Социальная работа в Польше

В Польше социальная работа понимается как профессиональная деятельность, целью которой является оказание помощи людям, семьям, социальным группам и сообществам для удовлетворения их потребностей в социальной адаптации, восстановлении или приобретении определенных навыков самостоятельного функционирования в обществе, в улучшении социального положения. Социальная работа содействует обретению человеком гармонии в жизни, регуляции его отношений с семьей и социальными группами.

За помощью социального работника в Польше может обратиться каждый, кто не в состоянии справиться с жизненной проблемой, нуждается в совете и поддержке для изменения сложной ситуации и вне зависимости от дохода. Основным законом в этой сфере является Закон "О социальной помощи", принятый в первой редакции еще 29 ноября 1990 г. Однако уже осознана необходимость законодательного закрепления профессиональных норм и разработан законопроект "О социальном работнике".

В Польше в сфере социальной помощи формируется разветвленная сеть учреждений во главе с публичными организациями, осуществляющими помощь и подчиняющимися как органам государственной администрации (воеводские центры), так и органам местного самоуправления (на уровне города, городского района и гмины). Они взаимодействуют с подчиненными им центрами стационарного или полустационарного обслуживания и оказывают соответствующие услуги на дому, используя для этого частные агентства, которые предоставляют сиделок и младший медицинский персонал. Главная из реализуемых в настоящее время основных функций публичных центров социальной помощи (на уровне гмины) – выплата денежных пособий и оказание материальной помощи в соответствии с законодательно определенными полномочиями и в рамках бюджетных возможностей.

В рамках социальной помощи появились общественные организации с новым кругом подопечных – бездомными, наркоманами и одинокими матерями. Все более многочисленными становятся фонды и объединения, целью которых является сбор и зарабатывание денег в пользу инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Появились частные агентства и в системе трудоустройства безработных, однако число их невелико, а те немногие, которые удержались на рынке труда, занимаются специальным посредничеством для определенных работодателей, вербовкой на работу за границей и т.д. Они работают в основном в тех регионах и городах, где нет массовой безработицы. Таким образом, для трансформации сферы социальных услуг характерны три основных тенденции: внутренние структурные изменения, коммерциализация и децентрализация. Внутренние структурные изменения в сфере социального обслуживания населения связаны с уменьшением доли публичного сектора и возрастанием негосударственных, платных форм предоставления социальных услуг.

Польша является католической страной (свыше 90% населения). Церковь (Римско-католическая) играет важную роль в жизни страны, влияние ее огромно, в том числе и в вопросах социальной политики. Польские жители являются активными прихожанам. Польша является страной, в которой соединены две модели социальной политики: консервативная и католическая.

Консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую.

Черты, характерные для системы страхования Польши:

- увязывание размеров страховых взносов не с заработком, а с тем или иным риском;

- распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

– публично-правовая форма организации страхования (пенсионный возраст по старости равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа);

пенсии по инвалидности назначаются в случае утраты 2/3 трудоспособности.

Консервативная модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионным обеспечением, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея "вспомогательности". Суть ее в том, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возникшие проблемы. Если человек не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь, и гражданские организации, а также соседи и т.д. Если и это нс поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.

В основу социального учения католицизма была положена теория "естественного права", из которой выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует следующие принципы:

– принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма;

– принцип "общего блага" (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по- разному истолковывается католическими авторами);

– принцип "вспомоществования", означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

Основные задачи, стоящие перед социальным работником, кратко могут быть сформулированы следующим образом:

– предоставление информации и советов, благодаря которым люди могут справиться с проблемами, послужившими причиной их трудной жизненной ситуации, с помощью предназначенных для этого государственных учреждений, органов местного самоуправления и неправительственных организаций;

– организация и непосредственное оказание людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходимой помощи, консультаций и поддержки;

– стимулирование социальной активности и взаимопомощи для удовлетворения жизненных потребностей людей, семей, социальных групп и сообществ.

Традиционно выделяют три уровня социальной работы:

– индивидуальная работа с человеком;

– групповая работа;

– работа в местном сообществе.

Целью деятельности социального работника в Польше является помощь в решении или смягчении социальных проблем, источником которых является тяжелая жизненная ситуация, бедность или социальное неравенство; инициирование и осуществление действий совместно с людьми, семьями и социальными группами, столкнувшимися с трудной жизненной ситуацией, нуждой или социальным неравенством, а также иными проблемами жизни в обществе.

Социальный работник выполняет работу на благо людей, семей и социальных групп, нуждающихся в помощи. Он инициирует и организует действия, целью которых является противодействие бедноте и социальному неравенству людей, семей и социальных групп; планирует и осуществляет действия в целях обеспечения поддержки людям, семьям и социальным группам, взаимодействие с иными организациями, способными обеспечить социальную поддержку для улучшения самостоятельного функционирования людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В задачи социального работника входят поддержка усилий людей, семей и социальных групп, которые, используя собственные ресурсы, возможности и полномочия, не в состоянии самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией; социальное консультирование граждан, семей и социальных групп, а также предоставление информации о помощи, оказываемой государственными учреждениями, органами самоуправления и частными организациями; побуждение к социальной активности и осуществление действий, направленных на активизацию самопомощи для удовлетворения жизненных потребностей людей, семей и социальных групп; сотрудничество с государственными организациями и органами территориального самоуправления, соответствующими учреждениями, неправительственными организациями и отдельными специалистами, действующими во благо людей, семей и социальных групп, требующих поддержки, с целью противостоять и ограничить негативные последствия социальных явлений; содействие социальной интеграции людей, семей и социальных групп, которым грозят нужда и социальное неравенство; исследование возможностей преодоления трудной жизненной ситуации семей и социальных групп посредством проведения опросов их окружения.

К числу обязанностей социального работника отнесены проведение социальной интервенции, обеспечивающей эффективную поддержку людям, семьям и социальным группам, находящимся в особо трудной жизненной ситуации, вызванной нуждой и социальным неравенством, а также защита интересов людей, семей и социальных групп в ситуациях угрозы жизни или здоровью, в отношении пожилых людей, несовершеннолетних, инвалидов, одиноких и людей с психическими расстройствами; инициирование и заключение социального контракта, который предусматривает активное участие людей, нуждающихся в помощи; составление планов помощи и социальной реинтеграции, а также подготовка необходимых документов для получения социальной помощи; планирование совместно с людьми, нуждающимися в поддержке, индивидуальных программ социального трудоустройства, социальной интеграции и решения проблем бездомности.

Профессия социального работника обязывает:

1) осуществлять социальную работу с использованием адекватных методов и технологий;

2) руководствоваться принципом блага людей, семей и социальных групп;

3) уважать достоинство и права людей и семей на самореализацию;

4) противостоять негуманным действиям и дискриминации людей, семей либо социальных групп;

5) предоставлять людям и семьям, обращающимся за помощью, полную информацию об их правах и полагающихся им доступных формах помощи;

6) предпринимать действия для получения и сохранения доверия и уважения со стороны получателей социальных услуг;

7) быть ответственным за высокий уровень качества выполненной работы;

8) постоянно совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень посредством самообразования и участия в курсовой переподготовке;

9) содействовать популяризации социальной работы и формированию позитивного отношения общества к получателям социальных услуг и социальной помощи;

10) анализировать замечания и предложения людей, семей и социальных групп, касающиеся осуществляемой для них работы;

11) информировать человека, нуждающегося в поддержке, об опасностях, которые могут возникнуть в случае принятия или непринятия им определенных решений (действий).

Кроме того, социальный работник информирует человека, семью или социальную группу, нуждающуюся в поддержке, о целях и планируемом объеме социальной работы, ожидаемых эффектах и о необходимой степени участия самого человека в преодолении сложившейся трудной жизненной ситуации.

Социальная работа осуществляется только после получения согласия человека или семьи, на благо которых эта работа должна быть направлена. При этом социальный работник обязан хранить в тайне персональную информацию о людях, обращающихся за помощью, которая ему доступна в связи с выполнением должностных обязанностей.

В том случае, когда человек не принимает предлагаемого варианта социальной работы, а его жизнь или жизнь других людей находится в опасности, социальный работник принимает решение о действиях, направленных на обеспечение безопасности данного человека и его близких.

Социальному работнику за счет средств работодателя полагается возврат не менее 50% стоимости обучения по специальности "социальная работа", последипломного образования или повышения квалификации, если данное обучение соответствует индивидуальным планам развития профессиональной карьеры социального работника.

Гмина обязана обеспечить как минимум одного социального работника на каждые две тысячи жителей. При этом один социальный работник не должен курировать более 50 семей или одиноких людей.

Социальные работники создают профессиональное самоуправление с целью согласования профессиональных, общественных и экономических интересов данной профессии.

Согласно Закону о социальном страховании от 13 октября 1998 г. предусматривается принцип равенства всех застрахованных, невзирая на их национальную принадлежность. Все, кто имеет постоянную работу в Польше, т.е. работает на основании трудового договора или договора-поручения, подлежит страхованию Национальным фондом здравоохранения. Работодатель обязан уплачивать взносы на социальное страхование за всех работников в период действия трудового договора до момента его расторжения или прекращения срока действия. После расторжения трудового договора страхованием занимается Управление социального страхования.

В государственную систему Польши входят поликлиники и больницы и частные медицинские учреждения. Частные консультационные кабинеты врачей практически всех специальностей распространены во всех городах страны. Кроме того, существуют и клиники, где производятся платные специализированные процедуры и операции.

При отсутствии страхового полиса медицинское обслуживание в Польше платное. Но первая медицинская помощь и помощь в чрезвычайных ситуациях оказывается абсолютно бесплатно. Дежурные аптеки в Польше работают круглосуточно, но большинство лекарств отпускается только по рецепту.

Польский Закон от 1998 г. устанавливает, что пенсия по возрасту состоит из трех частей (колонн):

1) единая сумма в размере 24% базовой квоты – суммы средней месячной заработной платы по стране за вычетом уплаченных работником страховых взносов;

2) по 1,3% основы исчисления за каждый год периода, за который уплачивались страховые взносы;

3) по 0,7% основы за каждый год периода, за который страховые взносы не платились.

В Польше на пенсию на общих основаниях могут выйти мужчины в 65 лет (трудовой стаж – 25 лет), а женщины - в 60 лет (трудовой стаж – 20 лет). Средняя пенсия составляет 550, а рента по инвалидности – 500 долл. Детям за одного или обоих умерших родителей, а также в случае смерти одного из супругов выплачивается пособие в размере 460 долл.

Льготы, скидки для пенсионеров в Польше

Ни оплата жилья, ни медицинское обслуживание для польских пенсионеров не являются льготными. Всего лишь два раза в год пенсионеры имеют право купить льготный железнодорожный билет в любом направлении. Мэрия каждого города самостоятельно решает, какую скидку предоставить этой части населения – в среднем это около 50%.

В Варшаве граждане, достигшие 70 лет, освобождаются от оплаты за проезд в городском транспорте и от муниципального налога на ОГЛАВЛЕНИЕ собаки, а после 75 лет можно не платить абонемент за радио и телевидение. Предусмотрены также скидки для пенсионеров на санаторное лечение.

В Польше существуют следующие виды социальной помощи: помощь инвалидам и больным; помощь малоимущим; помощь престарелым; помощь лицам, находящимся в зависимости, и их близким; ОГЛАВЛЕНИЕ и поддержка детских домов, приемных семей, оказание услуг по усыновлению, помощь сиротам или другие социальные услуги, адресованные детям и молодежи; организованное распределение вещественных даров, одежды, продуктов питания и финансовой поддержки; ОГЛАВЛЕНИЕ приютов для бездомных либо помощь им иным способом; помощь жертвам стихийных бедствий; помощь беженцам.

Семья, которая переезжает в Польшу на основании репатриации, получает помощь от правительства. Помощь состоит в том, что до 60 дней после получения от воеводы подтверждения польского гражданства на основании репатриации Министерство внутренних дел и администрации выдаст необходимое распоряжение для получения репатриантами финансовой поддержки – в среднем на одного человека (вместе с расходами на приезд) составляет около 6000 злотых. Репатриантам, прибывшим в Польшу, полагается также право на получение социальной помощи. Социальная помощь подразумевает какое-либо пособие. Это могут быть: пособие по компенсации; временное пособие; целевое пособие; пособие для беременных женщин или женщин, воспитывающих ребенка; финансовая помощь на приобретение лекарств; помощь на обретение экономической самостоятельности; услуги по уходу за больными, одинокими или престарелыми.