Социальная топология и социальное пространство
Представляя предмет социологии – общество – через систему категорий, социолог неизбежно выходит на два фундаментальных понятия, а именно – социальное пространство, где обитают люди, и социальную структуру, которая упорядочивает их взаимоотношения. Та часть социологии, которая изучает позиции и события в социальном пространстве, именуется социальной онтологией – учением о социальном бытии. В современной науке социальную онтологию (в более узком значении) принято именовать также социальной топологией.
Социологический практикум
П. Бурдье предупреждает: нельзя реально занимать две противоположные точки в пространстве. А, может быть, возможно, как вы думаете? Правда, для общества такое чревато множеством нежелательных последствий.
Социальное пространство у Бурдье – абстрактная протяженность, конституированная ансамблем подпространств, или полей (экономическое поле, интеллектуальное ноле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала и могут восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях[1].
Свои главные идеи, в том числе о социальном пространстве, социальном поле, социальных силах и социальной топологии, Бурдье черпал из физики. "Определение понятия поля, – пишет П. Бурдье, – просто и удобно, но как все определения очень несовершенно: поле есть место сил, внутри которого агенты занимают позиции, статистически определяющие их взгляды на это поле и их практики, направленные либо на сохранение, либо на изменение структуры силовых отношений, производящей это поле. Другими словами, по некоторым своим характеристикам социальное поле (например, поле литературы как микрокосм, объединяющий агентов и институты, вовлеченные в производство литературных произведений) можно сравнить с полем физических сил, но нельзя сводить его к физическому полю. Социальное поле является местом действий и противодействий, совершаемых агентами, обладающими постоянными диспозициями, которые некоторым образом усвоены в ходе опыта нахождения в данном поле. Агенты реагируют на отношения силы, на структуры, они их конструируют, изобретают, воображают, представляют себе и т.п."[2].
Точно также задолго до него поступали О. Конт и А. Кетле. Второй, франко-говорящий бельгиец, именовал свое учение социальной физикой, а первый, чистый француз, видел в физике интеллектуальный образец для всех социологов. П. Бурдье – более продвинутый французский интеллектуал, а потому за основу берет социальную топологию – наиболее продвинутую геометрическую парадигму, принятую физиками в конце XX в. Действительно, у П. Бурдье социология прежде всего есть социальная топология[3].
Термин "топология" (от греч. topos – место и logos – закон) ввел в научный оборот И. Б. Листинг (1847). А. Пуанкаре определял топологию как науку о качественных свойствах. Физико-математическое обоснование новой топологии в 1960 г. предложил французский математик Александр Гротен- дик[4]. Его модель алгебраической геометрии произвела научную революцию, сравнимую с теорией относительности Эйнштейна. Понятие топологии в социологию перенес выдающийся мыслитель современности Пьер Бурдье.
Структура поля есть состояние соотношения сил между позициями агентов, вовлеченных в борьбу за распределение специфического капитала (экономического, социального, культурного, символического), накопленного в течение предшествующего жизненного опыта и конкуренции за контроль над будущими стратегиями развития.
Социальная реальность, писал П. Бурдье вслед за Э. Дюркгеймом, это ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу и вместе с тем определяемых одна через другую, а также по их взаимной близости и отдаленности, по соотносительному расположению на вертикали (сверху или снизу, посередине, выше или ниже)[5].
П. Бурдье называет три фундаментальных свойства социального пространства – соотносительность позиций, дистанция между ними, иерархичность позиций. Третье свойство логически связано с двумя первыми, а причиной его появления на свет выступает общественное разделение труда. Иерархия и разделение груда крайне важны для Бурдье. Благодаря им социальное пространство впервые приобретает структуру.
У П. Бурдье социальное пространство – это абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала.
П. Бурдье считал, что социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства, отображающего отношения дифференциации и распределения в обществе. Агенты действия (индивиды, группы, институты) определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Каждый агент занимает либо отличную от других социальную (политическую, экономическую) позицию, либо сходную с ними. Агенты имеют тем больше общих свойств, чем ближе они в нем расположены, и наоборот. Сходные позиции группируются в классы, а целый класс, т.е. огромное количество похожих или близких положений в пространстве, занимают в нем целую область. Другой класс – и совсем другая часть пространства. В социальной топологии П. Бурдье индивиду нельзя находиться одновременно в двух противоположных частях пространства.
Позиция любого агента в социальном пространстве определяется у него относительно трех полей власти: а) экономический капитал; б) культурный капитал и социальный капитал; в) символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т.д.[6]. Как подчеркивал П. Бурдье, "субъекты располагаются в социальном пространстве в соответствии, во-первых, с суммарным объемом капитала, а во-вторых, сообразно с его структурой, т.е. соотношением различных видов капитала... в его объеме"[7]. По всей видимости, возможна не одна, а несколько проекций социальной жизни людей в пространственный континуум.
Бурдье отдает себе отчет в том, что физическое и социальное пространство – совершенно разные субстанции. Он даже пытается их как-то разграничить. Так, он указывает, что "физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время как социальное пространство – по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций"[8].
У П. Бурдье физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как, например, кабильский дом[9] или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений[10]. Социальное пространство, найдя себе физическую реализацию в пределах городской черты, представляет собой распределение различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и (или) групп, обладающих возможностью их присвоения (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ).
Бурдье П. Социальное пространство как ансамбль невидимых связей[11]
"Социальная реальность", о которой говорил Дюркгейм, есть ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или но дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посередине. Социология в объективистском аспекте является социальной топологией, analysis situs, как называли эту новую область математики во времена Лейбница, анализом относительных позиций и объективных связей между позициями...
Можно сравнивать социальное и географическое пространство, внутри которого выделяются области. Это пространство сконструировано таким образом, что агенты, группы или институции, размещенные в нем, имеют тем более общих свойств, чем более близки они в этом пространстве, и тем меньше, чем более они удалены друг от друга. Хотя пространственные дистанции – на бумаге – совпадают с социальными дистанциями, они не существуют в реальном пространстве. Так, несмотря на то что почти всюду можно наблюдать тенденцию сегрегации (когда люди, близкие в социальном пространстве, стремятся стать близкими – по выбору или вынужденно – в географическом пространстве), все же люди, сильно удаленные в социальном пространстве, могут встречаться, вступать во взаимодействия в физическом пространстве только на короткий период или время от времени. Взаимодействия, дающие непосредственное удовлетворение эмпирическим предрасположенностям – а их можно наблюдать, снимать, регистрировать, короче, трогать их пальцами, – заслоняют структуры, в которых они реализуются. Это один из тех случаев, когда видимое (непосредственная данность) скрывает невидимое, которым оно определяется. Таким образом, не учитывается, что истина взаимодействия никогда не заключается целиком во взаимодействии в том виде, в каком предстает наблюдению. Одного примера достаточно, чтобы показать различие между структурой и взаимодействием и, одновременно, между структуралистским видением, которое я защищаю как необходимый момент исследования, и так называемым интеракционистским видением во всех его формах (в частности, этнометодологией). Я думаю о том, что называю стратегиями снисходительности, когда агенты, занимающие высшие позиции в одной из иерархий объективного пространства, символически отрицают социальную дистанцию (которая от этого не перестает существовать), обеспечивая себе таким образом выгоды от признательности, придаваемой этому чисто символическому отрицанию дистанции: "он простой", "не гордый" и т.п.; вместе с тем предполагается признание дистанции (приведенные мной фразы всегда имеют подтекст: "он прост для герцога", "он не горд для университетского профессора"). Короче, можно пользоваться объективными дистанциями таким образом, чтобы получать преимущества от близости и преимущества от дистанции, т.е. от дистанции и от признания дистанции, которое обеспечивается символическим ее отрицанием.
Как можно конкретно зафиксировать эти объективные связи, несводимые к взаимодействиям, в которых они проявляются? Эти объективные связи суть связи между позициями, занимаемыми в распределении ресурсов, которые являются или могут стать действующими, эффективными, как козыри в игре, в ходе конкурентной борьбы за присвоение дефицитных благ, чье место – социальный универсум. Основными видами такой социальной власти являются, согласно моим эмпирическим исследованиям, экономический капитал в его различных формах, культурный капитал, а также символический капитал – форма, которую принимают различные виды капитала, воспринимаемые и признаваемые как легитимные. Таким образом, агенты распределены в общем социальном пространстве в первом измерении по общему объему капитала в различных его видах, которым они располагают, и во втором измерении – по структуре капитала, т.е. по относительному весу различных видов капитала (экономического, культурного...) в общем объеме имеющегося у них капитала.
Что такое топос? У него множество значений. Понятие топоса было введено Протагором и развито Аристотелем в "Топике" и "Риторике". От др.-греч. topos – буквально место, переносное значение – тема, аргумент.
Аристотель делает упор на доказательность речи, правильный подбор аргументов, поэтому его топос – это мыслительная схема, организованная по законам логики, подходящая для рассмотрения конкретных тем. В качестве готовой мысли топос представлял собой заранее подобранное доказательство по тому или иному вопросу, которое оратор должен иметь заранее, писал Аристотель в "Риторике".
Много позже Цицерон превращает топос, точнее сказать, локус (loci communes), в общее место, обозначающее не столько мыслительную схему, сколько стандартное словесное выражение: тему, оборот эмоционального усиления аргументов. У римских ораторов акцент переместился с логики рассуждения на эстетику речи.
Будучи гражданином многомиллионного государства, мы имеем работу, наделены правами и привилегиями, можем получить образование или медицинское обслуживание, наконец пользоваться Интернетом или СМИ, т.е. участвуем в разных субполях. Мьт одновременно входим, принадлежим, являемся членами нескольких социальных полей, которые вкладываются друг в друга подобно матрешкам.
Место, или topos (отсюда, как вы помните, термин "топология"), которое может занимать социальный агент[12], определяется у Бурдье двояко: 1) абсолютно, как пространственная точка, где в данный момент времени располагается агент или предмет, т.е. где он локализован; 2) относительно (релятивно) как позиция или ранг в социальной иерархии.