Социальная психология личности
Личность как междисциплинарная область исследования. Социально-психологические механизмы социализации.
Социализация и инкультурация. Социальная установка и аттитюды. Я-концепция и социальная идентичность личности.
Личность как предмет междисциплинарной области.
Идея рассматривать личность в русле социальной психологии была предложна Б. Д. Парыгиным. Такой угол изучения предполагает взгляд на изучаемый феномен с двух точек зрения — с социологической и психологической. В связи с этим мы приведем рассуждение Л. Н. Леонтьева: социальная психология выясняет, в каких группах личность воспринимает социальные влияния и в каких группах она реализует свою социальную сущность. Социальная психология изучает поведение и деятельность личности в социальных группах, а также индивидуальный вклад каждой личности в деятельность той или иной группы, а также причины, от которых может зависеть ценность данного вклада в общую структуру деятельности. Иными словами, личность в контексте социальной психологии рассматривается в ее взаимоотношении с конкретной группой. Предполагается, что данный ракурс возможен с точки зрения изучения возможности групп, но не со стороны группы, а со стороны личности [1]. Также в изучении социальной психологии личности типично входят такие направления исследований, как социализация, социальные установки и социальная идентичность (ранее мы уже рассматривали некоторые вопросы социальной идентичности, связанные с межгрупповыми отношениями).
Социально-психологические механизмы социализации.
Говоря о содержании процесса социализации, выделяют следующие три сферы: деятельность, общение и самосознание. Также выделяют и другие принципы социализации: инкультурации (трансляция культурно задаваемых ценностей), интернализации (усвоение моделей поведения), адаптации (обеспечение нормативного функционирования), конструирования реальности (построение стратегии совладающего поведения) [2].
Н. Смелзер выделил такие контексты процесса социализации, как биологический и культурный. Но если биологический контекст отвечает за выживание человека, то культурный являет всю сложность передачи опыта из поколения в поколение. Н. Смелзер утверждал, что сущность процесса социализации представляет собой двусторонний разнонаправленный процесс, при котором происходит взаимовлияние биологических и культурных факторов.
Вопрос социализации рассматривался разными авторами в рамках разных социально-психологических теорий. Среди основных имен можно назвать такие, как Чарльз Кули, который ввел понятие "зеркальное Я", а также американский психолог Джордж Мид — он ввел в оборот такие понятия, как "я — сам" и "я — меня", которые составляют суть человеческого "Я", и в целом выделил несколько этапов социализации: имитация, игровая стадия и стадия коллективных игр.
3. Фрейд выделял три составные части личности, в которых выделил Ид, Эго и Суперэго. Собственно процессом социализации можно считать процесс накопления содержания и укрепления требований Суперэго и развитие психологических защит Эго с целью сублимации энергии Ид и сохранения адаптивного уровня функционирования психики.
Л. Колберг также рассматривал социализацию как последовательное прохождение стадий развития, где вначале идет усвоение понятий хорошего и плохого, а в конце происходит формирование универсальных и последовательных нравственных принципов.
Кроме социализации детей отмечают также социализацию взрослых, которая связана с непрерывным развитием и изменением (табл. 4.2). Такой взгляд предложил Э. Эриксон, который выделил восемь стадий человеческого развития (более подробно теория описана в гл. 3).
Таблица 4.2
Сравнение теорий развития личности в социальном контексте [3]
Теория |
Теоретик |
Основная идея |
Теория развития личности |
Чарльз Кули (теория зеркального Я) |
Эффект от зеркального отражения у людей представлений о том, как их оценивают другие |
Джордж Герберт Мид |
Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием понятий "Я" и "Меня" |
|
Психоаналитические теории |
Зигмунд Фрейд |
В своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между Оно и Сверх-Я |
Эрик Эриксон |
На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов |
|
Теория развития познания |
Жан Пиаже |
Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий. каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками |
Теория нравственного развития |
Лоренс Колберг |
Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимание чувств других людей |