Социальная ответственность и этика бизнеса
Социальная ответственность бизнеса определяется значением этого института для жизнедеятельности людей и цивилизации в целом. Бизнес является важнейшим социальным институтом, благодаря которому поддерживаются определенные социальные структуры и порядок в обществе. И этим прежде всего определяется его социальная ответственность в обществе. Будучи мощной созидательной силой бизнес может привести к созданию новой ситуации в обществе. При этом нельзя забывать, что развитие бизнеса может привести к разрушению сложившихся социальных ценностей, привычных деталей окружения, усугублению социального неравенства людей (Емельянов, Поварницына, 1998). Поэтому последствия деятельности бизнесмена для общества могут быть сопоставимы с деятельностью всех других социальных институтов. Так же как институт науки или политики, бизнес может в короткий срок сделать жизнь многих людей счастливее или, наоборот, обесценить ее, привести к серьезным потрясениям в обществе. Многие руководства для бизнесменов и менеджеров основаны на тезисе о том, что бизнес играет особую роль в обществе. Существуют понятия социальной ответственности и этики бизнеса, основанные на том, что человек – это несомненная ценность (в бизнесе так же, как и в других сферах жизнедеятельности). Все разделы управления бизнесом рассматриваются с учетом этого тезиса.
В чем же состоит социальная ответственность бизнеса? Некоторые представители бизнеса, ссылаясь на работы А. Смита, считают, что самим своим существованием бизнес выполняет ответственную социальную роль в обществе: создает рабочие места, способствует развитию экономики, обеспечивает технический прогресс путем создания и освоения новых технологий, удовлетворяет потребности людей в определенных товарах и услугах и т.д. Однако большая часть бизнес-сообщества понимает проблему социальной ответственности значительно шире. К социально ответственной деятельности бизнеса можно отнести целый спектр мероприятий как внутри, так и вне организации. Внутри организации это могут быть мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, создание социальной инфраструктуры (обеспечение работников жильем, детскими учреждениями, медицинским обслуживанием, условиями для занятий спортом, питанием и т.д.), формирование комфортной психологической атмосферы, разработку мер, обеспечивающих баланс между работой и личной жизнью и т.д. Во внешней среде социальная ответственность бизнеса может иметь различную направленность. Это мероприятия, направленные на создание социальной инфраструктуры в регионе или населенном пункте, в котором находится предприятие, меры по уменьшению вредного воздействия предприятия на окружающую среду, установление честных отношений со всеми заинтересованными сторонами (честная торговля со странами третьего мира, открытость перед акционерами и партнерами – прозрачность бизнеса, корпоративное волонтерство и благотворительность во всех ее формах, например спонсирование детских спортивных команд, помощь детским домам и т.д.).
Основная декларируемая цель деловой активности – извлечение прибыли является этически нейтральной. Она может рассматриваться как высоконравственная, если полученные средства используются на развитие производства, науки или социальной сферы, и таким образом способствует процветанию сообщества. Длительное время, практически до начала XX в., изначально благие, этичные цели экономического поведения, связанного с производством и распределением экономических благ, были оттеснены безудержным стремлением экономических субъектов максимизировать собственную выгоду. Способствовали этой тенденции слабость законодательного регулирования, а также несправедливость и социальное неравенство, закрепленное в социальных (в том числе религиозных и этических) нормах большинства государств. Наука – это отражение существующей экономической и социальной реальности. Соответственно и научные теории, объясняющие экономическое поведение людей, длительное время отличались преобладанием негуманистических подходов, игнорирующих влияние этического фактора.
Взгляд на нравственную регуляцию как на вторичную (по сравнению с экономическим интересом) и оказывающую сдерживающее влияние на экономическое поведение сохранялся до середины XX в. Изменение отношений общества и бизнеса в последние десятилетия привело к принципиально иному взгляду на взаимосвязь экономической активности и этики. Возросшее влияние крупных производителей, финансовых институтов и торгующих компаний на благополучие, безопасность и здоровье больших групп людей привело к тому, что общественное мнение стало придавать все большее значение нравственности экономических субъектов. Следствием этого стало изменение законодательной базы многих развитых стран, ужесточающее контроль за соблюдением этических норм в экономической и, в частности, деловой сфере.
Другая причина изменения отношения к этике бизнеса состоит в общечеловеческой тенденции, которую отмечают современные философы. Эволюция этики отражает, с одной стороны, стремление человека к личностной свободе, что проявляется в борьбе со всеми видами власти (религиозной, политической, власти общественного мнения), а с другой – поиски возможностей кооперации и конструктивного взаимодействия людей. Социальные нормы, закрепляющие неравенство, допускающие несправедливое распределение доходов и право на эксплуатацию одних групп людей другими, уходят в прошлое практически во всех культурных сообществах. Цвет кожи, пол, возраст или уровень образования не могут более являться оправданием подобной безнравственной практики.
Безусловно, многие представители бизнеса стремились бы и далее получать дополнительные доходы, используя не вполне моральные методы, если бы не убытки, которые придется нести в случае, если нарушения будут обнаружены. Жесткий контроль над бизнесом со стороны как государственных органов, так и общественности в условиях острой конкурентной борьбы приводит к тому, что нарушение нравственных норм становится экономически нецелесообразным.
За рубежом активные дискуссии об этичности бизнеса начали проводиться лишь в 1960-х гг. В это же время появились первые эмпирические исследования в области этики бизнеса. К 1980-м гг. деятельность в сфере деловой этики, указывает Р. Т. Де Джордж, приобрела такие значительные масштабы, что ее уже можно было назвать движением[1]. Результатами этого движения стало повсеместное принятие этических кодексов, введение учебных программ по соблюдению этических норм и комитетов по этике в крупных компаниях.
К началу 1990-х гг. правительства западных стран также занялись этой проблемой. В 1991 г. конгресс США издал федеральное уложение о наказаниях, один из разделов которого предоставлял компаниям возможность сократить возложенные на них штрафы, если они смогут доказать, что приняли меры для осуществления эффективной программы выявления и предупреждения нарушений закона[2]. Такая программа должна включать как введение правил и процедур соблюдения работниками фирмы нравственных и юридических норм, так и меры по надзору и контролю за их выполнением. Принятие Уложения послужило для многих корпораций толчком к тому, чтобы постараться создать у себя такой нравственный климат, который бы уменьшил тенденции к нарушению закона среди персонала. Следствием этого явилось введение в штат уполномоченных по корпоративной этике, одна из функций которых – надзор за осуществлением в корпорациях программ по этике.
Таким образом, нравственная регуляция экономического поведения ни в коей мере не является вторичной по отношению к экономическому интересу и законодательным ограничениям. Неверно и положение о том, что соблюдение нравственных норм является экономически невыгодным. Как показали результаты наших исследований и исследований других авторов, отношения нравственности личности в значительной степени определяют выбор вида экономической активности, методы и средства достижения целей, а также специфику отношений с партнерами по деловому взаимодействию. Особенность нравственной регуляции экономического поведения в том, что она осуществляется в неявной, часто неосознаваемой форме (Купрейченко, 2011). Этот скрытый характер приводит к возникновению конфликтных ситуаций, имеющих нравственную подоплеку. Устранение причин подобных конфликтов требует четкого выяснения нравственных позиций и диалога взаимодействующих сторон. Возникает необходимость создания специального языка (понятийного аппарата), а также процедур разработки систем нравственных норм, ведения переговоров и принятия решений с учетом морального компонента. Необходимость решения этих научно-практических задач является еще одной причиной возрастания интереса к этике бизнеса.
Направлениями специальной этики являются такие отрасли знания, как деловая этика (этика бизнеса), медицинская, техническая этика, этика людей свободных профессий и т.д. Иногда применительно к деловой этике используют термин "профессиональная этика", но следует отметить, что профессиональная этика является значительно более узким понятием. В деловую активность включены представители целого ряда самых различных профессий, деятельность которых регулируется собственными этическими нормами и правилами. Существуют этика бухгалтеров, этика продавцов, предпринимательская этика и ряд других профессиональных этик. Каждая из них является частью этики бизнеса и заслуживает специального изучения.
Р. Т. Де Джордж подчеркивает, что этика бизнеса, как особая сфера, определяется взаимодействием этики и бизнеса[3]. Понятие бизнеса, конкретизирует Р. Т. Де Джордж охватывает различные виды деятельности в производстве, продаже и покупке товаров и услуг с целью извлечения прибыли. Таким образом, традиционно сложилось, что деловая этика изучает регуляцию экономической активности, связанной с производством, распределением и обменом благ, т.е. те сферы деятельности, которые имеют отношение к деловой активности (бизнесу). Понятно, что другие виды экономической активности, например этика экономического поведения в семье или этика безработных, оказываются вне фокуса внимания специалистов по деловой этике. Можно сформулировать следующее определение: деловая этика как отрасль знания изучает отношения нравственности, которые возникают в сфере бизнеса. Нередко встречается более узкое понимание этики бизнеса. Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов исходят из того, что этика бизнеса – это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловой ситуации[4]. Д. Дж. Фритцше определяет деловую этику как процесс оценки решений на основе соотнесения их с моральными стандартами, присущими культуре данного
сообщества[5]. Подобные подходы к деловой этике как прикладной отрасли довольно распространены.
В современной науке существует ряд достаточно глубоко проработанных теоретических моделей этики бизнеса. Краткое изложение их основных положений позволит выявить точки соприкосновения с психологической моделью нравственной регуляции экономической активности.
Основой современных теорий деловой этики можно считать концепцию социальной ответственности бизнеса. В опубликованной в 1953 г. книге американского экономиста Г. Боуэна "Социальная ответственность бизнесмена" сформулирована доктрина социальной ответственности как обязанности бизнесменов проводить ту политику, принимать те решения и следовать тем направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества[6]. Большинство моделей, существующих на сегодняшний день в этике бизнеса, могут считаться развитием этой теории.
По мнению многих исследователей, в современной этике бизнеса преобладают две нормативные модели: теория общественного договора (интегральная теория социальных контрактов) и теория заинтересованных сторон (stakeholder model). Т. Доналдсон и Т. Данфи говорят об интегральной теории социальных контрактов как о реалистичной, всеобъемлющей и глобальной нормативной теории этики бизнеса. Она учитывает разнообразие различных культур, одновременно обеспечивая определенные универсальные нормы.
Социальный контракт – неформальное соглашение, касающееся поведенческих норм, которые возникли на основе общих целей, убеждений и позиций групп людей или сообществ. Теория разделяет три уровня нравственных норм, регулирующие деятельность экономических субъектов: гипернормы, макросоциальные контракты и микросоциальные контракты. Когда универсальные гипернормы вступают в конфликт с нормами сообщества, первые должны иметь приоритет. Таким образом, теория социальных контрактов обеспечивает огромную моральную гибкость, одновременно гарантируя определенные моральные требования. Д. Дж. Фритцше делает заключение о том, что этико-философской основой теории социальных контрактов являются утилитаризм и релятивизм[7].
Теория заинтересованных сторон, как и теория социальных контрактов, призывает защищать интересы всех общественных групп, с которыми связана или на жизнедеятельность которых может оказать влияние деятельность организации. Классическая точка зрения бизнеса состоит в том, что корпорации имеют обязательства перед своими акционерами. Однако подход с позиции заинтересованных сторон рассматривает корпорацию как часть социальной структуры общества, перед которым она также несет ответственность. Заинтересованными сторонами являются акционеры, рабочие и служащие, потребители, поставщики, правительственные организации, местное сообщество, профсоюзы, общественные движения, конкуренты. В современной этике бизнеса концепция заинтересованных сторон используется как система координат для анализа: изучаются система нравственных норм (конкретизация универсальных норм) и степень соблюдения нравственных норм по отношению к каждой группе заинтересованных лиц.
На практике важным вопросом является следующий: негативными или позитивными будут последствия функционирования института бизнеса в целом? Ответ на него зависит от многих обстоятельств. На психологическом уровне главными факторами, которые проведут водораздел между полюсами валентности последствий бизнеса будет в первую очередь деятельность и личность бизнесмена, в частности мотивы, цели и ценности бизнесмена на пути к успеху. В современных условиях принято рассматривать успех как некий результат усилий человека, группы людей или организаций, имеющий социальную и общественную оценку. Например, про хорошего руководителя фирмы говорят, что он много сделал для организации, а про плохого, что он делал все только для себя. Таким образом, общество во многом оценивает деятельность руководителя и решает, можно ли считать его достижения успехом. Но руководитель и сам должен быть способным оценить свой успех. Поэтому и результаты будут оцениваться с разных точек зрения в зависимости от собственного представления и отношения к себе, другим людям, своему делу, т.е. об этических нормах, без опоры на которые невозможен труд менеджера.
Известный принцип "цель оправдывает средства" у многих людей вызывает неприятие, и долгие годы дилемма – цель или средство – остается неразрешимой. Психологически в основе этики бизнеса лежит определенное отношение человека к материальному и социальному миру, выраженное в определенном культурном пространстве. Например, в западном мире это отношение базируется на главных ценностях: труде и богатстве, заложенных в протестантской этике (М. Вебер, Б. Франклин, Н. Хилл). Это присутствует и в нашей культуре, но не столь прямолинейно, поскольку кроме труда и денег большое значение традиционно имеют любовь и дружба.
Если проследить развитие этики бизнеса, то можно отметить, что в современном мире принцип "цель оправдывает средства" иногда, особенно в периоды кризисов, социальных потрясений рассматривался как главный рецепт успеха (это, кстати, встречается и сегодня). В то же время он вызывает широкую критику и для многих с этической точки зрения не приемлем. Все более актуальной становится формула: "человек есть цель, а не средство". И развитие нового подхода в бизнесе, основанного на уважении к личности, есть не что иное, как проявление внедрения гуманистического подхода в этику управления и реалий современного бизнеса.
Как правило, бизнесмен – это человек, который делает свою карьеру, т.е. старается достичь успеха в своей работе. Поэтому вопрос о критериях успеха для него тесно связан и с реальным путем его продвижения, и с субъективной оценкой этого пути, результатов работы (Мелия, 2006). Для одного бизнесмена успехом будет повышение доходов или строительство нового офиса, для другого – перевод на новые более высокие возможности потребления, для третьего – популярность продукции его предприятия и т.д. Можно сказать, что успех зависит от представления о жизни конкретного человека, его системы ценностей, целей, отношения к жизни, личных качеств. Важно также учитывать обстоятельства, характерные для конкретного социального периода. В одних условиях успехом деятельности бизнесмена может быть развитие его фирмы, повышение прибыли. В других, например, нестабильных и сложных условиях, успехом на какой-то момент можно назвать и сохранение позиции на рынке, рабочих мест, источников финансирования.
Опыт любого бизнесмена показывает, что рецептов гарантированного успеха не бывает, важно знать, что сам человек понимает под успехом: либо везение, либо результат труда, либо и то и другое. Но в любом случае ему приходится не раз проверять на практике свои моральные принципы.
В связи с этим психологически важным является вопрос карьеры и нравственного облика руководителя бизнес-организации. Для активных, деятельных, одаренных и честолюбивых людей перспектива получения прибыли и статусного продвижения имеет большое психологическое значение. Многие люди через карьеру утверждают свое достоинство и профессионально заявляют о себе. Основными деловыми качествами бизнесмена являются его смелость, изобретательность, инициативность, ответственность. Все это объединяется термином "предприимчивость". В предприимчивости проявляются личное достоинство человека и его профессиональная честь. Таким образом, каждый человек, делая свою карьеру, решает проблемы профессионального и нравственного порядка. Деловая репутация зависит от отношения к людям, обществу, своей деятельности.
Не только по количеству денег и других материальных ресурсов люди оценивают бизнесмена, хотя и это играет немаловажную роль. Оцениваются также его поведение, результаты деятельности, нравственные качества, привычки. Чем последовательнее в поведении руководителя современного бизнеса проявляются основные моральные ценности, чем мудрее и благороднее повседневные поступки, тем выше его репутация у сотрудников, партнеров по бизнесу. Нравственный облик – это очень важная категория для бизнесмена. Организационным психологам хорошо знакома такая ситуация. Организатор бизнеса допускал грубость с подчиненными, появлялся в нетрезвом виде на работе и т.д. Он считал, что поскольку хозяин может успешно решать финансовые проблемы, ему все простят. Очень часто такое поведение имеет пагубные последствия для бизнеса: люди перестают уважать руководителя, начинают искать другую работу, использовать средства компании в личных целях и т.д.
Поэтому нравственный облик бизнесмена – один из факторов стабильности его бизнеса. Что включает в себя это понятие? Ответ на данный вопрос очень сложный, поскольку зависит от конкретных ситуаций, людей, культурных традиций народа, религии и т.д. В европейском современном деловом этикете организатор бизнеса, руководитель должен обладать такими нравственными качествами, как гуманизм, справедливость, нравственная воля, честность, принципиальность, точность, организованность, общительность, активность. От бизнесмена также ожидают кроме деловитости еще и умения общаться с людьми. Эффект обаяния, харизма личности – очень важные составляющие успеха в современном бизнесе. Особая роль отводится лидерским качествам руководителя, умению вести за собой и одновременно поддерживать демократические принципы в коллективе. Распределение ответственности в управлении – один из важнейших демократических принципов, на которых основан современный бизнес.
Таким образом, в нравственном облике личности неразрывно связаны общая культура и воспитанность, которые предопределяют уровень развития нравственных качеств. Если бизнесмен не учитывает нравственную ситуацию, его деятельность может стать угрозой для развития фирмы. Уровень развития его моральных качеств будет влиять на отношения в коллективе, нравственный облик сотрудников. Кроме того, нравственно-психологические характеристики руководителей регулируют взаимоотношения с партнерами, учредителями, конкурентами и другими заинтересованными сторонами. Кроме того, они определяют направленность, цели деятельности и в конечном итоге психологическую и экономическую эффективность организации. На протяжении последних полутора десятков лет нами изучались различные нравственно-психологические факторы экономического сознания руководителей. В частности, отношение предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм делового поведения, представления современных российских руководителей об этических проблемах их деятельности; критерии доверия и недоверия в деловых отношениях среди менеджеров, представления руководителей о мире бизнеса и др. В результате можно констатировать, что для современных российских руководителей в основном характерно осознание высокой значимости в их деятельности нравственности и нравственных регуляторов. У значительной части руководителей присутствуют амбивалентность и противоречия в нравственных оценках мира бизнеса, денег, отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения. Для снятия противоречий руководителями используются психологические защиты, деперсонализация ответственности за неэтичные поступки, дифференцированное соблюдение нравственных норм по отношению к представителям различных социальных категорий и т.д.
В упомянутых исследованиях установлено, что нравственно-психологические характеристики деловой активности довольно тесно взаимосвязаны. Например, нравственная оценка мира бизнеса оказывает влияние на выбор способа материального самообеспечения и формирование стратегий поведения личности в деловом взаимодействии (Купрейченко, 2011). Так, представители первого типа с негативной нравственной оценкой денег – "деньги – зло" видят мир бизнеса в черных тонах. Для этого типа деятельность руководителя чрезвычайно трудоемка, сопряжена с большим количеством моральных противоречий и потому они снижают свою активность.
Для второго типа руководителей мир бизнеса – интересный и рискованный мир, работа трудная, но увлекательная, во многом ради денег и тех благ, которые они могут дать. Для этого типа характерно ровное отношение к конкуренции, высокая удовлетворенность материальным благосостоянием, возможность в повышении материальных доходов, самый высокий уровень экономической активности с тенденцией к повышению. Для них характерен довольно высокий уровень готовности соблюдать нравственные нормы, а также самые высокие оценки нравственности "типичного руководителя". Это – руководители, успешные в бизнесе, вероятно, во многом и за счет соблюдения нравственных норм.
Представители третьего эмпирического типа отношения к деньгам рассматривают бизнес, как мир конкуренции, партнерства, достижения цели, мир больших возможностей и в то же время мир высоких рисков, мир самореализации, профессионального роста и достижения социального статуса, мир здравой конкуренции. Уровень экономической активности, по их оценкам, выше среднего с явной тенденцией к повышению. Наиболее высокая среди всех типов оценка возможности повышения материальных доходов. Самый высокий уровень конкуренции. Отношение к соблюдению нравственных норм правдивости, ответственности, терпимости –довольно низкое, но самое высокое значение принципиальности. Поскольку это амбициозные и дерзкие молодые руководители, наращивающие экономическую активность, можно предположить, что внутриличностный нравственный конфликт является для этого закономерным этапом экономического самоопределения. Каким будет разрешение этого конфликта (конструктивным – с выработкой собственных этических кодексов и стратегий или деструктивным – со снижением деловой активности) зависит от множества факторов.
У четвертого типа проявляется деловое, адекватное отношение к миру бизнеса – без эмоций, такое же отношение и к конкуренции. Нравственных конфликтов ни в отношении к деньгам, ни в отношении к соблюдению нравственных норм, ни в отношении к миру бизнеса у представителей этого типа нет. Можно предположить, что представители данного типа реализовались в деловой сфере, имеют то, что им необходимо для жизни и снижают экономическую активность, чтобы направить свои силы на достижение других жизненных целей.
Для пятого типа – бизнес и то, что связано с ним – деньги, связи, информация, жестокость – очень полезная игра для настоящих людей. Эти руководители либо не считают соблюдение нравственных норм в бизнесе значимым, либо просто не задумываются об этом. Поскольку и деньги для них имеют самую низкую значимость, можно сказать, что у этих руководителей нет ни высоких целей в бизнесе, ни доступных им средств повышения своего благосостояния, ни желания их искать, поэтому они и снижают свою активность.
Для шестого типа руководителей характерна низкая адаптивность в бизнес-среде, резко негативное отношение к ней ("мир шакалов", "океан с акулами", "идеала нет" и т.д.) и конфликтность с окружающими. Мир бизнеса и мир денег кажется таким руководителям враждебной безнравственной средой, к которой они не стремятся приспосабливаться. Видимо, этим объясняется сильная тенденция к снижению экономической активности (Купрейченко, 2011).
В процессе решения проблем, с которыми сталкивается бизнесмен, важная роль отводится его системе ценностей. Ценности человека имеют непосредственную связь с культурой и нормами социальной среды. Это необходимо учитывать как в бизнес-деятельности, так и в консультативной работе. Ценности бизнеса всегда во многом расходились с традиционными, например, неуемное наслаждение жизнью у "новых русских" и добродетели: исполнительность, трудолюбие, пунктуальность. Список ценностей бизнесмена может быть достаточно широким, например власть, карьера, образование, семья, деньги, работа, возраст, риск, отношение к другим культурам, этническим группам, возрасту, риску, работе, помощи другим, поощрению и наказанию, закону, удовольствиям и т.д.
Отношения с окружающими определяются и ОГЛАВЛЕНИЕм жизненной позиции бизнесмена. На практике хорошо работают модели, позволяющие человеку осознать свои жизненные позиции, наиболее распространенной среди которых является модель Э. Берна[8]:
1. "Я в порядке – вы в порядке". Люди, у которых сформирована такая жизненная позиция, в основном положительно относятся к себе. Они отзывчивы, поддерживают добрые отношения с окружающими, вызывают доверие, спокойны, отзывчивы к изменению ситуации. Они ценят добрые отношения, контакт с окружающими.
2. "Я в порядке – вы не в порядке". Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном положительно относятся к себе, но чувствуют очень существенную разницу между собой и окружающими. Они считают бо́льшую часть других людей несовершенными или худшими, чем они сами. Считают, что другие люди не так умны, честны, нравственны, привлекательны или опытны. Они имеют раздутое самомнение, трудны в общении, выглядят надменными, подавляют других, преувеличивают свою роль в работе.
3. "Я не в порядке – вы в порядке". Люди этой жизненной позиции считают, что у них есть существенная слабость или недостаток, из-за чего они уступают другим. Им не хватает оптимизма по отношению к себе. Они концентрируют внимание на своих слабостях, неудачах, недостатках, недостаточно уверены в себе, склонны к отступлению, не имеют достаточной убежденности, не способны взять на себя инициативу, недооценивают свою роль в работе, поддаются стрессам. Других же они оценивают более высоко, смотрят на окружающих снизу вверх.
4. "Я не в порядке – вы не в порядке". Люди этой позиции могут чувствовать себя подавленно, могут утратить веру в свою способность создать себе приемлемые жизненные условия или ощущать удовольствие от жизни. Они недостаточно энергичны, не способны проявлять настойчивость, свыклись с неудачами, недостаточно творчески относятся к работе. Любые взаимоотношения ощущаются ими как сплошное разочарование.
Мы можем найти оправдание для всех четырех жизненных позиций, но все-таки для принятия решения, уравновешивающего интересы различных сторон, наиболее благоприятна первая позиция, поскольку она способствует установлению гармоничных отношений с окружающими.
Совершенствование нравов всегда отстает от прогресса техники и технологии. Будет ли бизнесмен пытаться сделать нечто большее, чем то, что он в настоящий момент из себя представляет, будет ли он стремиться к расширению своих возможностей и возможностей его фирмы, что он будет считать успехом и какой успех его удовлетворит, зависит от того, что действительно он хочет и ценит. Эти и другие вопросы связаны с нравственной позицией бизнесмена. Таким образом, нравственный фактор играет большую роль в деятельности бизнесмена, в путях и средствах достижения им успеха и в критериях оценки достигнутого.
Профессиональная этика бизнесмена основана на традиционных представлениях о бизнесе и управлении, а также на современных этических нормах общества. В нашей стране она еще только формируется. Одной из особенностей цивилизованного бизнеса является возрастание психологического и нравственного факторов. Об этом свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества. Практически во всех руководствах отмечается, что бизнесмену и менеджеру должна быть присуща нравственная зрелость. Она проявляется в неудовлетворенности достигнутыми деловыми успехами, озабоченности своим нравственным совершенствованием. "Деньги и мораль" – принцип известный во многих странах на протяжении нескольких веков. В наше время он трансформировался в принцип "экономическая наука и социальная мораль".
В современной этике бизнеса главное внимание обращается на обоснование принципов и норм нравственного поведения всех участников организации, необходимость отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу, создаются препятствия для развития социально опасных качеств личности: нескромности, несправедливости, взяточничества, необъективного подбора кадров, злоупотребления властью и вредными привычками.
Этика бизнеса во всех сферах включает в себя образцы лучшего нравственного решения конкретных проблем управления. Новый подход в бизнесе опирается на человеческую мудрость, которая противопоставляется функциональному и узко ориентированному решению отдельных проблем. Поэтому в этике бизнеса большое место занимают проблемы нравственного характера. Они способствуют сохранению и укреплению нравственного здоровья личности и коллектива.
Забота о состоянии своего нравственного здоровья – это профессиональный долг бизнесмена и руководителя. Хотя, конечно, проблема нравственного здоровья – очень сложная.
Можно лишь в общих чертах представить основные компоненты этого понятия: нравственные чувства, моральная позиция, нравственные привычки, нравственный самоконтроль. Поэтому бизнесмену важно уделять внимание собственным ценностям, целям, чувствам в достижении социально значимого успеха.
Существует социальная, культурная обусловленность критериев нравственного здоровья. Например, если еще 20 лет назад лучшим подтверждением нравственного здоровья личности была нравственная бескомпромиссность, то сейчас все больше обращаются к разумному пониманию ситуации, видению ближайшей и дальней перспективы и умению идти на разумный компромисс. Это имеет отношение и к современному управлению. Поэтому в этику работы руководителя начинают входить правила и приемы, которые раньше были известны разве что дипломатам, например способы выхода из конфликта, разрешения противоречия.
Современная теория (методология и технология) управления бизнесом большое внимание уделяет проблеме этики и, как следствие, оздоровлению системы управления в целом. Это прослеживается во многих работах[9], например, М. Трайбус о диагностике болезней системы управления, М. Мескона и других о типах управления и необходимости глубокого анализа социальной ответственности и этики управления, Дж. Дункана о способах управления целенаправленными системами, человеческим фактором, координацией и переменами; Р. Блейка, Дж. Моутон о способах управления конфликтными ситуациями и т.д.
Из опыта работы с руководителями бизнес-организаций мы убедились, что развитие нравственных позиций коллективов также происходит по пути упрочения цивилизованного образа жизни. Как правило, в зрелом коллективе ощущается доброжелательная атмосфера. Чувствуется увлеченность людей поставленными задачами. Сотрудники уверены в своих силах, проявляют уважение к руководителям, доверие к коллегам. Для того чтобы в коллективе отношения были основаны на нравственных ценностях, необходимы усилия всех членов коллектива, система управления, основанная на демократических принципах, и активность самого руководителя в этом направлении.
Показателями нравственного здоровья коллектива являются:
• соответствие нравственных ценностей коллектива общечеловеческим ценностям;
• увлеченность работников теми задачами, которые поставлены перед коллективом или принятие подчиненными общих целей;
• сознательная трудовая дисциплина и распределение обязанностей, выполнение которых является обязательным условием существования организации;
• удовлетворенность членов коллектива общением и совместной трудовой деятельностью и убежденность в справедливости и корректном отношении к себе;
• наличие благородных нравственных ценностей в коллективе;
• наличие нравственной защищенности для каждого члена в коллективе, например, педагогический коллектив гарантирует личности защищенность от каких-либо аморальных посягательств, непризнания ее достоинства;
• наличие нравственного творчества, которое проявляется в стремлении коллектива интерпретировать (осознавать, осмысливать) нравственные принципы и нормы общества, а также развивать эти принципы и нормы и коллективно создавать новые;
• наличие традиций проведения диспутов, круглых столов, конференций, на которых обсуждаются такие проблемы, как профессиональный долг, честь, достоинство, профессиональная этика.
Современный бизнесмен располагает большим арсеналом средств для поддержания соответствующего морального климата в его коллективе. В конечном итоге нравственные отношения влияют на результаты дел и состояние людей в коллективе. В литературе такие средства относят к технологии морального воздействия. При продумывании этой технологии бизнесменам необходимо учитывать, что все сотрудники, особенно те, которые являются менеджерами различных рангов, по-разному участвуют в решении своих задач в зависимости от их места в иерархической лестнице.
Бизнес выполняет разнообразные функции: планирование, организация, руководство и контроль. У руководителей высшего ранга основное время отводится на планирование и организацию бизнеса. Учитывая это, бизнесмену важно тщательно проанализировать, на что он тратит свое рабочее время, рационально ли распределены обязанности его сотрудников и все ли функции управления отражены в конкретной деятельности. Организатор бизнеса может влиять на распределение профессиональных функций, формирование органов управления, разработку общих целей, создание традиций и т.д. Большая роль в этом отводится моральному воздействию.
Приведем примеры морального воздействия, которые будут способствовать нравственному совершенствованию профессионального коллектива и развитию принципов делового и межличностного сотрудничества.
1. Создание условий труда, достойных людей. Это объективно действующие факторы, в которых проявляется отношение к физическому и психическому здоровью сотрудников. Эти условия соответствуют эргономическим нормам и эстетическим потребностям.
2. Создание условий для профессионального и этического роста сотрудников посредством различных курсов, средств массовой информации, обсуждения конкретных ситуаций и поступков и т.д.
3. Создание условий для накопления профессионального опыта и передачи традиций. Например, наставничество, с помощью которого опытные специалисты передают свой опыт молодым. На примерах легче учиться. Наставления, которые не подкрепляются примерами, оказывают слабое, если не противоположное, действие.
4. Организация работы с общественностью. В развитых европейских странах многие структуры бизнеса участвуют в жизни социума. Например, в работе попечительских советов учебных заведений, организации праздников, в деятельности социально-значимых структур и т.д. Такая работа необходима прежде всего для создания стабильных условий жизни общества, без которых не может развиваться бизнес. Работа с общественностью является важным средством не только решения насущных задач фирмы, например сбыт продукции, выход на новые рынки, но и для решения стратегических задач, связанных с выживанием и развитием. В нашей стране это средство еще слабо используется фирмами.
5. Использование в работе методов морального воздействия. Эти методы широко представлены в литературе по управлению. Традиционно к ним относятся моральное убеждение, нравственные примеры, систематическая работа с литературными источниками, консультации, деловые и ролевые игры, общественные поручения.
Современные подходы к этике бизнеса предполагают развитие цивилизованных форм отношений (Самоукин, Самоукина, 2001).
Этому необходимо учить как руководителей, так и сотрудников фирм. Обучение происходит как путем анализа собственного опыта, так и путем использования теоретических и практических примеров работы наших и зарубежных менеджеров. Важно отметить, что процесс переноса культурных стереотипов, норм, правил в менеджменте имеет ряд проблем. Например, об этом остроумно пишет М. Трайбус, автор так называемой вирусной теории менеджмента[10]. Его подход связан с созданием условий для развитая системы управления, анализа состояния здоровья организации. Он считает, что процессы тоже могут страдать от иммунодефицита. Руководителям необходимо работать над системами управления так же, как и над решением конкретных проблем. Систему управления можно улучшить только с помощью самих людей, которые смогут понять и избавиться от своих стереотипов и тем самым изменить типовую схему управления, когда это необходимо.
В заключение напрашивается вывод, состоящий в том, что достижение социально значимого успеха в организации и выживание бизнеса в условиях демократического и цивилизованного общества невозможны без развития этики бизнеса, которая будет отражаться на сотрудниках и системе работы организации в целом. Пренебрежение нравственными нормами лишает руководителя, его подчиненных и структуру, которой он управляет, стабильности в динамических социальных условиях, перспектив развития наравне с лучшими организациями и серьезных и надежных партнеров.