Социальная политика государства

Огромная часть населения Китая сегодня - это мало- и среднеобеспеченная часть общества; многие люди нуждаются в улучшении условий жизни. Очевидно, что китайское руководство отдавало себе отчет в том, что достижение статуса великой экономической державы сопряжено с необходимостью повышения уровня жизни населения. Поэтому социальная политика подчинена решению этой сложнейшей задачи.

В китайском обществе однако растут разрывы между бедными и богатыми; коэффициент Джины вырос за период с 1990 по 2005 г. с 0,33 до 0,47. Системами базового социального и медицинского страхования и пенсионной системой охвачена только третья часть рабочих и служащих. Хотя численность бедных в стране быстро уменьшается, она все еще превышает 200 млн человек. На XVII съезде компартии в 2007 г. вопросы социальной политики были названы приоритетными, в частности, были выдвинуты задачи построения "общества малого благоденствия" (сяокан). Смысл термина следующий: в древние времена в сельской местности Северного Китая к обществу сяокан относились деревни, в которых на каждую семью приходилось 20 му земли (1 му = 0,06 га), одна голова крупного рогатого скота и теплый канн (лежанка) в доме. В настоящее время это понятие предусматривает годовой доход на душу населения не менее 1000 долл. США.

Следует отметить, что в приморских провинциях, городах центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь) средний доход на душу населения уже давно превысил этот уровень, но в большинстве провинций Китая, особенно в западных, средний доход все еще низкий. Поэтому одной из главных задач социальной политики является уменьшение разрыва в доходах между городом и деревней, провинциями и отраслями и сферами экономики. Другое направление социальной политики - это создание полноценной пенсионной системы, как и всей системы социальной помощи, в отношении тех категорий населения, которые остро в ней нуждаются. Эти институты в Китае только формируются и носят незавершенный характер.

Региональная экономическая политика

С точки зрения размеров территории Китай - огромная страна, приблизительно равная по площади США или Западной Европе. Разумеется, разные территории промышленно развиты неодинаково. Эта разница обусловлена многими причинами: географическими, природно-геологическими, историческими, демографическими и пр. Слабым развитием отличаются западные провинции, а также автономные округа - Тибет и частично Синьзян-Уйгурский округ; совершенно иной качественный облик имеет Сянган (Гонконг) - это супериндустриальное государство в государстве. Соответственно уровень и качество жизни населения в китайских городах и провинциях существенно разнятся.

Региональная политика центрального правительства и правительств провинций в последние два десятилетия была направлена на решение указанных противоречий. Как было показано выше, для их решения направляются огромные финансовые ресурсы в рамках программ строительства железных и автомобильных дорог, гидро-, тепло- и атомных электростанций; в этих районах строятся крупные промышленные и инфраструктурные объекты. Они мгновенно "обрастают" огромным числом малых предприятий, которые совместно с крупными начинают действовать в режиме территориального кластера. В результате "зоны депрессии" начинают серьезно сокращаться, наметилось выравнивание условий жизни на всей обширной территории страны.

Специальные экономические зоны (СЭЗ). Огромное значение в экономическом прорыве Китая играли и играют ныне специальные экономические зоны (СЭЗ). Они первоначально стали создаваться в ряде приморских провинций - крупных портовых городах и прилегающих территориях. Так, в 1980-х гг. все 16 крупных морских портов оказались центрами СЭЗ. СЭЗ, как известно, далеко не новое явление в мире, первые из них появились еще в XVII в. в Западной Европе и ее колониях; в начале 1990-х их стали создавать в России, но нигде в мире они не давали такого экономического эффекта, как на территориях современного Китая.

Специфика китайских СЭЗ в том, что правительство создало в них кардинально иные, чем на остальной территории, экономические и правовые основы для предпринимательской деятельности. Поскольку главной задачей СЭЗ было привлечение иностранных финансовых ресурсов, технологий, западной культуры производства в целях развития, то здесь не ограничились снижением налогов; были созданы те самые условия, которые действовали в западных странах, максимально способствующие динамичному росту предпринимательства: минимальные налоги, свободный вывоз прибыли, установление ставок заработной платы в соответствии со стратегией компаний, право приобретения иностранцами в собственность земли и активов государственных предприятий, свободное регулирование трудовых отношений; стабильность общественной обстановки; ликвидация бюрократического документооборота между властью и агентами производства в СЭЗ и т.д. Зоны ограждались от остальной части страны, чтобы они не оказались переполненными претендентами на рабочие места. В рекордно короткие сроки в СЭЗ были созданы соответствующие инфраструктуры, идентичные тем, к которым "привыкли" западные инвесторы. Интересен и следующий метод: каждая провинция получила задание от Пекина обеспечить строительство определенных объектов в каждой из СЭЗ и, таким образом, их успешное развитие связывалось не только с центральной властью, но и являлось делом региональных правящих элит всех провинций страны.

По мере стремительного развития СЭЗ, они неизбежно стали выступать своеобразными "центрами развития" регионов ("точками роста"); отсюда, по радиальной динамике, отношения СЭЗ переходили на новые смежные территории страны, динамизируя в них рыночные отношения. Успешно действующие предприятия в СЭЗ, осуществив на первом этапе задачу прорыва на зарубежные рынки товаров, стали на путь внутренней интеграции регионов, подтягивая их к уровню "зон". СЭЗ, таким образом, оказались весьма удачным методом для экспериментирования с методами рыночных преобразований.