Социальная психология личности
Личность как междисциплинарная область исследования. Социально-психологические механизмы социализации.
Социализация и инкультурация. Социальная установка и аттитюды. Я-концепция и социальная идентичность личности.
Личность как предмет междисциплинарной области
Идея рассматривать личность в русле социальной психологии была предложна Б. Д. Парыгиным. Такой угол изучения предполагает взгляд на изучаемый феномен с двух точек зрения – с социологической и психологической. В связи с этим мы приведем рассуждение А. Н. Леонтьева: социальная психология выясняет, в каких группах личность воспринимает социальные влияния и в каких группах она реализует свою социальную сущность. Социальная психология изучает поведение и деятельность личности в социальных группах, а также индивидуальный вклад каждой личности в деятельность той или иной группы, а также причины, от которых может зависеть ценность данного вклада в общую структуру деятельности. Иными словами, личность в контексте социальной психологии рассматривается в ее взаимоотношении с конкретной группой. Предполагается, что данный ракурс возможен с точки зрения изучения возможности групп, но не со стороны группы, а со стороны личности[1]. Также в изучении социальной психологии личности типично входят такие направления исследований, как социализация, социальные установки и социальная идентичность (ранее мы уже рассматривали некоторые вопросы социальной идентичности, связанные с межгрупповыми отношениями).
Социально-психологические механизмы социализации
Говоря о содержании процесса социализации, выделяют следующие три сферы: деятельность, общение и самосознание. Также выделяют и другие принципы социализации: инкультурации (трансляция культурно задаваемых ценностей), интернализации (усвоение моделей поведения), адаптации (обеспечение нормативного функционирования), конструирования реальности (построение стратегии совладающего поведения)[2].
Н. Смелзер выделил такие контексты процесса социализации, как биологический и культурный. Но если биологический контекст отвечает за выживание человека, то культурный являет всю сложность передачи опыта из поколения в поколение. Н. Смелзер утверждал, что сущность процесса социализации представляет собой двусторонний разнонаправленный процесс, при котором происходит взаимовлияние биологических и культурных факторов.
Вопрос социализации рассматривался разными авторами в рамках разных социально-психологических теорий. Среди основных имен можно назвать такие, как Чарльз Кули, который ввел понятие "зеркальное Я", а также американский психолог Джордж Мид – он ввел в оборот такие понятия, как "я – сам" и "я – меня", которые составляют суть человеческого "Я", и в целом выделил несколько этапов социализации: имитация, игровая стадия и стадия коллективных игр.
З. Фрейд выделял три составные части личности, в которых выделил Ид, Эго и Суперэго. Личность, развиваясь, проходит эти стадии.
Ж. Пиаже изучал личность с точки зрения когнитивного развития. Также выделил несколько стадий развития личности, которые способствуют процессу социализации:
1) сенсомоторная стадия (1–2 года);
2) предоперациональная (от 2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет);
4) стадия формальных операций (12–15 лет).
Л. Колберг также рассматривал социализацию как последовательное прохождение стадий развития, где вначале идет усвоение понятий хорошего и плохого, а в конце происходит формирование универсальных и последовательных нравственных принципов.
Кроме социализации детей отмечают также социализацию взрослых, которая связана с непрерывным развитием и изменением (табл. 4.2). Такой взгляд предложил Э. Эриксон, который выделил восемь стадий человеческого развития.
1. Доверие – недоверие (грудной возраст).
2. Автономия – стыд и сомнения (1–2 года).
3. Инициатива – чувство вины (3–5 лет).
4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьник).
5. Становление индивидуальности – ролевая диффузия (юность).
6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода).
7. Творческая активность – застой (средний возраст).
8. Умиротворение – отчаяние (старость).
Таблица 4.2
Сравнение теорий развития личности в социальном контексте[3]
Теория |
Теоретик |
Основная идея |
|
Теория развития личности |
Чарльз Кули (теория зеркального Я) |
Эффект от зеркального отражения у людей представлений о том, как их оценивают другие |
|
Джордж Герберт Мид |
Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием понятий "Я" и "Меня" |
||
Психоана литические теории |
Зигмунд Фрейд |
В своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между Оно и Сверх-Я |
|
Эрик Эриксон |
На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов |
||
Теория развития познания |
Жан Пиаже |
Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавател ьн ы ми навыкам и |
|
Теория нравственного развития |
Лоренс Колберг |
Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимание чувств других людей |
|