб.).
В январе - сентябре 2011 г. населению было оказано платных услуг на 387,2 млрд руб., индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. составил 105,3%.
Индекс потребительских цен (сентябрь 2011 г. к декабрю 2010 г.) составил 104,8%, в том числе на продовольственные товары - 103,2%, непродовольственные товары - 104,7%, услуги - 107,4%.
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в январе-сентябре 2011 г. составил 1,6 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 8,7% в сопоставимых ценах.
Внешнеторговый оборот в I полугодии 2011 г. характеризовался положительным торговым сальдо - 17,8 млрд долл. США (экспорт - 21,6 млрд долл. США, импорт - 3,8 млрд долл. США) и составил 7,1% общероссийского внешнеторгового оборота.
На развитие экономики и социальной сферы Сибирского федерального округа в январе-сентябре 2011 г. использовано 741,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 123,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Объем инвестиций в округ составляет 11,7% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 55,7%, привлеченных средств - 44,3%, в том числе 6,9% - за счет средств федерального бюджета.
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа в 1 полугодии 2011 г., составил 1,6 млрд долл. США. В структуре иностранных инвестиций, поступивших в Сибирский федеральный округ за истекший период, 20,4% составляют прямые инвестиции.
Консолидированный бюджет субъектов Сибирского федерального округа в январе-сентябре 2011 г. исполнен с профицитом 62,9 млрд руб. Расходы составили 580,2 млрд руб., доходы - 643,1 млрд руб.
По оперативным данным ФНС России, по Сибирскому федеральному округу поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличилось на 31,6% и составило 637,9 млрд руб. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2011 г. в целом по округу составила 77,8 млрд руб. и по сравнению с 1 октября 2010 г. уменьшилась на 29,5%.
В целом по округу число родившихся превысило число умерших на 2337 чел.; коэффициент естественного прироста населения составил 0,2‰. Миграционный прирост населения составил 2,8 тыс. чел.
Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в III квартале 2011 г. составила 10,3 млн чел., или 52,8% общей численности населения округа. Не имели занятия, но активно его искали 791,5 тыс. чел., или 7,7% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец сентября 2011 г. было зарегистрировано 182,1 тыс. чел., или 1,8% экономически активного населения.
Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Сибирскому федеральному округу составили 15379,3 руб. в месяц (в целом по России - 19329,9 руб. в месяц).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 г. составила 20073 руб. и возросла по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. на 11,1%, реальная заработная плата - па 2,4%.
Перспективы экономического развития СФО. Сибирь, являясь ресурсной кладовой России и всего мира, располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, урана, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Все большее значение приобретают запасы пресной воды. Крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба. Не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности.
Основными вызовами и угрозами развития Сибири являются следующие факторы.
1. Резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющие оценку перспектив экономического развития и снижающие вследствие этого инвестиционную привлекательность Сибири для частного бизнеса. Роль этого фактора будет снижаться по мере диверсификации сибирской экономики.
2. Суровые природно-климатические условия, приводящие к удорожанию (по сравнению с центральными регионами Европейской части России) проживания людей и экономической деятельности (в среднем на 25-40%, в строительстве - в 1,5-2 раза).
3. Исторически сложившиеся негативные особенности хозяйственного освоения, которые привели к чрезмерной ориентации экономики Сибири на внешние по отношению к ней рынки, высокой территориальной дифференциации, слабости внутренних интеграционных связей, низкой транспортной освоенности территории, некомплексному характеру экономики и неразвитости общего экономического пространства.
4. Неблагоприятная институциональная среда, создающая условия для вывоза капитала в Европейскую часть страны и за границу. По своим масштабам размеры такого вывоза сопоставимы с валовым региональным продуктом Сибири. Главным препятствием экономического роста во многих сибирских регионах является острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в последнее время в условиях мирового финансового кризиса.
5. Транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков. Негативная роль транспортного фактора является оборотной стороной выгодного экономико-географического положения Сибири. Однако это негативное воздействие в долгосрочной перспективе будет ослабляться вследствие создания новых транспортных коридоров, появления новых высокоэкономичных видов транспорта, все более ощутимого увеличения в отраслевой структуре производства, а также в структуре ввоза и вывоза из Сибири продуктов с высокой стоимостью единицы массы и объема.
6. Угроза закрепления за Сибирью роли сырьевого придатка развитых экономик, что делает особенно актуальной задачу диверсификации экономики регионов Сибири и создания в них мощного комплекса перерабатывающих производств. Решение этой задачи должно достигаться за счет собственных сил и ресурсов при участии иностранного капитала с соблюдением четких законодательно установленных правил и условий, обеспечивающих национальные интересы Российской Федерации.
5 июля 2010 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (распоряжение № 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года"). Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 г. Основные положения Стратегии представлены с учетом географического деления Сибири на следующие три пояса развития:
1) Арктический пояс развития, включающий в себя север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями;
2) Северный пояс развития, включающий в себя Средний Иртыш (север Омской области), Среднее Приобье (север Томской области), центральные районы Красноярского края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска), север Иркутской области, зону Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия;
3) Южный пояс развития, включающий в себя центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского краев, Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую области, Республику Алтай, Республику Тыва и Республику Хакасия.
Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.
Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 г. должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 г. должен превышать среднероссийский показатель.
Основные целевые индикаторы внешнеэкономической деятельности в Сибири представлены в табл. 23.10.
Таблица 23.10. Целевые индикаторы внешнеэкономической деятельности, млрд долл. США, в ценах 2007 г.
Год |
Экспорт |
Импорт |
Товарооборот |
Сальдо |
Экспорт (импорт) |
2007 |
43 |
16,5 |
59.5 |
26,5 |
2,6 |
2010 |
30 |
8 |
38 |
22 |
3 |
2012 |
43-45 |
16-17 |
59-62 |
27-28 |
2,7-2.6 |
2015 |
65-68 |
24-27 |
89-95 |
41 |
2,7-2.5 |
2020 |
105-110 |
60-63 |
165-173 |
45-47 |
1,7 |
Пространственные приоритеты развития Сибири следующие.
1. В Арктическом поясе развития - интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение природной среды, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера), повышение качества их жизни.
2. В Северном поясе развития - реализация проектов в энергетическом секторе, строительство северо-российского транспортного коридора, добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные и редкоземельные металлы), строительство трубопроводов и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки природных ресурсов, строительство и реконструкция перерабатывающих производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины).
3. В Южном поясе развития - строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, машин, оборудования и конструкций для добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности Сибири и Дальнего Востока, а также для экспорта за рубеж, предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, осуществляющих выпуск современной конкурентоспособной продукции, и предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологий.
Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Прежде всего, это сухопутный мост, становым хребтом которого является Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб). Транзитная роль Транссиба существенно вырастет после завершения строительства Северо-российской евразийской железнодорожной магистрали, которая продолжит БАМ Северо-Сибирской железнодорожной магистралью (Севсиб) в Европейскую часть страны и далее железнодорожной магистралью Белое море - Коми - Урал или железной дорогой Баренцево море - Коми - Урал к северным российским портам.
В долгосрочной перспективе это обеспечит достойную конкуренцию Китаю, активно восстанавливающему в современных форматах маршруты Великого шелкового пути через Казахстан и Среднюю Азию, и создаст предпосылки не только для сохранения, но и для увеличения объемов сибирского сухопутного транзита.
Возможность строительства в более отдаленной перспективе железнодорожной магистрали через Берингов пролив создает совершенно новые, никогда ранее не имевшиеся возможности для торгово-транспортных отношений между Северной Америкой и Евразией и резко поднимает значение Сибири как мирового транзитного региона.
При надлежащем развитии инфраструктуры определенную конкуренцию морским маршрутам по Индийскому океану, особенно для Северной Америки и Японии, может составить Северный морской путь. Безальтернативен с экономической точки зрения сибирский авиатранзит Азия - Северная Америка.
Сибирь обладает значительным потенциалом эволюционного развития, особенно в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и пищевой промышленности. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Существенный, но во многом утерянный в ходе экономических реформ 1990-х годов потенциал машиностроительного комплекса может быть восстановлен и превзойден в условиях растущей экономики. Значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы.
Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. К настоящему времени в этих институтах подготовлено к применению более 300 научных разработок. Их реализация позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность общественного труда. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах.
Сибирь располагает мощными рекреационными ресурсами, которые представлены уникальными природными комплексами озера Байкал, Телецкого озера, многочисленными и разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайском и Забайкальском краях, лесными массивами, развитой гидрографической сетью, многочисленными памятниками истории, археологии и материальной культуры, живописными ландшафтами, разнообразными видами животных и промысловых рыб, а также территориями с благоприятными и относительно благоприятными климатическими условиями для рекреационных занятий. Развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири, относящихся как к категории депрессивных (республики Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Забайкальский край), так и к промышленно развитым регионам (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).
Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов. Достижению целей и приоритетов Стратегии будет способствовать прежде всего реализация проектов зон опережающего развития: городских агломераций, территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Основными механизмами реализации Стратегии являются федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Сибири.
Механизмом реализации Стратегии также является реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. При этом инвестиционные проекты и мероприятия, отраженные в Стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета, они должны быть ориентиром для реализуемых на территории Сибирского федерального округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Одно из главных достижений округа в 2011 г. - позитивные изменения в инвестиционном процессе - 30% прирост по сравнению с 2010 г.
Значимым механизмом реализации Стратегии является модельное управление, особенно по отношению к малому и среднему предпринимательству, жилищной политике и рынку труда.
Действенными мерами реализации Стратегии станет создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая зоны территориального развития, особые экономические зоны, а также развитие территориально-производственных комплексов, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.