Лекция VII. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Семейная политика во Франции, которая выражается в первую очередь в гражданском праве семьи, мобилизует многочисленных действующих лиц. Государство, конечно, принимает активное участие как через бесплатное обучение, начиная с детских садов, так и через управление системой социальной помощи, через систему налоговых льгот для семей, где есть ребенок (так называемая "семейная доля" или часть дохода налогоплательщика, образованная путем деления всего облагаемого дохода на количество членов семьи и служащая для исчисления размера налога).
Затем идут местные административно-территориальные образования, деятельность которых усилена новым законом о децентрализации.
Семейная политика социального обеспечения не является единственной монополией ветви "Семья"[1] (охват правопреемников в медицинском страховании и существование семейных привилегий и льгот в рамках пенсионного страхования мобилизуют также национальные кассы медицинского и пенсионного страхования по старости). При этом социальное обеспечение осуществляется через систему семейных пособий, даже если эта система несколько снизила за последние годы свою активность, а также через широкую пропаганду социальной работы. Именно названная ветвь деятельности, начиная с 1970-х гг., приняла под свое крыло внушительные социальные расходы и фактически управляет финансовой массой около трех четвертей бюджета французского государства в жилищном плане.
Начиная с 1978 г. семейные пособия стали распространяться на любое лицо без условия его профессиональной деятельности. Если количество пособий па сегодняшний день подчиняется условию уровня доходов (а именно индивидуальные жилищные субсидии, выдаваемые семьям), то в этой финансовой массе примерно половина из них выдаются на общих основаниях.
Национальная касса семейных пособий стоит во главе сети из 123 касс семейных пособий, где работает 35 000 служащих, управляя при этом 30 видами пособий, с общей стоимостью управления около 3% всего объема начисляемых пособий.
Семейная и социальная политика во Франции начиная с 2007 г. была направлена на получателей помощи — 10,7 млн евро. Пособия для семей составили 45 млрд евро, из которых 12,3 млрд евро — для семей с младенцами. Было выплачено 19,2 млрд евро в качестве помощи для нуждающихся.
В течение трех последних лет кассы семейных пособий выплатили пособия 10 715 600 лицам, или на 55 500 меньше, чем в декабре 2005 г. (-0,5%). Это сокращение объясняется главным образом значительным снижением выплат субсидий на оплату жилья по причине отсутствия на тот момент перерасчетов шкалы на 2006 г. Перерасчеты были произведены в январе 2007 г. и сопровождались изменением уровня, выше которого жилищные субсидии не выплачиваются (15 евро вместо 24). Это сокращение числа получателей данного пособия объясняется уменьшением по отношению к декабрю 2005 г. на 10 500 человек получателей RMI (пособие, которое выплачивается на семью в том случае, когда доход ниже прожиточного минимума). Тем не менее число получателей минимальных социальных пособий продолжает в целом увеличиваться вместе с ростом количества получателей пособия одиноким родителям и пособия для взрослых-инвалидов.
Рассмотрим различные категории пособий.
Система семейных пособий была значительно упрощена в последние несколько лет, а именно через слияние некоторых из них, как, например, пособие по подготовке к рождению ребенка. Во Франции семейные пособия отмечены преимущественной ориентацией и адаптацией к социологической реальности.