Лекция 22. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ
Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою[1].
Развиваемые компетенции:
знать
• основные положения современных теорий регуляции трудового поведения, социального благополучия, качества жизни, здорового образа жизни, обеспечивающие практическую реализацию концепции КСО;
• основные права человека в сфере труда и трудовые практики, связанные с риском для прав работника;
• взаимосвязи понятий: "ценности", "интересы", "смыл жизни", "качество жизни", "свобода", "сознательность", "совесть", "долг", "благодарность", "самопожертвование" в рамках КСО;
• предметные области социальной ответственности работников;
уметь
• выявлять и анализировать социально значимые проблемы работников;
• выстраивать процессы развития и саморазвития личности работников с учетом их КСО;
• организовывать и мотивировать лидерство с учетом КСО;
владеть
• методами мотивации честного и добросовестного труда;
• навыками должной предусмотрительности в работе и избегания соучастия в социально безответственных мероприятиях;
• методами предотвращения девиантного и оппортунистического поведения работников.
Социально ответственное поведение работников
Не место красит человека, а человек место! – сказал человек, придя в пустынные края. И построил храм. И с тех пор место стало красить человека.
А если точнее – его душу[2].
Ответственность, накладываемая на работника групповыми, корпоративными, служебными локальными обязанностями, представляется как подотчетность, или "необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках"[3]. Такая ответственность ограничена рамками регулятивных систем. Однако работник может быть ответственен и в рамках выше этих систем. Например, когда он бескорыстно инициативен, творчески подходит к своей работе, добровольно принимает на себя роль лидера, благотворительствует и т.п. В этих случаях говорят о социальной ответственности работника. Под таковой понимается "нравственная и поведенческая установка личности, группы или социального слоя, опирающаяся на осознание и учет возможности негативных для других людей и групп (как непосредственного окружения, так и более широкого) последствий своих действий, стремление и готовность избежать таких последствий"[4].
Основной характеристикой социальной ответственности является ее добровольность. Работник принимает ее самостоятельно в качестве личного и универсального долга. Осознавая собственное долженствование, он предъявляет себе дополнительные требования и/или накладывает на себя дополнительные ограничения при отсутствии явного внешнего принуждения. Однако отсутствие этого принуждения не означает его отсутствие вообще. В социуме всегда действует моральное принуждение, например, в форме утверждения добродетели вопреки страху, наслаждению, пользе, славе[5].
Работники по-разному осознают ценность социальной ответственности. Они могут реализовывать эту ценность как личность или как представители профессии, компании, сообщества и т.д. Поэтому в аналитических оценках их поведения важно уметь распознавать виды социальной ответственности (табл. 22.1).
Таблица 22.1
Основные виды социальной ответственности работников[6]
Признак различия |
Виды социальной ответственности |
Субъект отчета |
Перед своей совестью, обществом, страной, компанией, коллегами по работе, потребителями продукции, семьей, собой, последующими поколениями |
Предмет |
Последствия деятельности компании, результаты труда, взаимоотношения, экология, нуждающиеся в помощи люди, состояние собственной души |
Форма |
Политическая активность, организационное гражданство, социальное партнерство, профессиональное мастерство, лидерство, творчество, волонтерство, материальная и моральная поддержка близких, благотворительность, сочувствие страждущим, участие в социальных программах, покаяние, молитва |
Проявление |
Вера, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, креативность, добропорядочность, нравственность, справедливость, честность, сдержанность характера, лояльность к корпорации, любовь к людям, милосердие, умеренность в потреблении благ |
Значение |
Гражданское, нравственное, духовное, профессиональное качества |
Способ несения |
Дополнительные требования и самоограничения |
Одни работники воспринимают социальную ответственность как сознательное самопожертвование, другие – как самопрезентацию в социуме через приобщение к социальной дисциплине. В первом случае мотивация добровольной ответственности состоит в получении урожая плодов духовного роста, а во втором – в автономии личности дисциплинированного человека, его независимости от "суровых" норм, правил, санкций. В обоих случаях действия социально ответственных работников имеют моральный смысл, однако при условии, что человек уверен в правильности своего поведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ и формы социальной ответственности часто меняются с возрастом человека по мере осознания им ценностей и смысла жизни. Свое чувство социальной ответственности работники могут реализовать в различных предметных областях. На них лежит ответственность за планирование личного развития, формирование и реализацию лидерских качеств, эмоционального и социального интеллектов[7], творческое отношение к труду и др.
Социальная ответственность работника может иметь не только качественные, видовые, характеристики, но и количественные. Например, ее значение как профессионального качества тем больше, чем шире круг людей, чье физическое и моральное благополучие зависит от качества трудовой деятельности работника[8].
Необходимость ответственности порождают осознанность действия и свобода воли (выбор). Следовательно, ответственность, осознанность и свобода – сопредельные понятия. Сознание проявляется в оценках человеком себя и своих поступков, а свобода указывает возможность действовать в осознанном направлении[9]. Взаимосвязи трех категорий вытекают из такого соотношения: мера ответственности человека задается мерой его свободы и степенью осознанности им своего поведения (рис. 22.1).
Рис. 22.1. Соотношение меры свободы и меры ответственности[10]
При высокой степени сознательности и широких рамках свободы человека его социальная ответственность увеличивается. При низкой степени сознательности и широких рамках свободы человека его социальная ответственность уменьшается. При ограничении свободы сознание может гаснуть либо протестовать, а социальная ответственность – уменьшаться либо гипертрофированно расти до уровня борьбы за освобождение человечества. При низком уровне сознания ограничение свободы этически оправдано.
Уровень соотношения сознательности, свободы и социальной ответственности работника влияет на качество его жизни, что проявляется в пробуждении у него интересов к новому образу жизни и изменениях поведения, отношения к работе и окружающим людям. Удовлетворительное качество жизни характеризуется гармонией в социально-трудовых отношениях и поведении работников. Такая гармония возникает при определенном балансе в указанном соотношении, который может достигаться на разных уровнях развития личности. Высшее качество жизни, характеризующееся приоритетом этических и духовных потребностей, доступно
духовно свободной и ответственной личности, сознание которой одухотворено обретением высших ценностей и добродетелей. Улучшению качества жизни работников, реализации мудрой ее философии способствуют системы регуляции их социально ответственного поведения.
Самостоятельная работа
Постройте логические конструкции суждений о том, какое влияние оказывают факторы, указанные на рис. 22.1, на уровень соотношения сознательности, свободы и социальной ответственности работников, а также на их качество жизни.