Социальная сплоченность как общая ответственность

Способность общества обеспечить всеобщее благосостояние должна рассматриваться как' ответственность для всех компонентов общества. На протяжении XX в. считалось, что ответственность за всеобщее благосостояние лежит на государстве ("государство всеобщего благосостояния" — "Welfare State") — помимо той важнейшей роли, которую могли играть семья и традиционные связи, — в то время как ответственность за экономическое развитие лежит на деловых кругах. Экономические проблемы, появившиеся в последние десятилетия, и глобализация экономики показали, что подобная модель уже недостаточна и что всеобщее благосостояние должно стать целью, разделяемой всеми членами общества. Такой новый подход не означает, что государство должно отказаться от своих обязательств, а подразумевает поиск более разнообразных форм деятельности с привлечением новых партнеров.

Уточнение и подтверждение важнейшей роли государства и других публичных органов

В эпоху, когда широко обсуждается сама роль государства, необходимо уточнить и подтвердить важнейшую ответственность правительств в области социальной политики.

Во-первых, государство выступает как гарант прав человека и демократии через участие.

Во-вторых, государство восстанавливает достаточный уровень равенства в распределении богатств через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение. Системы социального обеспечения являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. Создание или поддержание хорошо развитой системы социального обеспечения, основанной на солидарности, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности. Стратегия социальной сплоченности должна, таким образом, иметь в качестве первоочередной цели укрепление долгосрочных систем социального обеспечения, особенно сейчас, когда возникают многочисленные вопросы в отношении развития и финансирования таких систем в будущем.

В-третьих, роль государства заключается в том, чтобы защищать уязвимые группы, которым угрожает социальное отторжение. Системы социальной защиты не ограничиваются, следовательно, социальным обеспечением, которое создано для того, чтобы защищать всех членов общества от рисков повседневной жизни, но подразумевают также оказание социальных услуг для всех и социальной помощи тем лицам, которые находятся в крайне трудном положении.

И хотя такая ответственность государства по-прежнему имеет важнейшее значение, подход к выполнению этих обязанностей меняется.

Во многих странах намечается тенденция по приближению социальных услуг к пользователям, путем передачи ответственности за это местным и региональным органам власти. Кроме того, правительства все больше убеждены в том, что легче всего обеспечить доступ к социальным правам через работу в партнерстве с гражданским обществом, для того чтобы выполнить совместные задачи в сфере социальной сплоченности. Давняя традиция диалога с социальными партнерами должна быть сохранена и адаптирована к развитию ситуации. Более новым явлением является усиление партнерства между правительствами и неправительственными организациями (НПО) в сфере социальных проблем. Выявляя новые социальные потребности и находя на них ответ, НПО могут зачастую играть ценную дополнительную роль наряду с официальными органами, обеспечивая доступ к социальным правам для наиболее уязвимых членов общества.

Эти изменения концепций и методов управления делами общества подразумевают отказ от идеи "вездесущего государства" и принятие новых концепций партнерства или управления общественными делами в форме контракта между гражданами и государством. Однако при этом необходимо определить этические принципы, для того чтобы следить за тем, чтобы такое партнерство действительно содействовало социальной сплоченности.