Лекция 13. Социальная психология развития в молодости
В результате изучения главы студент должен:
знать
• основные социально-психологические проблемы развития личности в период молодости;
• характеристики нормативных и ненормативных кризисов в период молодости;
• современные трансформации возраста молодости;
уметь
• осуществлять анализ характерных для молодости социально-психологических проблем в сравнении, с одной стороны, с предшествующим, а с другой – с последующим периодами развития;
• видеть поколенческие "разломы" современного общества;
• корректировать имеющиеся знания о молодости в соответствии с быстро меняющейся социальной ситуацией развития в этот период;
владеть
• навыками оперирования основными понятиями социальной психологии развития молодого человека.
Хроно-психологические границы и ОГЛАВЛЕНИЕ возраста
Период молодости – это переходный период между детством и взрослостью, период реального взросления человека и его активной социализации, характеризующийся физиологическим взрослением, достижением зрелых форм в процессе личностного развития, полноправным включением в основные сферы общественной жизни.
В научном плане – в психологии в целом и социальной психологии в частности – именно этот период изучен едва ли не менее всех остальных. Разные периоды эпохи детства описаны и проанализированы в тысячах исследований. Не меньшее, если не большее, число книг, статей и диссертаций посвящено подростковому возрасту. Целая наука – акмеология – интересуется периодом зрелости, личностного и профессионального "расцвета" человека. Все больший интерес возникает в последние годы к проблемам старости, и здесь тоже есть своя наука – геронтология, а в рамках психологического знания – геронтопсихология. Но науки, посвященной молодости, нет. Возможно, пока...
Парадоксальная трудность освещения проблематики социальной психологии развития в период молодости состоит в следующем: несмотря на то что подавляющее большинство отечественных и зарубежных эмпирических исследований в области социальной психологии было проведено на выборках, составленных из людей молодых (в первую очередь студентов), выявленные в этих исследованиях факты и закономерности трактуются обычно как общие, относящиеся в целом к взрослым людям. Специфика возраста при этом ускользает. Вместе с тем именно молодость в современном мире – возраст объективно и субъективно наиболее ценимый. И уже это вызывает огромный интерес к его изучению.
Существуют значительные разногласия в определении хроно- психологических границ этого возрастного периода.
В советское время границами молодости удобно было считать годы, регламентировавшие время пребывания в комсомоле, т.е. от 14 до 28 лет. Возможные границы, задаваемые современным законодательством, – период, отведенный для осуществления призыва на срочную военную службу, – от 18 до 27 лет. Кроме того, уставная нижняя граница в 18 лет – это еще и возраст, с которого в нашей стране человек приобретает право официального заключения брачного союза, а также участия в качестве полноценного гражданина в голосовании в рамках избирательных кампаний на всех уровнях. Сегодня в практике работы административных органов, занимающихся вопросами молодежи и молодежной политики, за нижнюю границу молодежного возраста обычно принимают 14–15 лет, за верхнюю – 29–30[1].
В научном обиходе ситуация также ненамного более определенна. Часто молодость даже не выделяется в качестве самостоятельного возрастного периода. Так, в демографической науке понятие "молодежь" отсутствует, на что, например, указывает Г. Сафарова, ссылаясь на энциклопедический словарь "Народонаселение" (1994) и на "Демографический понятийный словарь" (2003)[2].
Поскольку в логике демографии принята группировка по возрастам с "шагом" в пять лет, в социологических и социальнопсихологических исследованиях "молодежью" считают то возрастную группу 15–29 лет, то группу 15–24 лет.
Еще меньшей определенностью характеризуется ситуация в психологии. В современных психологических словарях нет статьи, посвященной молодости, в то время как характеристикам отдельных детских, подросткового и юношеского возрастов уделено достаточно много внимания[3].
В свое время еще Пифагор предложил периодизацию, которая делит человеческую жизнь на двадцатилетия, соотносящиеся с четырьмя временами года: от рождения до 20 лет – "весна", от 20 до 40 – "лето", от 40 до 60 – "осень", от 60 до 80 – "зима". В фундаментальном труде "Психология человека от рождения до смерти" за частью "Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)" непосредственно следует часть "Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)", в которой особенности когнитивной сферы, мотивации, поведения и т.п. рассматриваются в целом для периода ранней взрослости[4]. Тот же подход к определению ранней взрослости как возраста от 20 до 40 лет без выделения молодости как отдельного периода мы находим в работах многих зарубежных авторов[5].
Некоторые современные исследователи, предельно заостряя проблему, приходят к неожиданной (во всяком случае с точки зрения обыденных представлений) мысли о том, что молодости как особого периода жизни вообще не существует. Так, социолог А. Г. Левинсон, основываясь на исследованиях "по молодежи", проведенных силами Левада-центра в 12 регионах России, пишет следующее: "Так получилось, что исследованиями подобного рода пришлось заниматься не раз, но в чем бы ни заключались их частные результаты, они давали один и тот же общий итог. Поначалу он казался парадоксальным, потом все более осмысленным. Итог, который чуть заостряя, можно сформулировать так: никакой “молодежи” нет. То есть в современном уже относительно высоко дифференцированном обществе нет такой единой социальной группы, которая отличается особыми механизмами внутренней регуляции, особым поведением, особой организацией, четкими границами, отделяющими ее от других возрастных групп"[6]. Аргументом здесь, в частности, является, по сути дела, неотличимость ни того, о чем мечтают молодые люди, ни их системы ценностей от соответствующих ответов всего населения в целом (а в нем доминируют люди как раз немолодые).
С позиций современного психологического знания и в том числе социально-психологического его акцента, совершенно очевидно, однако, что продуктивной оказывается прямо противоположная позиция, согласно которой такая эпоха, как молодость, представляет собой вполне полноценный в возрастно- социально-психологическом плане этап онтогенетического развития человека.
Начало изучения молодости с этой позиции положили работы Ш. Бюлер и ее сотрудников, проводившиеся в Венском институте психологии в 20–30 гг. XX в., результаты которых изложены в известной, по сегодняшний день не потерявшей своей актуальности и остроты работе Ш. Бюлер "Жизненный путь человека как психологическая проблема"[7].
Свою концепцию Ш. Бюлер основывает на теории открытых систем Л. фон Берталанфи, рассматривая и развивающуюся личность человека как такую открытую систему. Отечественные психологи, высоко оценивая исследования Ш. Бюлер и разделяя ее позицию в целом, критиковали ее концепцию как идеалистическую[8]. Однако именно подход к периодизации жизненного пути человека, предложенный Ш. Бюлер, стал, например, для Б. Г. Ананьева важнейшим основанием для построения собственной концепции жизненного пути личности.
Ш. Бюлер и ее сотрудники проанализировали сотни биографий людей из самых разных социальных классов и групп западноевропейского общества первой половины XX в. – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных. Эти биографии изучались в трех аспектах: 1) объективный ход событий жизни; 2) творческая деятельность; 3) возрастные перемены во внутреннем мире человека, особенно в его отношении к собственной жизни. Было выделено 97 измерений жизни, сопоставление которых и позволило обнаружить и описать пять фаз. Понятие фазы жизни, по Ш. Бюлер, указывает на изменение направления развития, определяющим моментом которого является становление целевых структур, что и ведет к самоосуществлению.
Первая из описанных Ш. Бюлер фаз – период жизни от 16 до 20 лет – оказывается, по ее мнению, еще вне подлинно жизненного пути, этот период лишь предшествует самоопределению. Понятно, что с еще большим основанием это относится к детству и отрочеству.
Вторая фаза, по Ш. Бюлер, – начальная для нее фаза жизненного пути, пути самоосуществления. Обращает на себя внимание размытость ее возрастных границ, нижняя из которых датируется 16–20 годами, а верхняя – 25–30. Именно в этот период начинается процесс самоопределения, которое сначала носит предварительный, диффузный характер. В это время человек западноевропейской культуры пробует себя в разных видах трудовой, профессиональной деятельности, заводит достаточно устойчивые знакомства с представителями противоположного пола и т.д. Именно эту фазу, по Ш. Бюлер, вторую по счету и первую в последовательности фаз собственно жизненного пути, многие исследователи и называют молодостью, или юностью (отличая ее от ранней юности).
Другой классик психологии развития, также выделивший молодость как отдельный период жизни со специфическими задачами развития, Э. Эриксон период, датируемый 21–25 годами, размещает шестым по счету и первым из тех, которые он располагает "за идентичностью" ("beyond identity"). Когда Э. Эриксон говорит "за идентичностью", он имеет в виду не только то, что этот и последующие периоды в жизни человека по времени следуют за ключевой пятой фазой, когда должно происходить становление эго-идентичности и социальной идентичности человека, но и то, что их течение в значительной степени зависит от исхода пятой фазы, т.е. от того, сформировалась ли зрелая идентичность человека.
Подобно Ш. Бюлер, в качестве главных задач, которые должен на этом этапе своей жизни решать человек, Э. Эриксон отмечает поиск спутника жизни для создания семьи, с одной стороны, и обретение профессии – с другой. Не случайно в своей книге "Идентичность: юность и кризис", анализируя начало жизни человека "за идентичностью", Э. Эриксон именно в этом контексте упоминает 3. Фрейда: "Однажды Фрейда спросили, что, по его мнению, должен уметь хорошо делать нормальный человек. Задававший вопрос, возможно, ожидал сложного, “глубокого” ответа. Но Фрейд сказал: “Любить и работать”"[9].
Итак, для Э. Эриксона главные задачи молодого человека, от успешности решения которых во многом зависит вся дальнейшая жизнь, – найти любовь и профессию, причем сделать это так, чтобы одно не мешало другому.
Р. Хейвинхертс, автор ставшего классическим описания жизненного цикла человека через выделение тех задач развития, которые необходимо решить на каждом отрезке жизненного пути, также пришел к выводу, что в период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры[10].
Об этом в то же примерно время говорили и американские психологи П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивитц, отмечая, правда, не окончательный характер решения этих задач. Приступая к описанию развития личности в среднем возрасте, они так оценивают период молодости: "Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором супруга и карьеры, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати лет, многие приходят к переоценке своих прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей; иногда дело доходит до развода и смены профессии. Наконец, первые годы после тридцати, как правило, время сживания с новыми или вновь подтверждаемыми выборами"[11].
Ж. Нюттен, авторитетнейший исследователь проблем личности и мотивации, описывая периоды взрослой жизни, в качестве отдельного выделил интервал от 18 до 25 лет, который, единственный из всех, может оцениваться двояко в зависимости от того, намерен ли человек поступать в вуз (и тогда это очередной период обучения) или непосредственно вступает в трудовую деятельность (и тогда это – начало взрослой жизни, ее "нулевой", предварительный период)[12].
Рассмотрение различных подходов к определению границ возраста молодости показывает, что эти границы являются достаточно размытыми. Нечеткость границ является, в частности, следствием разнообразия путей становления личности в этот период жизни, вариативности форм и способов взаимодействия человека с социумом, индивидуальных и групповых особенностей вхождения его в социальную жизнь. Это обстоятельство подчеркивают исследователи проблемы возрастного развития В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, характеризуя вступающих во взрослую жизнь молодых людей: "С окончанием школы юноши и девушки делают второй шаг к отделению от семьи – они вступают в самостоятельную жизнь в обществе... Перед ними открываются, как правило, две возможности: продолжить образование или пойти работать. Об этой возрастной группе уже нельзя говорить “вообще”: ее социально-психологические свойства зависят не столько от паспортного возраста, сколько от социально-професионального положения"[13].
Итак, молодежь, рассматриваемая как возрастная группа, является группой в высшей степени неоднородной. Эта неоднородность, как, возможно, ни в какой другой период человеческой жизни, определяется именно социально-психологическими факторами. Прежде всего, различаются социально-психологические характеристики молодости в разных культурах, в разные исторические периоды. Молодые люди входят во взрослую жизнь, если можно так выразиться, через разные группы людей: через студенческую группу, через армейское подразделение, через первый трудовой коллектив – и это накладывает серьезный долговременный отпечаток и на личность, и на систему отношений человека с широким социумом и с ближайшим окружением.
В самое последнее время в западной, в первую очередь американской, психологии возраст молодости, который ранее было принято называть возрастом ранней взрослости (early adulthood), все чаще обозначается термином emerging adulthood, что можно перевести как нарождающаяся взрослость. За этим изменением названия лежит фиксация тех реальных трансформаций, которые происходят сегодня в развитых странах с этим периодом развития[14]. Молодые люди "на третьем десятке" все меньше стремятся становиться взрослыми, всячески оттягивая момент решения двух основных задач, которые, как было сказано выше с опорой на мнения авторитетных ученых, молодой человек должен решить в этот период: выбрать профессию, утвердиться в ней и найти спутника жизни, создать семью. Сегодня для молодых американцев "третий десяток" – это в первую очередь время изучения, исследования себя, экспериментирования в этой сфере. Сегодня многие не стремятся рано жениться и тем более рано (до 30 лет) заводить детей, нет даже желания полностью оторваться от родительской семьи, напротив, многие вполне сознательно предпочитают оставаться зависимыми от своих родителей – и материально, и эмоционально. Не торопятся они и слишком рано определяться со своей профессией. Современные американцы в возрасте, близком к 30, по своим социальным установкам значительно отличаются от своих сверстников, какими они были полвека назад (заметим, что именно психология этих последних и нашла свое отражение в большинстве учебников и книг по психологии развития). Если раньше молодые люди стремились завести семью, детей, собственный дом, то сегодня они всеми силами стараются этого избежать. Можно думать, что для молодежи из развитых западных стран период молодости становится сегодня периодом продления моратория, позволяющим растянуть время поиска и обретения идентичности, иными словами, периодом, по содержанию скорее близким ко всему предшествующему этапу развития, а не периодом начала взрослой жизни.