Лекция 1. Социальная политика: теоретический аспект
Российская Федерация согласно Конституции является социальным государством.
"Социальное государство" — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В рамках существующих определений социального государства выделяют его универсальные характеристики и специфические аспекты, это государство, основанное на всеобщей справедливости и солидарности, призванное обеспечить каждому достойное человека существование и развитие путем устранения в обществе резкого социального неравенства.
Социальная политика является достаточно многогранным процессом. Ее институционализация в обществе постоянно возрастает.
В широком смысле слова "социальная политика представляет собой систему отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, в центре которых главная цель — человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность".
В узком смысле слова "социальная политика — это система конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения". Понятие "социальная политика" связано с такими категориями как "общество", "структура общества", "социальное положение", "государство" и другие.
Так, общество представляет собой целостную, исторически устоявшуюся систему совместной жизнедеятельности людей, которая имеет свою структуру.
Структура общества представляет собой его устройство, включающее в себя множество устойчивых элементов и структурных отношений (отношения целостности; отношение людей друг к другу; организационные аспекты жизнедеятельности и т.д.).
Представим схему уровней социальной деятельности (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура взаимодействия социального государства с другими социальными институтами
"Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе. Основными ее элементами являются индивиды, занимающие определенные позиции и выполняющие определенные социальные функции, объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям".
Обозначенные определения представляют собой набор первичных признаков социального государства — ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие правовых основ социальной регуляции, ориентация единой социальной политики на всех членов общества, наличие бюджетных социальных выплат и наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения. Данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях в динамике развития и обобщить его свойства.
Определение устойчивых свойств социального государства позволяет не только выделить данный тип государства из всего культурно-исторического многообразия конкретных стран, но и провести сопоставление социальных государств между собой.
Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Маршалл, Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фернис в 70-е гг. XX в. предприняли попытку уточнить смысл понятия "государство благосостояния" и дать его историческую классификацию. В частности, они выделили три его разновидности:
1. "Позитивное государство социальной защиты" — государство, ориентированное па уравнивание шансов на благосостояние всех граждан, обеспечение и гарантирование "равных возможностей"; примером такого государства является США.
2. "Государство социальной безопасности" — в дополнение к обеспечению равных шансов граждан создает условия полной занятости и гарантирует всем гражданам без исключения получение доходов не ниже прожиточного минимума, пример — Великобритания.
3. "Социальное государство всеобщего благосостояния" — обеспечивает полную занятость, сглаживает различия в доходах всего населения, создает многочисленные постоянные государственные и общественные социальные службы, пример — Швеция.
Достаточно распространена, особенно в России, попытка понять суть социального государства через его политическую природу. Примером такого анализа может служить разделение социальных государств на либеральные, консервативные и социал-демократические.
Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе под влиянием двух основных факторов: как один из результатов Второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной теории социального процесса.
1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует "источники существования" (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить — перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример США, в недавнем прошлом — Великобритания, Канада и Австралия.
2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т.д. Особенно важная для государства работа, например госслужба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример — Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.
3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.
Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития, особенно в условиях модернизации.
Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются:
1) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу;
2) развитая система мер социальной поддержки, услуг и социальных служб для всех групп населения;
3) развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативная правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив;
4) принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.
Социальный характер нашего государства закреплен в ст. 7 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ней записано, что политика государства "направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:
1) движение к достижению в обществе социальной справедливости;
2) ослабление социального неравенства;
3) предоставление каждому гражданину работы или иного источника существования;
4) сохранение мира и согласия в обществе;
5) формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Государственная социальная политика — это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретными историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.
Одним из уровней социальной деятельности является социальная безопасность.
Термин "социальная безопасность" наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом.
В систему социальной безопасности включаются различные направления:
1) глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;
2) общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;
3) личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства;
4) безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях.
Социальная безопасность рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетая индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается необходимый уровень жизни населения, который отражает степень удовлетворения материальных, духовных потребностей человека и складывается из нескольких компонентов:
— размера реальных душевых доходов;
- объема потребляемых благ и используемых услуг;
— установившихся цен на товары и услуги;
— обеспеченности жильем;
- доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т.д.
Структурным элементом социальной политики также является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей.
Основной целью социальной работы является увеличение степени независимости клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.
В условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:
— осуществить переход от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к самому человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;
— позволить клиентам максимально проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
— адаптировать и реадаптировать людей в обществе;
— создать условия, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
В Декларации об этических принципах в социальной работе Международной федерации социальных работников перечислены следующие нормы.
1. Самореализация через взаимозависимость.
2. Освобождение через солидарность.
3. Отказ от дискриминации.
4. Демократия и права человека.
5. Защита неприкосновенности клиента.
6. Участие клиентов. Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничестве с ним. Предполагается, что социальные работники должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются. Лица, использующие услуги социальных работников, должны быть всегда информированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.
7. Самоопределение.
8. Отказ от жестокости.
9. Принцип личной ответственности.
Таким образом, социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных (и прежде всего наиболее социально уязвимых) слоев населения.
Социальная работа непосредственно взаимосвязана с социальной политикой государства.