Социально-экономическая безопасность государства
Понятие "безопасность" означает отсутствие, нейтрализацию опасностей, угроз, а последние связаны в своей основе с борьбой за экономические ресурсы, поэтому экономической теории должна принадлежать ведущая роль в разработке проблем обеспечения безопасности вообще, и социально-экономической в частности.
О безопасности чаще вспоминают тогда, когда развитие тормозится, а угрозы возникают с разных направлений и имеют тенденцию к возрастанию. Именно по этой причине после распада СССР, в условиях спада производства, разрушения экономических связей, и теория и практика обратили внимание на экономическую безопасность. Получивший распространение в России в 90-х годах XX в. термин "экономическая безопасность" подразумевает, например, в определении Л. Абалкина, "совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию". Очевидно, достичь этого можно только максимизацией все тех же ресурсов - трудовых, технических, природных, причем важна как количественная, гак и качественная характеристика, по один из ресурсов - человеческий ресурс - важнее остальных.
Еще А. Маршалл, излагая свои взгляды на факторы производства в работе "Принципы политической экономии", утверждал, что первоначально существуют только два фактора производства: природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека. Говоря о взаимовлиянии всех вышеуказанных факторов друг на друга, Маршалл приходит к выводу о том, что "с любой точки зрения человек является центром проблемы производства...". А французский экономист и социолог Б. де Жувенель поддерживает эту идею в более широком смысле, утверждая в своем труде о природе власти, что "если бы историю не превращали в нечто непостижимое, разделяя ее на политическую, экономическую, социальную, то, может быть, увидели бы в ней главное: состязание авторитарных воль, всеми средствами оспаривающих друг у друга общий материал всего, что они возводят, - человеческие трудовые силы". Таким образом, роль человеческих ресурсов представляется ключевой.
Поскольку человеческие ресурсы играют ключевую роль в производственном процессе, и определение экономической безопасности должно учитывать это обстоятельство. Так, в современных условиях развивающиеся страны, которые идут по пути приобретения готовых производств, заводов или начинают со сборки машинокомплектов, постепенно переходят на комплектующие собственного производства во все большем объеме. Это доступный путь их развития, но в итоге он не приводит к сокращению разрыва с ведущими технологическими странами. Сложность представляет развитие собственного передового производства, создание и освоение новых технологий, так как здесь все зависит только от человека. Однако квалифицированные трудовые ресурсы создаются исключительно на протяжении долгого времени: начиная с роста уровня начального образования и заканчивая преемственностью конструкторских школ в каждой конкретной отрасли и даже направлении. Не решается эта задача и количественно. В частности, опубликованный в 2010 г. доклад Китайской академии наук "Наука и технологии в Китае: дорожная карта - 2050" признает отставание от промышленно развитых стран в области ключевых технологий и острый дефицит ученых, высококвалифицированных инженеров и технологов, и это при уровне выпуска в 2005 г. вузами страны более 500 тыс. специалистов инженерного профиля. В связи с этим обстоятельством многие технологии и по сей день доступны только ограниченному кругу стран.
Решение этой проблемы требует определенных социальных условий: учебы, труда, оплаты, повседневной жизни, часто в течение жизни не одного поколения, - которые бы способствовали реализации собственно знаний и умений работников и их дальнейшей передаче и развитию. Это в отличие от импорта технологий значительно более долгий процесс, имеющий первостепенное значение, который неправильно отделять от собственно экономики.
Именно поэтому термин "социально-экономическая безопасность", учитывающий необходимость затрачивать усилия и поддерживать не только материальные условия для создания и развития человеческого капитала, более точно отражает сложность рассматриваемого явления.
Определить социально-экономическую безопасность можно как сочетание экономических и социальных условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство наибольшего количества экономических благ на душу населения оптимальным при определенных ограничениях способом с наибольшей степенью независимости от условий внешней торговли и места страны в мировой экономической системе. Ключевыми ограничениями в решении этой проблемы являются:
o наличие на каждый данный момент ресурсов, которыми располагает страна;
o необходимость производить более широкую номенклатуру экономических благ в целях обеспечения независимости от импорта и одновременно решать задачу накопления обществом максимально возможного объема знаний, навыков и умений;
o необходимость производить экономические блага, которые прямо не способствуют росту благосостояния граждан (энергосистему, дороги, вооружение и ОГЛАВЛЕНИЕ армии), но наличие которых объективно является необходимым условием для обеспечения роста благосостояния общества в целом.
Политика в области обеспечения социально-экономической безопасности (СЭБ) неизбежно связана с необходимостью перенаправлять ресурсы общества на развитие определенных отраслей промышленности, импорта технологий, строительства инфраструктуры, которые напрямую не только не представляют интереса с точки зрения получения сравнительных преимуществ, но и даже не могут в длительной перспективе их принести. Тем не менее, поскольку СЭБ должна учитывать весь спектр угроз, в том числе внешних и неэкономических (но в конечном итоге опосредованно влияющих на экономику страны), такие меры являются действительно важными.
Одними из наиболее ярких примеров такого рода являются те усилия, которые предпринимают такие крупнейшие растущие страны, как Китай и Индия, в индустриализации и импорте технологий, особенно в военной сфере. Обе страны, несмотря на наличие множества нерешенных внутренних проблем, связанных с социальным неравенством, неравномерностью развития регионов, неразвитостью инфраструктуры, считают более важными достижения в области передовых технологий, решение задач укрепления независимости в производстве всего спектра промышленной продукции. Наиболее ярко это стремление выражено в таких областях, как атомная, аэрокосмическая промышленность, в военном судостроении. Очевидно, что в ближайшее десятилетие конкурировать с Западом в этих областях названные страны не смогут. Но если они не создадут у себя эти отрасли сейчас, в будущем они не то что никогда не смогут приблизиться к развитым странам, а существенно ограничат свои возможности сделать это.
Таким образом, укрепление социально-экономической безопасности требует:
1) направления значительных ресурсов на непроизводственные цели. В качестве одного из примеров укажем на то, что 2011 г. рост оборонных бюджетов Китая и Индии составил более 10%; на фоне сокращений таких расходов в крупнейших развитых европейских странах это говорит об однозначной важности сделанного выбора;
2) реализации программ развития определенных отраслей и видов производств с прицелом на создание их полных циклов и способности в ближайшем будущем исключить или значительно снизить технологическую и производственную зависимость от других стран по широкому спектру промышленных и информационных технологий;
3) радикального повышения (пусть только в отношении части населения) образовательного, культурного и материального уровня, накопления знаний и навыков как фундамента будущего развития страны. Кажущаяся внешняя нерациональность направления средств на цели догоняющего развития в области современных технологий и производств приводит к качественному изменению в области человеческих ресурсов.
Таким образом, подобно движению по кривой производственных возможностей, обеспечение социально-экономической безопасности связано с балансированием между вариантами использования ресурсов общества на те или иные цели в зависимости от ряда условий, многие из которых носят неэкономический характер. И если общество, которому ничто не угрожает, могло бы в своей экономической политике сосредоточиться исключительно на выполнении задач развития и поддержки отраслей, повышения благосостояния своих граждан, выполнении социальных программ, то в реальности вынужденным ограничителем является необходимость направления средств на развитие и поддержание возможностей в тех областях, которые не могут быть обеспечены иначе чем таким перераспределением и которые в конечном итоге направлены на обеспечение экономических интересов, защиты экономического пространства.
Критерием оценки состояния социально-экономической безопасности может служить способность институтов общества и власти к выполнению определенных задач, т.е. к поддержанию и улучшению условий, при которых обеспечивается высокий уровень социально-экономической безопасности. Важнейшими критериями оценки следует считать те, что характеризуют способность не только поддерживать, но и улучшать условия обеспечения безопасности, т.е. осуществлять поддержание и повышение достигнутого уровня. Две эти цели служат критериями динамики: они определяют, балансирует общество на грани минимального уровня безопасности или стремится в своих реальных действиях предусмотреть и упредить будущие угрозы и заранее создать условия, при которых эти угрозы будут нейтрализованы или их влияние будет минимизировано.
Для определения состояния социально-экономической безопасности и выработки мер ее обеспечения необходимо представлять существующие и перспективные угрозы. Необходимо представление о том, в каких областях возникают опасности для страны, какова их острота. Эти вопросы связаны как с внутренним состоянием общества, так и с местом, занимаемым страной в мировом сообществе в контексте происходящих процессов.
Кроме того, социально-экономическая безопасность неразрывно связана с национально-государственными интересами и национальной идеей. Интересы, которые общество декларирует, и задачи, которые оно ставит перед собой, в свою очередь, в значительной степени находятся в зависимости от того состояния и тех условий, в которых общество пребывает.
В социально-экономической безопасности различают внутреннюю и внешнюю составляющие.
Внутренняя составляющая характеризует состояние экономики и общества по отношению к негативным явлениям, порождаемым происходящими экономическими, социальными и иными процессами внутри страны и инициированным как естественным ходом развития общества, так и целенаправленными действиями отдельных социальных групп, корпораций, предприятий в своих частных и групповых интересах.
Внешняя составляющая характеризует устойчивость экономики и общества по отношению к тем угрозам, источником которых являются как естественные процессы в мировой экономике, торговле, технологическом развитии, так и целенаправленные действия отдельных стран и групп стран, ущемляющие интересы страны в этой сфере.
Внутренняя и внешняя составляющие во многих случаях тесно связаны между собой. Например, принятие ошибочных решений при планировании приоритетов развития отраслей промышленности и структуры экономики в случае с Россией привело к потере динамики развития, технологическому отставанию, сохранению сырьевой направленности экономики. Страна кроме внутренних издержек теряет сравнительные преимущества в мировой экономике, превращается в топливно-сырьевую периферию, попадая в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Это приводит к таким негативным последствиям, как рост внешних долгов, зависимость от импорта, и не только продовольствия; дальнейшие следствия - вынужденные ограничения в принятии основополагающих решений по внутренним и внешним вопросам. Невозможность принятия оптимальных для себя решений затем снова негативно сказывается на способности справляться с внутренними проблемами.
Основная составляющая социально-экономической безопасности - внутренняя; страна с эффективной экономикой и значительными внутренними ресурсами - человеческими, технологическими и природными - более независима, более конкурентоспособна на мировой арене. Ослабление, потеря ресурсов развития неизменно провоцируют других - как страны, так и корпоративные образования - на шаги, направленные в ущерб обществу, от чисто экономических до территориальных претензий и подрыва государственности.
Субъектом, который мог бы решать задачу обеспечения социально-экономической безопасности, может быть только государство. Только оно способно решать масштабные задачи перераспределения национального дохода, создания общественных благ, поддержки национальных компаний как в плане их защиты внутри страны и за рубежом, так и в плане поддержки их экспансии на внешних рынках. Государство как инициатор и главное действующее лицо в области обеспечения социально-экономической безопасности должно прежде всего ответить на вопросы:
o каковы важнейшие интересы общества, от обеспечения которых зависит его развитие и благосостояние;
o насколько они обеспечены или в какой степени реализуются:
o какие угрозы существуют и могут возникать;
o каковы должны быть действия по нейтрализации существующих и будущих угроз.
Исторический опыт показывает, что основой политики государства должен быть компромисс, сочетающий два разных подхода к определению места страны в мировой экономической системе. Конечно, страна должна развиваться на принципе достаточной независимости от внешних экономических отношений, что служит если не гарантией, то основой для успешного преодоления кризисных ситуаций любого уровня и одновременно способствует ее внутреннему прогрессу и позволяет производить максимальный набор различных экономических благ. В то же время совершенно недопустима ее изоляция от мировой экономической системы с позиций той выгоды, которая может быть получена за счет определенного участия в международном разделении труда.
Сложность сочетания этих внешне противоречивых подходов должна решаться системой балансирования в различные исторические периоды - большей открытостью в благоприятные периоды и большей закрытостью в периоды усиления негативных тенденций в мировом сообществе, ближайшем окружении или экономическом партнерстве. Так как в случае прямых конфликтов страны оказываются либо в изоляции, либо ограничены в рамках альянсов и союзов, то принцип максимальной независимости позволяет в случае неожиданного или резкого возникновения таких ситуаций выходить из них с меньшими потерями.
Исходя из располагаемых ресурсов в системе этого баланса необходима определенность в отношении допустимого уровня зависимости от мировой экономики, и очевидно, что баланс между "независимостью" и "открытостью" ("сотрудничеством") всегда должен быть в пользу "независимости", вопрос состоит только в ее уровне. Однако это утверждение более справедливо для крупных стран; для стран иных категорий это условие выполнить практически невозможно.
Что касается политики России в этой области деятельности, то необходимо обратить внимание на формулировку раздела IV "Обеспечение национальной безопасности" Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., где сказано: "Основное ОГЛАВЛЕНИЕ обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности". Таким образом, в одном из основных государственных документов признается приоритетность экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности.
Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, является Совет Безопасности, образованный указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547.
Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности.
При Совете Безопасности функционирует Научный совет, который осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и в состав которого включаются представители Российской и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.