Социально-экономическое положение и перспективы развития ДВФО
Значение индустрии Дальнего Востока в экономике Российской Федерации - в основном удовлетворение потребностей западной зоны России в некоторых видах сырья и полуфабрикатов. Это подтверждает также тот факт, что если в целом по Российской Федерации валовая продукция обрабатывающей промышленности в 9,3 раза превышает продукцию добывающей, то на Дальнем Востоке - лишь в 5,5 раза.
Основные итоги социально-экономического положения ДВФО на сентябрь 2011 г. Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности составил в январе-сентябре 2011 г. 2,5 трлн. руб., или 120,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Доля Дальневосточного федерального округа в общем объеме производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, население) составила 3,4%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в январе-сентябре 2011 г. составил 244,1 млрд руб., или 102,0% к уровню соответствующего периода 2010 г. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 7,6%.
В январе-сентябре 2011 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 0,9 млн м2 общей площади жилых домов, что составило 134,8% к уровню января-сентября 2010 г.
Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2011 г. увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 3,7% и составил 520,4 млрд руб. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 82,8 тыс. руб. (в среднем по России - на 95,2 тыс. руб.).
В табл. 24.4 представлены данные социально-экономического развития региона.
Таблица 24.4. Социально-экономическое развитие региона
Показатель |
Данные 2010 г. по сравнению с 2009 г., % |
Данные сент. 2011 г. по сравнению с сент. 2010 г., % |
Промышленное производство |
113,8 |
109,8 |
Цены производителей промышленного производства |
104,4 |
110,8 |
Производство сельскохозяйственной продукции |
101,8 |
116,6 |
Цены производителей сельскохозяйственной продукции |
101,5 |
101,4 |
Цен производителей в строительстве |
104,9 |
105,4 |
Потребительские цены В том числе: o продовольственные товары o непродовольственные товары o услуги |
104,5 102,2 107.5 |
104,1 104,4 108,4 |
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в январе-сентябре 2011 г. составил 0,5 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 11,1% в сопоставимых ценах.
Внешнеторговый оборот в 1 полугодии 2011 г. характеризовался положительным торговым сальдо - 7,8 млрд долл. США (экспорт - 12,0 млрд долл. США, импорт - 4,3 млрд долл. США) и составил 4,6% общероссийского внешнеторгового оборота.
На развитие экономики и социальной сферы Дальневосточного федерального округа в январе-сентябре 2011 г. использовано 639,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал, или 133,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Объем инвестиций в округ составляет 10,1% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 21,6%, привлеченных средств 78,4%, в том числе 15,3% - за счет средств федерального бюджета.
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа в I полугодии 2011 г., составил 5,7 млрд долл. США. В структуре иностранных инвестиций, поступивших в Дальневосточный федеральный округ за истекший период, 28,4% составляют прямые инвестиции.
Консолидированный бюджет субъектов Дальневосточного федерального округа в январе-сентябре 2011 г. исполнен с профицитом 51,9 млрд руб. Расходы составили 339,3 млрд руб., доходы - 391,2 млрд руб.
По оперативным данным ФНС России, по Дальневосточному федеральному округу поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличилось на 21,4% и составило
280,6 млрд руб. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на I октября 2011 г. в целом по округу составила 26,6 млрд руб. и по сравнению с 1 октября 2010 г. уменьшилась на 11,2%.
В целом по округу число умерших превысило число родившихся в 1,03 раза. Коэффициент естественной убыли населения составил - 0,4‰. Наряду с естественной убылью населения сложился миграционный отток населения, который составил 12,1 тыс. чел.
Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в III квартале 2011 г. составила 3,6 млн чел., или 55,5% общей численности населения округа. Не имели занятия, но активно его искали 245,2 тыс. чел., или 6,9% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец сентября 2011г. было зарегистрировано 69,3 тыс. чел., или 2,0% экономически активного населения.
Уровень благосостояния населения определяется прежде всего денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Дальневосточному федеральному округу составили 21588,4 рубля в месяц (в целом по России - 19329,9 рубля в месяц).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 г. составила 27 890 рублей и возросла по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. на 11,5%, реальная заработная плата - на 3,3%.
Перспективы развития Дальневосточного федерального округа. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года утверждена 28 декабря 2009 г. Главной целью стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения.
Общий объем затрат по проекту составляет 411 млрд руб., в том числе за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации - 87,8 млрд руб.
В результате реализации всех мероприятий и проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, планируется:
o создать 69,9 тыс. рабочих мест;
o увеличить валовой региональный продукт в 2,6 раза;
o увеличить объем отгруженной продукции - в 2,3 раза;
o увеличить объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 3,5 раза;
o увеличить численность экономически активного населения - в 1,1 раза.
При разработке стратегии были выявлены следующие потенциальные проекты (табл. 24.5).
Таблица 24.5. Потенциальные проекты региона
Область региона |
Проект |
Хабаровский край |
Проект по созданию мощностей по переработке древесины, включая строительство целлюлозно-бумажного комбината в г. Амурске. Проект по увеличению пропускной способности БАМа (Кузнецовский тоннель) |
Сахалинская область |
Строительство электростанции на основе использования углей месторождения "Солнцевское" |
Амурская область |
Проект по развитию добычи и переработке железной руды на основе Гаринского месторождения |
Еврейская автономная область |
Освоение Кимканското и Сутарского месторождений железных руд |
Магаданская область |
Освоение Яно-Колымской золотоносной провинции |
Южная Якуnия |
Проекты Эльконского уранодобывающего и перерабатывающего комбината, угольного комплекса на базе Нерюнгринского, Денисовского, Чульмаканского угольных разрезов, Селигдарского горно-химического комплекса, Алданского газохимического комплекса, металлургического производства |
Чукотский автономный округ |
Проект по развитию Анадырского промышленного узла |
Перспективы развития Дальнего Востока основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность и другие факторы.
Ключевыми принципами и направлениями социально-экономической политики Дальнего Востока являются:
o создание условий для комфортного проживания населения: формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных минимумов, снижение уровня бедности населения, развитие кадрового потенциала;
o создание условий для эффективного развития экономики региона, благоприятного инвестиционного климата в дальневосточных регионах; повышение надежности энергетической системы, структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи;
o развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров; снятие транспортных, энергетических и других инфраструктурных ограничений;
o лоббирование в федеральных органах власти решения общих для Дальнего Востока экономических и социальных вопросов;
o развитие внешнеэкономического сотрудничества, в том числе приграничного;
o решение экологических проблем.
Несмотря на многие положительные результаты развития экономики в последние годы, па социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке продолжают оказывать влияние ряд отрицательных факторов. Они обусловлены в первую очередь специфическими особенностями Дальнего Востока: удаленность от федерального центра, рост цен на топливо и транспортные расходы, рост тарифов на электрическую и тепловую энергию. Тенденции роста реальной заработной платы и денежных доходов на душу населения в регионе и стране в целом совпадают, но темпы на Дальнем Востоке отстают. Транспортные тарифы сделали невозможным доступ большинства дальневосточников к научным и культурным ценностям России, курортам и санаториям, лишили возможности встречаться с родственниками, проживающими в западных районах страны.
Регион отстает не только по уровню реальных денежных доходов, но и по потреблению основных услуг, которые отражают качество жизни и миграционную привлекательность Дальнего Востока и Забайкалья. По пессимистическому прогнозу ЮНЕСКО число жителей региона к 2025 г. может уменьшиться более чем на треть и составить около 4,7 млн чел. (уровень 1959 г.). К 2050 г. при сохранении сложившейся демографической ситуации на Дальнем Востоке число жителей может составить около 4 млн чел. (табл. 24.6).
Таблица 24.6. Численность населения Дальневосточного федерального округа по прогнозам ЮНЕСКО
2010 |
2025 |
2050 |
6,3 млн чел. |
4,7 млн чел. |
4,0 млн ел. |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень жизни и миграционная привлекательность региона оставляет желать лучшего.
Уровень обеспеченности жильем населения Дальнего Востока и Забайкалья, несмотря на низкую плотность населения, ниже среднероссийского уровня.
Перспективное развитие экономики Дальнего Востока в значительной степени зависит от внешних факторов и условий - на региональную экономику оказывают влияние как меняющиеся условия мировой экономики, так и изменения, происходящие в российской экономике. Дальний Восток России по своему транспортно-географическому положению является сопредельным регионом с самой быстроразвивающейся частью мировой экономики. Учитывая традиционную открытость экономики края, развитие регионов возможно только в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно со странами Северо-Восточной Азии.
Внешние факторы и тенденции в экономике и социальной сфере региона определяют принципы и целевые задачи перспективного развития региона. Необходимо четко понимать, что концепция развития Дальнего Востока и других восточных регионов в значительной, а может, в определяющей мере должна базироваться на принципах освоения территории и человеческого капитала. За 15-20 лет предстоит развить на востоке России несколько ареалов с максимально диверсифицированной экономикой, с достаточно крупными городами и городскими агломерациями, к которым бизнес уже проявил или готов проявить свой интерес, и которые будут конкурентоспособны на национальном и зарубежных рынках.
Развитие Дальнего Востока на базе его богатейших природных ресурсов - это только общая основа. В настоящий момент наиболее перспективной видится инновационная модель развития экономики региона. Эта модель предполагает диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого капитала, стимулирование новых видов деятельности, не допуская дальнейшей деградации региона. Развиваясь по этому сценарию, регион сможет достигнуть сопоставимых и даже повышенных относительно "Концепции 2020" темпов роста, уровня ВРП на душу населения и преодолеть отставание, которое сложилось на настоящий момент.
Минимально необходимые среднегодовые темпы прироста ВРП по этому сценарию должны составлять примерно 7,7% в год против 6,7% по российскому сценарию. Только в этом случае регион получит преимущество в росте (260% против 230% по России в среднем), сохранит численность населения и обеспечит реализацию социальных задач. В итоге будет создана минимально необходимая база для дальнейшего устойчивого и динамичного развития Дальнего Востока и Забайкалья и повышения роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В целом, основные задачи экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны со снижением топливно-энергетического дефицита, преодолением депрессии в отраслях специализации, развитием транспортной инфраструктуры и закреплением новых экономических отношений.
В южной зоне в перспективе будут усиливаться развитие обрабатывающих отраслей в лесном, рыбном и топливном промышленных комплексах, увеличиваться структурный вес отраслей машиностроения, обслуживающих секторы основной специализации экономики, значительно расширится и уплотнится транспортная инфраструктура за счет строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводных сетей, структурно оформятся и укрепятся очаги транснационального рыночного хозяйства - свободные экономические зоны, прежде всего в районе г. Находки.
Чтобы сохранить Дальний Восток основным поставщиком рыбы и морепродуктов, требуется перестроить и современную рыбную промышленность. Как показывает опыт рыбной промышленности Японии, можно достичь огромных успехов в интенсивном развитии шельфового и прибрежного хозяйства, иначе говоря, получить прибрежные ресурсы океана, которые сегодня мы очень мало используем в своем хозяйстве.
Но только экономическими мероприятиями, сколь бы четко они ни были спланированы, решить проблему формирования новых промышленных комплексов нельзя. Одним из первостепенных условий решения перспективных народно-хозяйственных задач, особенно на слабозаселенной территории Дальнего Востока, является осуществление широкой комплексной социальной программы: ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня; развитие местной продовольственной базы; ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство); совершенствование заработной платы.
Говоря о задачах перспективного развития Дальнего Востока, следует особо подчеркнуть сложность реализации программы социального и экономического развития территорий, так как масштаб хозяйственного освоения здесь довольно большой - потребуются всемерные усилия всей страны для выделения различных ресурсов: трудовых, финансовых, материальных, научно-технических.
Наиболее перспективными направлениями в экономике Дальнего Востока скорее всего будут являться следующие: расширение специализации экономики Дальнего Востока за счет создания новых отраслей общероссийского значения с невысокой степенью концентрации производства; активизация геологоразведочных и поисковых работ, связанных главным образом с добычей нефти, угля, руд черных и цветных металлов; укрепление взаимовыгодных направлений в торговле со странами Тихоокеанского региона; более полные, качественные уровень, масштаб и степень обработки сырья (древесины, нефти, руд металлов и т.д.); развитие машиностроительных производств, ориентированных главным образом на выпуск техники, предназначенной для специфических условий региона; активное развитие отраслей строительной индустрии и усиление материально-технической базы строительства; укрепление транспортной сети, создание новых и повышение пропускной способности действующих транспортных коммуникаций; расширение сельского производства, особенно малотранспортабельной продукции; обеспечение высокого уровня жизни населения; развитие существующих и формирование новых территориально-производительных комплексов как наиболее прогрессивной и рациональной формы территориальной организации хозяйства в районах, развивающихся на базе освоения в крупных масштабах природных ресурсов.
Необходимо учесть, что Дальневосточный федеральный округ является как самым крупным районом страны, так и самым проблемным.
Эти проблемы прежде всего связаны со слабым освоением территории и неиспользованием всего потенциала района. Поэтому в районе сложилась и столь сложная демографическая ситуация. Люди не видят смысла в том, чтобы оставаться в регионе. У них нет рабочих мест, у молодежи нет перспектив для самореализации, нет перспектив для дальнейшего развития и улучшения жизни населения.
Решение ключевых для региона Дальнего Востока проблем будет способствовать структурной перестройке его экономики, придаст ей современный облик, поможет перспективному федеральному округу занять достойное место в российской экономике. Масштаб и значимость задач, стоящих перед регионом, требуют совместной и более результативной работы федеральных и региональных органов, всех хозяйствующих субъектов.
Дальний Восток - это регион с богатейшими запасами природных ресурсов - почти вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море - рыбой. Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию, в том числе и сельское хозяйство - в Амурской области производится две трети всех посевов зерновых округа и 50% сои. Но несмотря на все это богатство, на сегодняшний день на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджет России составляют около 4,5%. Край обладает богатейшим минерально-сырьевым потенциалом, освоение которого определяет развитие важнейших отраслей: электроэнергетики, топливной, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии. Предполагается, что через десять - двадцать лет Дальний Восток станет одним из центров экономической жизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества с Китаем, Японией, Южной и Северной Кореями. При должном внимании государства к данным проектам это огромная перспектива развития региона.