Социальная ответственность работников в их саморазвитии и лидерстве
В современном обществе стремление человека к саморазвитию связано не только с профессиональными достижениями и успехами, но и с социальной ответственностью работников перед компанией и потребителями ее продукции. Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование человека происходят в процессе его профессиональной деятельности. Уровень и качество личных и профессиональных достижений работников во многом зависят от степени их социальной ответственности.
Саморазвитие личности можно представить как непрерывный процесс самостоятельного совершенствования знаний, умений, развития личностных, профессиональных и лидерских качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. На эффективность саморазвития оказывает влияние совокупность различных факторов (рис. 22.5).
Воздействие внутренних факторов на саморазвивающуюся личность определяется мотивами и потребностями в развитии, а также способностью к саморазвитию, а внешних – условиями профессиональной деятельности человека. В зависимости от условий деятельности и внутренней мотивации к саморазвитию все факторы могут служить как побудительными стимулами, так и являться барьерами на пути к саморазвитию. Основными стадиями процесса саморазвития являются:
• формирование профессиональной направленности – избирательное и мотивированное отношение к выбору профессии;
• формирование профессионального самоопределения – принятие обоснованного решения о выборе профессии;
Рис. 22.5. Факторы саморазвития личности
• развитие профессиональной пригодности – индивидуальные свойства личности, а также наличие специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда;
• формирование профессиональной компетенции – способность использовать совокупность профессионально значимых знаний, умений, опыта, прав, ответственности работника при решении профессиональных задач;
• становление конкурентоспособного профессионала – проявление лидерских качеств работника в управлении переменами в сфере профессионального труда.
Следовательно, саморазвитие личности тесно переплетается с профессиональным развитием.
Профессиональное развитие личности заключается в формировании, развитии и усилении профессионально значимых умений и качеств, необходимых работнику в достижении профессионального успеха. Выделяют направления профессионального развития работников (рис. 22.6).
Для профессионального успеха работника все большее значение приобретает развитие лидерских качеств. Он по собственной инициативе принимает на себя роль лидера, которая обязывает его быть социально ответственным. Лидерство по своей природе предполагает активное развитие процесса организационного обучения, оно становится ключевым фактором успеха компаний в экономике на основе использования интеллектуального капитала[1]. В то же время деятельность лидеров является критическим фактором в формировании культур, систем и структур, которые усиливают способность компании к впитыванию, ассимиляции и применению знаний[2].
Рис. 22.6. Направления профессионального развития
На современных лидеров наиболее сильное влияние оказывают такие факторы, как: насыщенность знаниями, быстрые изменения, множество рабочих сетей, быстрое и постоянное обучение, наличие интеллектуальных агентов взаимодействия на всех уровнях, измененные ожидания всех взаимодействующих агентов[3].
Лидеры оказывают влияние на результативность компании, имеющей в своей основе работу со знаниями. Работа на основе знаний требует добровольного вклада со стороны профессионалов и основывается на командной работе. При внедрении в компании принципов командной работы возникает разделенное лидерство, когда "все члены команды полностью вовлечены в лидерство командой и без колебаний влияют па других членов команды и ведут их к цели для максимизации потенциала команды как целого... разделенное лидерство влечет за собой одновременный, непрекращающийся процесс взаимного влияния в команде, который характеризуется “цикличным возникновением” официальных и неофициальных лидеров"[4].
Ответственность за создание разделенного лидерства несет официальный лидер команды, выполняющий две роли[5]:
• первая – дизайнер команды включает ответственность лидера за сотрудничество с ключевыми участниками процесса в прояснении и уточнении задач, организации сохранения необходимых ресурсов, идентификации командных ролей и официальном старте команды;
• вторая роль лидера связана с менеджментом границ, предполагает ответственность за установление позитивных отношений с внешним миром и обеспечение сохранности ресурсов. Так как внешнее восприятие связано со способностью команды находить ресурсы и использовать их для реализации идей, лидер должен активно управлять границами менеджмента.
В команде, которая стремится быть успешной в условиях разделенного лидерства, в развитии нуждаются не только лидеры, но и члены команды, поэтому у современных работников появляются новые компетенции, без которых невозможно достичь высокого результата. Социальная ответственность работников в их саморазвитии и лидерстве, стремление к самореализации и профессиональному росту могут выступать основополагающими факторами в достижении ими успеха.
Самостоятельная работа
Разработайте индивидуальный план профессионального саморазвития социального менеджера. В плане необходимо выделить следующие разделы.
1. Краткая характеристика работы социального менеджера.
2. Требования к личностным и деловым качествам и уровню подготовки работника, замещающего эту должность.
3. Результативность профессиональной деятельности.
4. Компетенции работника, планируемые для саморазвития.
5. Организационный план мероприятий по саморазвитию работника на год.
6. Мотивация профессионального саморазвития работника.
7. Диагностические индикаторы уровня профессионального саморазвития работника.
8. Социальная ответственность работника за саморазвитие.