Лекция 19. Социальная политика и социальная безопасность
Одной из ключевых задач национальной социальной политики, важным фактором успешного развития страны является обеспечение социальной безопасности. Социальная безопасность, в свою очередь, — неотъемлемая часть национальной безопасности.
Родовой категорией, объединяющем понятия "национальная безопасность" и "социальная безопасность", выступает "безопасность", под которой понимается такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития.
Термин "безопасность" дословно означает отсутствие опасности. Однако в реальной жизни абсолютное отсутствие угроз — недостижимый идеал. На практике можно стремиться к предотвращению, ослаблению, нейтрализации воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию систем, людей, социальных объектов, а также поддержанию их жизнедеятельности па уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений.
Национальная безопасность, которая включает в себя в качестве элемента социальную безопасность, — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, социальных групп и общества от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается с помощью совокупности мер политического, правового, экономического, идеологического и организационного характера. Иными словами можно сказать, что "социальная безопасность" — это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитию социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей.
Перечислим следующие основные закономерности, характеризующие функцию безопасности:
— социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существования личности, общества, государства;
— рост могущества людей над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;
- по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;
- социальные угрозы не являются неизменными и модифицируются вместе с развитием общества;
- системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций;
- недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).
В современном обществе безопасность приобретает значение важнейшей ценности и становится фактором индивидуального и общественного сознания. Реализация и неуязвимость интересов индивидов, социальных общностей, народов, обеспечение необходимых условий для полноценного существования и успешного их развития возможны только в условиях обеспечения базисной потребности — потребности в безопасности.
Реальная социальная политика исходит из понимания того, что:
- человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных социальных опасностей;
реализуясь в пространстве и во времени, социальные опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них -актуальнейшая социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек;
— безопасность — это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым на данном этапе можно смириться.
В качестве субъекта и одновременно объекта социальной безопасности может выступать отдельный человек, социальная группа, организация, предприятие, социальный институт, общество, государство или сообщество государств. Причем все они способны выступать сразу в нескольких ипостасях: человек — в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы, общества в целом; государство — в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств и т.д.
Взаимосвязь между человеком, обществом и государством обусловлена их природой. Поэтому каждый из них исполняет две роли — субъекта и объекта безопасности. В зависимости от социальной роли в конкретной системе отношений каждый из перечисленных элементов общества может выступать в одних случаях субъектом социальной безопасности, в других случаях — ее объектом. Например, сотрудник правоохранительных органов выступает субъектом безопасности, так как обязан обеспечить безопасность на своем участке работы. Однако как член своей семьи он выступает объектом безопасности, которую должно обеспечить государство, защищая интересы института семьи.
Тем не менее, приоритетными объектами социальной безопасности являются все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни в Российской Федерации, регулируемые национальной социальной политикой.
В настоящее время выделяют, как минимум, четыре основных критерия оценки социальной безопасности. Систему социальной безопасности того или иного государства оценивают по ее способности:
а) не допускать эскалации социальной напряженности, своевременно и эффективно разрешать социальные конфликты, предотвращать возникновение ситуации социального взрыва;
б) предотвращать деформацию и деградацию социальных институтов и социальной структуры (как ее нивелирования проявление уравнительных тенденций, так и развития процессов неадекватного социального расслоения, поляризации, маргинализации и люмпенизации);
в) обеспечивать устойчивость и совершенствование социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
г) поддерживать адекватность системы ценностных ориентации и культуры общества, в том числе политической и экономической, всех социальных институтов в целях обеспечения всестороннего развития общества.
Социальная политика должна быть направлена не столько на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, сколько па предотвращение причин их появления, на устранение причин существующих негативных социальных явлений, причин возникновения социальных рисков, затрагивающих большинство населения, обеспечение декларированных социальных гарантий.
В основе возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера лежат социально-политические, экономические, межэтнические и межконфессиональные противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. Игнорирование этих противоречий, нежелание своевременно решать проблемы современного общественного развития ведет к деструктивным явлениям и катастрофам — войнам, конфликтам, социальным катаклизмам и пр.