Социальная психология личности

Личность как междисциплинарная область исследования. Социально-психологические механизмы социализации.

Социализация и инкультурация. Социальная установка и аттитюды. Я-концепция и социальная идентичность личности.

Личность как предмет междисциплинарной области

Идея рассматривать личность в русле социальной психологии была предложна Б. Д. Парыгиным. Такой угол изучения предполагает взгляд на изучаемый феномен с двух точек зрения – с социологической и психологической. В связи с этим мы приведем рассуждение А. Н. Леонтьева: социальная психология выясняет, в каких группах личность воспринимает социальные влияния и в каких группах она реализует свою социальную сущность. Социальная психология изучает поведение и деятельность личности в социальных группах, а также индивидуальный вклад каждой личности в деятельность той или иной группы, а также причины, от которых может зависеть ценность данного вклада в общую структуру деятельности. Иными словами, личность в контексте социальной психологии рассматривается в ее взаимоотношении с конкретной группой. Предполагается, что данный ракурс возможен с точки зрения изучения возможности групп, но не со стороны группы, а со стороны личности[1]. Также в изучении социальной психологии личности типично входят такие направления исследований, как социализация, социальные установки и социальная идентичность (ранее мы уже рассматривали некоторые вопросы социальной идентичности, связанные с межгрупповыми отношениями).

Социально-психологические механизмы социализации

Говоря о содержании процесса социализации, выделяют следующие три сферы: деятельность, общение и самосознание. Также выделяют и другие принципы социализации: инкультурации (трансляция культурно задаваемых ценностей), интернализации (усвоение моделей поведения), адаптации (обеспечение нормативного функционирования), конструирования реальности (построение стратегии совладающего поведения)[2].

Н. Смелзер выделил такие контексты процесса социализации, как биологический и культурный. Но если биологический контекст отвечает за выживание человека, то культурный являет всю сложность передачи опыта из поколения в поколение. Н. Смелзер утверждал, что сущность процесса социализации представляет собой двусторонний разнонаправленный процесс, при котором происходит взаимовлияние биологических и культурных факторов.

Вопрос социализации рассматривался разными авторами в рамках разных социально-психологических теорий. Среди основных имен можно назвать такие, как Чарльз Кули, который ввел понятие "зеркальное Я", а также американский психолог Джордж Мид – он ввел в оборот такие понятия, как "я – сам" и "я – меня", которые составляют суть человеческого "Я", и в целом выделил несколько этапов социализации: имитация, игровая стадия и стадия коллективных игр.

З. Фрейд выделял три составные части личности, в которых выделил Ид, Эго и Суперэго. Личность, развиваясь, проходит эти стадии.

Ж. Пиаже изучал личность с точки зрения когнитивного развития. Также выделил несколько стадий развития личности, которые способствуют процессу социализации:

1) сенсомоторная стадия (1–2 года);

2) предоперациональная (от 2 до 7 лет);

3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет);

4) стадия формальных операций (12–15 лет).

Л. Колберг также рассматривал социализацию как последовательное прохождение стадий развития, где вначале идет усвоение понятий хорошего и плохого, а в конце происходит формирование универсальных и последовательных нравственных принципов.

Кроме социализации детей отмечают также социализацию взрослых, которая связана с непрерывным развитием и изменением (табл. 4.2). Такой взгляд предложил Э. Эриксон, который выделил восемь стадий человеческого развития.

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).

2. Автономия – стыд и сомнения (1–2 года).

3. Инициатива – чувство вины (3–5 лет).

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьник).

5. Становление индивидуальности – ролевая диффузия (юность).

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода).

7. Творческая активность – застой (средний возраст).

8. Умиротворение – отчаяние (старость).

Таблица 4.2

Сравнение теорий развития личности в социальном контексте[3]

Теория

Теоретик

Основная идея

Теория развития личности

Чарльз Кули (теория зеркального Я)

Эффект от зеркального отражения у людей представлений о том, как их оценивают другие

Джордж Герберт Мид

Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием понятий "Я" и "Меня"

Психоана

литические

теории

Зигмунд

Фрейд

В своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между Оно и Сверх-Я

Эрик Эриксон

На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов

Теория развития познания

Жан Пиаже

Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавател ьн ы ми навыкам и

Теория нравственного развития

Лоренс Колберг

Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимание чувств других людей