Социальная справедливость
На понимание и развитие концепта социальной справедливости в теории социальной работы большое влияние оказали как философские, так и социологические подходы, что находит отражение не только в теоретических парадигмах, но и в международном определении социальной работы как профессии.
В философском познании доминируют дистрибутивные подходы к социальной справедливости, которые условно можно классифицировать по следующим парадигмам:
• эгалитаристской (равенство потребностей);
• меритократической (распределение по заслугам);
• либертарианской (социальные преимущества на основе правомочного обладания собственностью).
В социологическом познании главным объектом рефлексии выступают гражданские и политические права человека в контексте благосостояния и социальной политики. В центре внимания находятся проблемы справедливого распределения доходов, равенства возможностей, дискриминации и эксплуатации.
Социальная справедливость осмысляется как удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальная защита и социальное обеспечение. Социальная справедливость – основное средство защиты человека, условие для развития человечества.
В философии социальной работы проблемы справедливости и социальной справедливости рассматриваются применительно к социальным проблемам общества и клиента. В этой связи социальная справедливость выступает как общеметодологический принцип по отношению к теоретическим парадигмам социальной работы и как определенный теоретический концепт (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Социальная справедливость с позиций основных подходов к теории социальной работы
Подходы |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ |
Теория активизации |
Рассматривает социальную справедливость как цель социальной работы, достижение которой возможно при активизации ресурсов потребителей и пользователей услуг, при этом важнейшим компонентом будет являться их представление о мире, сформулированное на основе собственных знаний |
Экосоциальный подход |
Осмысляет принципы и подходы по восстановлению контактов индивида с окружающей средой, где социальная справедливость рассматривается в контексте ряда принципов экологического равновесия. При этом достижение социальной справедливости не подразумевает радикальных общественных трансформаций, а направлено на сохранение существующего социального порядка |
Радикальный подход |
Базируется на ликвидации социального неравенства. В центре внимания находятся проблемы несправедливости, политических действий и социальных изменений. В этой связи достижение социальной справедливости является и целью, и основополагающим принципом действий |
Социальная проблема
В теории социальной работы социальные проблемы рассматриваются с позиций социологического познания. Социальная работа, по существу, становится основой междисциплинарной области исследований нового для России феномена социальной реальности, закономерное появление которого произошло под влиянием развития рыночных отношений в экономике. На начальном этапе развития социальной работы ее предметом мыслилось не общество в целом, а та часть населения, которая оказалась не в состоянии преодолеть трудную жизненную ситуацию своими силами, без помощи извне. Для анализа трудных жизненных ситуаций использовались в первую очередь уже разработанные социологией законы и категории. Однако с самого начала своего существования теория социальной работы стала определять зоны смежного пересечения с различными сферами знания, имеющими наработки и традиции в изучении проблемных ситуаций в жизни человека. Такой подход оказался очень продуктивным. Кроме того, предметом социальной работы по мере развития общества, расширения круга клиентов представляются уже и социальные проблемы. При этом возникает одна из дилемм, характерных для междисциплинарности в теории социальной работы как познавательной практики: соотношение социального и индивидуального.
Многие ученые связывают социальную работу в широком понимании с целым рядом социальных проблем, причем индивидуальная проблема не может рассматриваться в качестве социальной проблемы. Но она может стать социальной в том случае, когда целая группа людей оказывается в аналогичной трудной жизненной ситуации, которую обществу необходимо разрешить.
В научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме, которая рассматривается как общественное явление (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Основные подходы к социальной проблеме как общественному явлению
Подход |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Позиция консенсуса |
Социальная проблема существует тогда, когда ее считает таковой большинство населения. Эту точку зрения сообщества обязательно должны разделять властные структуры, ответственные за социальный порядок в обществе, которые определяют легитимность данной проблемы |
|
Структурно- функциональный подход |
В основе данного подхода лежат системные представления о противоречиях между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы – это стандарты, регулирующие социальное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным способом на несоответствие ожиданий и обязательств, что приводит к определенным социальным проблемам |
|
Позиция конфликта |
Социальные проблемы возникают в результате противозаконного социального контроля и эксплуатации и соответствуют самой природе капиталистического общества, в основе которого лежат неравноправные принципы экономического распределения материальных благ |
|
Позиция символического интеракционизма |
В процессе социального взаимодействия у человека могут возникать проблемы из-за индивидуального понимания о нормах поведения и неумения управлять общением. На возникновение социальных проблем также влияют общественные стигмы, не способствующие межличностному и межгрупповому взаимодействию |
|
Подход на основе социального конструирования социальных проблем |
Проблема становится социальной, когда та или иная общественная группа считает, что тот или иной вопрос является проблемным, требующим оперативного решения и экстренных мер социального, политического и экономического характера. Таким образом, проблематичность не является изначальным свойством социальной ситуации, а конструируется определенной группой через средства массовой коммуникации. В этом смысле проблематичность рассматривается как целенаправленная информация, воздействующая на определенный уровень массового сознания и формирующая известную заданность социальной проблемы |
|
Социальные проблемы могут носить общий и индивидуальный характер, иметь различную этиологию, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений.
Социальные проблемы общего характера, в которые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания: от природных катаклизмов до экономических ситуаций. Они нарушают устоявшиеся общественные связи, нормы и ценности групп и сообществ. Такого рода социальные проблемы могут принимать формы конфликта и дезорганизации.
Социальные проблемы в форме конфликта, столкновения противоположных интересов отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, общественные конфликты возникают на основе антагонизмов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенности в безопасности.
Социальные проблемы в формах разного рода дезорганизаций, отклонений от существующих норм и ценностей проявляются в различных видах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др. Дезорганизация может стать следствием целого комплекса причин. Применительно к социальным проблемам это могут быть стихийные бедствия, кризисы в экономике и политической системе, миграция, нищета, общественная дискриминация.
Социальные проблемы индивидуального характера имеют личностно ориентированную этиологию и проявляются в таких основных формах, как болезнь, инвалидность, индивидуальная неустроенность, низкая статусность и т.д. Подобного рода социальные проблемы обусловлены комплексом причин, связанных с индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования.
Таким образом, по мнению исследователей, в основе индивидуальных проблем субъекта лежат модели конфликтного личного поведения, осложненная социализация, неадекватность взаимодействия с социальными институтами и т.д. Между тем понимание социальных проблем с позиций индивидуальной обусловленности не имеет однозначного толкования в теории социальной работы. Противоположностью такого подхода являются радикальная и критическая концепции, которые стоят на иных позициях.
В соответствии с указанными теориями социальные проблемы имеют не столько индивидуальный, сколько структурный характер, в основе которого лежат проблемы неравенства и дискриминации. Неравенство как базис социальных проблем представители данных концепций связывают с угнетением рабочего класса, а не с объективными свойствами общества, как это трактуют представители экономического либерализма. Социальная проблема анализируется с позиций структурного подхода, при котором индивидуальный фактор субъекта не способен влиять на социальный порядок организации общества. Скорее, капиталистическое общество влияет, направляет и определяет отношения и проблематику индивида, тем самым предопределяя его положение в качестве продукта социальных отношений. Капитализм – это система, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и контролирует основные средства производства, что неизбежно приводит к социальным проблемам, поэтому индивидуальный фактор социальных проблем вторичен по отношению к структурным общественным изменениям.
Понимание того факта, что источник неравенства лежит в несправедливых и неравноправных отношениях, дал толчок для осмысления феномена социальной проблемы в таких теориях социальной работы, как теория сопротивления угнетению, антидискриминационная и феминистская теории.
Выводы
1. Дискурс представляет собой социально-когнитивное образование, функционирующее в социально-когнитивной сфере и проявляющееся в таких формах, как коммуникации, научение, исследования.
2. В процессе развития социальной работы происходит формирование основных дискурсивных практик, связанных с понятиями "бедность", "социальная проблема", "социальная справедливость" и др.
3. Развитие дискурсивных практик теории социальной работы детерминировано политическими, национальными, социологическими и иными факторами.