Социальная политика
Социальная политика Европейского союза в своей основе базируется на регламенте ЕЭС 1408/1971 "О координации систем социального обеспечения", в котором изложены определенные критерии, например размеры оплаты пособий по безработице, условия труда, нормы страхования и их виды и пр. Частично они были сняты или заменены на заседании министров социальной политики 2 декабря 2003 г., например в отношении пособий по безработице для трансграничных и сезонных рабочих. Основным направлением социальной политики выступает ее модернизация в соответствии с целями и задачами, обозначенными в Лиссабонской стратегии 2000 г. Этой теме было посвящено заседание Совета министров по социальным вопросам, здравоохранению и делам молодежи ЕС в марте 2004 г. На нем были рассмотрены и приняты совместные с Европейской комиссией доклады о занятости и социальном сплочении, направленные на создание больших по количеству и лучших по качеству рабочих мест в ЕС. При этом тема модернизации затронула не только сферу занятости, но и другие социальные вопросы - пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание населения. Совет министров попытался вернуть внимание заинтересованных сторон к обсуждению внесения поправок в директиву 1408/71 о продолжительности рабочего времени, однако это не привело к значимым результатам.
Обозначенным приоритетам - модернизация социальной политики, расширение занятости (в том числе за счет увеличения срока выхода на пенсию), создание более гибкой системы здравоохранения - соответствовали инициативы Европейской комиссии, выдвинутые ею в течение последних лет. Реформа здравоохранения начала обретать реальные формы в связи с введением с 1 июня 2004 г. Европейского страхового медицинского полиса, расширяющего доступ к медицинским услугам лицам, работающим или обучающимся в пределах Сообщества.
Наибольшую настороженность в "старых" членах ЕС вызывает политика либерализации рабочей силы (Директива Болкестайна). В частности, профсоюзы считают, что в результате ее реализации в Западную Европу устремятся рабочие из стран Восточной Европы, готовые выполнять работу за более низкую плату, тем самым может быть подорвана вся система заработной платы, сложившаяся в этих странах. Эти опасения не лишены оснований.
Проблемы и противоречия в связи с расширением ЕС на Восток
Присоединение новых членов существенно осложнило функционирование ЕС. Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав сообщества входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 12 членов в условиях нереформированности организации, особенно в том, что касается принятия в ЕВС, может попросту парализовать работу ЕС.
Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений сто использования свидетельствует о том, что радикальная реформа бюджетной, региональной и аграрной политики должна была быть завершена еще до начала расширения на Восток. Однако не изменив действующих процедур организации и управления, Европейский союз, по существу, загнал себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения (табл. 18.3).
Присоединение к ЕС новых стран Центральной и Восточной Европы поставило под сомнение возможность проведения политики солидарности в том объеме и тех формах, в которых она осуществлялась в 1990-е гг. Между тем эта политика - один из краеугольных камней всей европейской интеграции. Ее инструментами являются так называемые структурные фонды и фонд сплочения, формируемые путем жесткого закрепления за ними определенного процента бюджета ЕС (1,27% совокупного ВВП стран-членов). Среди фондов ЕС необходимо выделить:
o Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, неразрывно связанный с общей сельскохозяйственной политикой ЕС;
o Социальный фонд, финансирующий переквалификацию трудящихся, особенно в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, а также профессиональное обучение молодежи;
o Фонд регионального развития, ориентированный на содействие районам, отставшим в своем развитии или пораженным структурным кризисом в промышленности;
Таблица 18.3
Распределение бюджетных средств стран - членов ЕС и вес их голосов в Союзе, %
Группы стран |
Доля в населении ЕС |
Доля в ВВП ЕС |
Доля в бюджете ЕС |
Доля голосов в соответствии с Договором о ЕС в редакции 2001 г. |
Основные плательщики в бюджет ЕС |
23,94 |
32,24 |
33,65 |
17,97 |
Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС |
38,65 |
49,13 |
46,59 |
27,54 |
Страны - члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС |
13,25 |
11,94 |
12,63 |
16,81 |
Страны - члены ЕС-15 с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС |
2,25 |
1,58 |
1,79 |
4,64 |
Новые члены, претендующие на средний уровень поддержки из фондов ЕС |
4,42 |
1,42 |
1,54 |
9,86 |
Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки из фондов ЕС |
17,49 |
3,70 |
3,80 |
21,45 |
o Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и целиком ориентированный на развитие четырех стран с наименьшими показателями производства валового продукта на душу населения - Греции, Ирландии, Испании и Португалии.
За счет ресурсов структурных фондов в 1990-е гг. оказывалась поддержка странам-получателям, в которых проживало 178 млн человек. А ныне в ЕС в 27 государствах проживает 370 млн человек. Очевидно, что новые страны самостоятельно не в силах преодолеть в обозримом будущем свое отставание от "старых" стран ЕС ни в развитии, ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства. А это значит, что Европейский союз еще долго будет иметь дело с государствами клиентского типа, активно претендующими на регулярное перераспределение в их пользу ресурсов ЕС. Число же тех, кто по современным стандартам ЕС может претендовать на помощь из его бюджета, после расширения Союза возросло со 185 млн до 291 млн человек.
Вступление в Союз стран Центральной и Восточной Европы автоматически существенно понизило и показатель совокупного ВВП на душу населения, следовательно, целый ряд районов - нынешних получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% от среднего по ЕС уровня. Все вступающие при этом автоматически пополнили число стран - получателей помощи ввиду своей отсталости. Такое усиление гетерогенности пространства ЕС - серьезный вызов достижениям Союза, и прежде всего его социально-экономическому сплочению, так как осуществление полноценного приема новых членов ущемило интересы как основных стран - получателей структурных фондов, так и главных плательщиков в бюджет ЕС.
Разрабатывая программу "сближения" и в соответствии с ней стратегию финансирования новых стран - членов ЕС, Еврокомиссия постаралась, по крайней мере частично, учесть основные особенности вступающих в Евросоюз государств и направить государства Центральной и Восточной Европы с помощью организации адресной помощи по пути "правильного" экономического развития. Данная программа ЕС постоянно пересматривается с учетом особенностей экономического развития того или иного государства. В период с 2007 по 2010 г. бюджетом ЕС планировалось новым государствам - членам из Центральной и Восточной Европы направить около 39,6 млрд евро. В целом 12 новых стран - членов Союза должны были получить за семь лет (2007-2013) около 200 млрд евро субсидий, в том числе Польша - 60 млрд евро. Глобальный экономический кризис внес существенные изменения в эти планы. Члены ЕС оказались в трудном положении, одни (Германия, Франция, Великобритания) - меньше, другие - больше; но пострадали все. Н такой обстановке обнаружились слабости в экономической политике ЕС в целом.
Греция и Европейский союз в период глобального кризиса
Мировой экономический кризис проявил довольно выраженную внутреннюю слабость Евросоюза, которая, в частности, отразилась на примере Греции. Сильные финансовые потрясения испытали и некоторые "старые" члены ЕС (Испания, Португалия, Ирландия), и большинство "новых" членов (Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Румыния, Болгария). Особенно удручающая ситуация сложилась в Греции с конца 2009 - начала 2010 г. К весне 2010 г. внешний долг страны вырос до 300 млрд евро, бюджетный дефицит составил 12,7% (напомним, что в еврозоне он не должен превышать 3%). Правительство оказалось не в состоянии обеспечить выплату кредитов, а неоднократные его обращения за финансовой помощью к руководящим органам ЕС в течение чуть ли не полугода (вплоть до конца апреля 2010 г.) оказались безрезультатными из-за позиции Германии и Франции. Попытки решить обострившиеся проблемы за счет сокращения социальных статей бюджета привели к мощному выступлению трудящихся против правительства. На этом фоне усилились антигерманские настроения в обществе (по мнению многих греков, именно Германия "торпедировала" решение об оказании помощи). И лишь накануне очевидного дефолта в Греции в начале мая министры финансов ЕС приняли решение выделить правительству Георгиоса Папандреу кредит. МВФ также обещал Греции дополнительную помощь. В свою очередь, Греция обязана снизить бюджетный дефицит к 2012 г. до 6,5% ВВП, повысить пенсионный возраст с 53 до 67 лет, ликвидировать систему 13-й и 14-й зарплаты. Ясно, что речь идет о крупных сокращениях государственных расходов прежде всего в социальной сфере. Это, как отмечено выше, вызвало массовое недовольство греков на фоне резко возросшей безработицы. В 2011 г. кризис в Греции осталася непреодоленным.
Этот кризис обнажил серьезные институциональные проблемы в Евросоюзе, в частности отсутствие механизмов немедленного реагирования на подобного рода ситуации в странах - членах Союза. Аналогичное положение сложилось с Ирландией и Португалией, которые также обратились за помощью к ЕС. Объем срочной финансовой помощи, в которой нуждается Португалия, оценивается в 60-80 млрд евро, несколько десятков миллиардов евро запросила Ирландия. С учетом третьей операции по "спасению" общая сумма вливаний в экономики этих стран достигнет 300 млрд евро, что критично может отразиться на экономике ЕС. Л ведь далеко не в лучшем состоянии находятся финансы таких стран, как Италия и Испания, причем последняя считается следующим "кандидатом на банкротство".