Лекция 10. Социальная установка и поведение
В результате изучения главы студент должен:
• знать определение, виды, формы и ошибки атрибуции; определение, функции, основные концепции социальной установки (аттитюда) личности, парадокс Р. Ла Пьера, иерархическую структуру диспозиций личности В. А. Ядова;
• уметь проводить анализ взаимного влияния установок и поведения;
• владеть навыками изменения социальных установок индивида.
Проблема социальной установки: определение и формирование
Вопрос о механизмах регуляции социального поведения личности в последнее время привлекает к себе внимание представителей многих смежных дисциплин, в частности социальной психологии и социологии. Это свидетельствует о сложности данной проблематики и необходимости ее исследовать, используя междисциплинарный подход.
В этом смысле понятие "социальная установка" не является исключением, что создает необходимость соотнесения понятия установки в общей и социальной психологии. Согласно истории социальной психологии понятие "установка" впервые применялось в исследованиях вюрцбургской школы в экспериментальной психологии. Так, на основе исследований времени реакции, выполнения задач и т.д. были определены виды установок, что повлекло за собой распадение и исчезновение общего понятия установки. А. Г. Асмолов и М. А. Ковальчук причину такой "слепоты" в понимании установки на заре экспериментальной психологии видели в специфике проведения экспериментальных исследований отдельных психических функций: исследователи разъединяли явления психической реальности, и субъект оказывался вне поля их зрения[1].
В социальной психологии важнейшее место при исследовании личности занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
В социально-психологических исследованиях всегда упоминают теорию Д. Н. Узнадзе, когда речь заходит об установке. Стоит обратить внимание, что внешнее совпадение терминов установка ("первичная установка" по Узнадзе) и социальная установка приводит к тому, что иногда ОГЛАВЛЕНИЕ этих понятий рассматривается как идентичное: "склонность", "направленность", "готовность". Однако, по мнению Асмолова, развести понятия первичной установки и социальной установки не удастся до тех пор, пока не будет решен вопрос об отношениях между установкой и деятельностью.
Представители школы Д. Н. Узнадзе в течение многих лет последовательно отстаивали идею существования первичной установки, предваряющей и определяющей развертывание любых форм психической активности (Ш. А. Надирашвили, А. С. Прангишвили, Ш. Н.Чхартишвили). Представители же деятельностного подхода (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) не менее последовательно отстаивали альтернативную позицию, которую можно лаконично передать формулой: "Сначала было дело"[2].
Рассмотрим сферу действия установок, как их понимал Д. Н. Узнадзе, и сферу действия "социальных установок". В концепции Узнадзе "установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией"[3]. Данное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. В контексте концепции Д. Н. Узнадзе установка прежде всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Это не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне и возможности развития этих идей в социальной психологии.
Рассмотрим еще ряд исследований отечественной психологической школы, в которых также выражена идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению.
1. В концепции отношений человека И. Н. Мясищева представлено определение отношения как системы "временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами"[4]. Автор как раз объясняет направленность будущего поведения личности: отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. От установки данное понятие отличается тем, что предполагаются различные объекты, в том числе и социальные, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные ситуации. При этом сфера действий личности на основе отношений практически безгранична[5].
2. В работах Л. И. Божович при исследовании формирования личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. В данных позициях возможно зафиксировать некоторую возможность прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях[6]. Так, направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции (предрасположенности личности действовать определенным образом), охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. При таком понимании направленности личности она может рассматриваться как однопорядковое с понятием социальной установки.
3. В теории А. Н. Леонтьева о личностном смысле подчеркивается личностная значимость объективных знаний деятельности. Здесь ставится вопрос о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности. Предпринятая попытка позволяет интерпретировать социальную установку в этом контексте как личностный смысл, "порождаемый отношением мотива и цели"[7].
Итак, все рассмотренные выше идеи утверждают право на существование понятия "социальная установка" в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием "установка" в значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д. Н. Узнадзе. В социальной психологии под социальной установкой (attitude) понимается "определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта"[8].