Социальная справедливость

На понимание и развитие концепта социальной справедливости в теории социальной работы большое влияние оказали как философские, так и социологические подходы, что находит отражение не только в теоретических парадигмах, но и в международном определении социальной работы как профессии.

В философском познании доминируют дистрибутивные подходы к социальной справедливости, которые условно можно классифицировать по следующим парадигмам:

эгалитаристской (равенство потребностей);

меритократической (распределение по заслугам);

либертарианской (социальные преимущества на основе правомочного обладания собственностью).

В социологическом познании главным объектом рефлексии выступают гражданские и политические права человека в контексте благосостояния и социальной политики. В центре внимания находятся проблемы справедливого распределения доходов, равенства возможностей, дискриминации и эксплуатации.

Социальная справедливость осмысляется как удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальная защита и социальное обеспечение. Социальная справедливость – основное средство защиты человека, условие для развития человечества.

В философии социальной работы проблемы справедливости и социальной справедливости рассматриваются применительно к социальным проблемам общества и клиента. В этой связи социальная справедливость выступает как общеметодологический принцип по отношению к теоретическим парадигмам социальной работы и как определенный теоретический концепт (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Социальная справедливость с позиций основных подходов к теории социальной работы

Подходы

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ

Теория активизации

Рассматривает социальную справедливость как цель социальной работы, достижение которой возможно при активизации ресурсов потребителей и пользователей услуг, при этом важнейшим компонентом будет являться их представление о мире, сформулированное на основе собственных знаний

Экосоциальный подход

Осмысляет принципы и подходы по восстановлению контактов индивида с окружающей средой, где социальная справедливость рассматривается в контексте ряда принципов экологического равновесия. При этом достижение социальной справедливости не подразумевает радикальных общественных трансформаций, а направлено на сохранение существующего социального порядка

Радикальный подход

Базируется на ликвидации социального неравенства. В центре внимания находятся проблемы несправедливости, политических действий и социальных изменений. В этой связи достижение социальной справедливости является и целью, и основополагающим принципом действий

Социальная проблема

В теории социальной работы социальные проблемы рассматриваются с позиций социологического познания. Социальная работа, по существу, становится основой междисциплинарной области исследований нового для России феномена социальной реальности, закономерное появление которого произошло под влиянием развития рыночных отношений в экономике. На начальном этапе развития социальной работы ее предметом мыслилось не общество в целом, а та часть населения, которая оказалась не в состоянии преодолеть трудную жизненную ситуацию своими силами, без помощи извне. Для анализа трудных жизненных ситуаций использовались в первую очередь уже разработанные социологией законы и категории. Однако с самого начала своего существования теория социальной работы стала определять зоны смежного пересечения с различными сферами знания, имеющими наработки и традиции в изучении проблемных ситуаций в жизни человека. Такой подход оказался очень продуктивным. Кроме того, предметом социальной работы по мере развития общества, расширения круга клиентов представляются уже и социальные проблемы. При этом возникает одна из дилемм, характерных для междисциплинарности в теории социальной работы как познавательной практики: соотношение социального и индивидуального.

Многие ученые связывают социальную работу в широком понимании с целым рядом социальных проблем, причем индивидуальная проблема не может рассматриваться в качестве социальной проблемы. Но она может стать социальной в том случае, когда целая группа людей оказывается в аналогичной трудной жизненной ситуации, которую обществу необходимо разрешить.

В научной литературе сложилось несколько основных подходов к социальной проблеме, которая рассматривается как общественное явление (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Основные подходы к социальной проблеме как общественному явлению

Подход

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ

Позиция консенсуса

Социальная проблема существует тогда, когда ее считает таковой большинство населения. Эту точку зрения сообщества обязательно должны разделять властные структуры, ответственные за социальный порядок в обществе, которые определяют легитимность данной проблемы

Структурно- функциональный подход

В основе данного подхода лежат системные представления о противоречиях между социальными нормами и социальной действительностью. Нормы – это стандарты, регулирующие социальное поведение, они определяют институциональные установки, а общество реагирует определенным способом на несоответствие ожиданий и обязательств, что приводит к определенным социальным проблемам

Позиция конфликта

Социальные проблемы возникают в результате противозаконного социального контроля и эксплуатации и соответствуют самой природе капиталистического общества, в основе которого лежат неравноправные принципы экономического распределения материальных благ

Позиция символического интеракционизма

В процессе социального взаимодействия у человека могут возникать проблемы из-за индивидуального понимания о нормах поведения и неумения управлять общением. На возникновение социальных проблем также влияют общественные стигмы, не способствующие межличностному и межгрупповому взаимодействию

Подход на основе социального конструирования социальных проблем

Проблема становится социальной, когда та или иная общественная группа считает, что тот или иной вопрос является проблемным, требующим оперативного решения и экстренных мер социального, политического и экономического характера. Таким образом, проблематичность не является изначальным свойством социальной ситуации, а конструируется определенной группой через средства массовой коммуникации. В этом смысле проблематичность рассматривается как целенаправленная информация, воздействующая на определенный уровень массового сознания и формирующая известную заданность социальной проблемы

Социальные проблемы могут носить общий и индивидуальный характер, иметь различную этиологию, быть причиной либо следствием других общественных, экономических и природных проявлений.

Социальные проблемы общего характера, в которые вовлечены достаточно большие группы людей, могут иметь различные основания: от природных катаклизмов до экономических ситуаций. Они нарушают устоявшиеся общественные связи, нормы и ценности групп и сообществ. Такого рода социальные проблемы могут принимать формы конфликта и дезорганизации.

Социальные проблемы в форме конфликта, столкновения противоположных интересов отражают дисфункции в социальных системах. Национальные, этнические, конфессиональные, общественные конфликты возникают на основе антагонизмов, предубеждений, отсутствия в обществе уверенности в безопасности.

Социальные проблемы в формах разного рода дезорганизаций, отклонений от существующих норм и ценностей проявляются в различных видах патологии, таких как наркомания, проституция, преступность и др. Дезорганизация может стать следствием целого комплекса причин. Применительно к социальным проблемам это могут быть стихийные бедствия, кризисы в экономике и политической системе, миграция, нищета, общественная дискриминация.

Социальные проблемы индивидуального характера имеют личностно ориентированную этиологию и проявляются в таких основных формах, как болезнь, инвалидность, индивидуальная неустроенность, низкая статусность и т.д. Подобного рода социальные проблемы обусловлены комплексом причин, связанных с индивидуальностью субъекта в аспектах его социального функционирования.

Таким образом, по мнению исследователей, в основе индивидуальных проблем субъекта лежат модели конфликтного личного поведения, осложненная социализация, неадекватность взаимодействия с социальными институтами и т.д. Между тем понимание социальных проблем с позиций индивидуальной обусловленности не имеет однозначного толкования в теории социальной работы. Противоположностью такого подхода являются радикальная и критическая концепции, которые стоят на иных позициях.

В соответствии с указанными теориями социальные проблемы имеют не столько индивидуальный, сколько структурный характер, в основе которого лежат проблемы неравенства и дискриминации. Неравенство как базис социальных проблем представители данных концепций связывают с угнетением рабочего класса, а не с объективными свойствами общества, как это трактуют представители экономического либерализма. Социальная проблема анализируется с позиций структурного подхода, при котором индивидуальный фактор субъекта не способен влиять на социальный порядок организации общества. Скорее, капиталистическое общество влияет, направляет и определяет отношения и проблематику индивида, тем самым предопределяя его положение в качестве продукта социальных отношений. Капитализм – это система, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и контролирует основные средства производства, что неизбежно приводит к социальным проблемам, поэтому индивидуальный фактор социальных проблем вторичен по отношению к структурным общественным изменениям.

Понимание того факта, что источник неравенства лежит в несправедливых и неравноправных отношениях, дал толчок для осмысления феномена социальной проблемы в таких теориях социальной работы, как теория сопротивления угнетению, антидискриминационная и феминистская теории.

Выводы

1. Дискурс представляет собой социально-когнитивное образование, функционирующее в социально-когнитивной сфере и проявляющееся в таких формах, как коммуникации, научение, исследования.

2. В процессе развития социальной работы происходит формирование основных дискурсивных практик, связанных с понятиями "бедность", "социальная проблема", "социальная справедливость" и др.

3. Развитие дискурсивных практик теории социальной работы детерминировано политическими, национальными, социологическими и иными факторами.