Лекция 15. Социальная ответственность бизнеса и доступность спортивных зрелищ

В результате изучения главы студент должен:

знать о концепциях развития социальной ответственности бизнеса, распространенных в странах с устоявшимися рыночными отношениями; о роли известных спортсменов по участию в благотворительных мероприятиях; о степени доступности спортивных зрелищ для массового российского болельщика; об активности участия состоятельных граждан России в благотворительных акциях; о степени распространения процесса благотворительности в российском обществе;

уметь обосновывать реальные возможности организаторов эффективно регулировать цены на входные билеты, проживание в отелях и оказание болельщикам различного рода бытовых услуг в период проведения крупнейших международных спортивных соревнований; определять и формулировать необходимость ведения более эффективной борьбы со спекулянтами в спортивной сфере;

владеть представлением о роли государства в формировании общественных взглядов на необходимость участия бизнеса в социальных программах.

Дискуссия, проводящаяся в мире более ста лет с разной степенью интенсивности, о необходимости возложения на бизнес социальной ответственности перед обществом в Советском Союзе фактически была проигнорирована. Практически в течение 75 лет существования СССР эта проблема в государстве отсутствовала в силу планового характера развития экономических отношений и отсутствия юридически признаваемого института частной собственности. Бизнес был неотделим от государства, а государство – от граждан. С началом неопределенности, предшествующей процессу перестройки и последующей реформы рыночных отношений еще лет 10 ушло на выработку общих подходов к решению этой проблемы.

Каждое государство на определенном этапе развития экономических отношений сталкивается с подобной проблемой. Приступая к осуществлению своего плана вывода США из экономического кризиса, президент Франклин Делано Рузвельт в 1936 г. следующим образом определил свою позицию по отношению к "экономическим роялистам" – так он называл олигархов. "Роялисты экономического мира признают, что обеспечение политических прав граждан составляет обязанность правительства, но они считают, что никому нет никакого дела до сферы экономического рабства... защиты права граждан на труд и на жизнь. Но мы придерживаемся убеждения, что свобода не может существовать только наполовину"[1].

В начале 1990-х гг. в период первоначального формирования рыночных отношений в руководстве России преобладала точка зрения о недопустимости вмешательства государства в этот процесс. "Невидимая рука" рынка должна сама справиться с любым кризисом. В конечном счете, такая позиция государства привела экономику России к дефолту 1998 г. Делались попытки копирования опыта Аргентины с целью совершения экономического рывка. На официальном уровне рассматривался вопрос о передаче российской экономики под внешнее управление, с отказом от национальной валюты и закрытием ЦБ РФ. К счастью, Россия не пошла по этому пути.

Согласно ставшему классическим определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Исторически эта идея появилась в результате активно развернувшегося в XIX в. в странах Европы и США профсоюзного движения и стала тогда же популярной благотворительностью.

Добровольное участие капитала в решении социальных вопросов определяется не его врожденным альтруизмом, а стремлением предотвратить возможные социальные конфликты в форме стачек и демонстраций. В данном контексте – это, своего рода, управление рисками, преследующее возможность долгосрочного развития бизнеса и рост его стоимости. Они могли повлечь за собой причинение материального вреда собственникам. Второе направление добровольного пожертвования части капиталов также в целом отражает прагматическое желание предпринимателей приобрести более высокий общественный статус. Социальная ответственность бизнеса выражается в его понимании необходимости добровольной обязанности бизнесменов осуществлять политику, соответствующую целям и ценностям общества.

Поворотным моментом в отношениях между бизнесом и обществом стала Великая депрессия 1930-х гг. Например, ставший в 1932 г. президентом США Теодор Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой "кодексов честной конкуренции". Они предусматривали возможность установления правительственного контроля за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участвовать в заключении коллективных договоров.

После окончания Второй мировой войны к общим стандартам трудовых отношений в США добавилась проблема повышения уровня жизни темнокожего населения. Ее решение в значительной степени государство переложило на работодателей. Аналогичные действия в это же время были осуществлены и во многих европейских государствах.

Социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом в период времени между 1950–1970 гг. была отражена в социальном законодательстве государств и стала носить официальный характер. У работников появились законные основания и инструменты для отстаивания своих интересов и прав на получение от работодателей достойных условий для жизни. Этот процесс происходил на фоне множества крупных забастовок. Характер и объем уступок между сторонами был и остается предметом острых споров.

В 1990-х гг. стала складываться практика официальной социальной отчетности бизнеса. Этому предшествовала широкомасштабная серия забастовок, прошедших в различных странах. Например, во Франции компании, в которых численность работающих превышала 300 чел., должны были регулярно представлять отчеты по работе с персоналом. В Германии подобные отчеты предлагалось предоставлять в государственные структуры на добровольной основе. В США Совет по экономическим приоритетам начал публично ранжировать компании по степени их участия в области социальной политики и защите окружающей среды. В Канаде их должны представлять все крупные банки.

В современной России государство еще в начале пути по выработке системного и законодательно закрепленного подхода к социальной ответственности бизнеса. Современная социальная система в России пока еще малоэффективна. Примерно 50–60% выделяемых бюджетных средств тратится на ее ОГЛАВЛЕНИЕ, а только половина – на оказание услуг населению, в том числе и в спортивной сфере.

В большей степени процесс носит сугубо индивидуальный характер (фонд Потанина) или бизнесмены делают пожертвования по "инициативе" руководства страны ("принудительная благотворительность"). Примерно по такой схеме были созданы:

– Общероссийский национальный военный фонд. Учредители фонда: "Внешторгбанк", "Роснефть", "Транснефть", "Сургутнефтегаз", "Базовый элемент", "Вимм-Билль- Данн";

– международная энергетическая премия "Глобальная энергия". Учредители: "Газпром", РАО "ЕЭС России", ПК "ЮКОС"[2];

– Фонд поддержки олимпийцев ("Евразхолдинг", "Сибнефть", "Альфа-групп", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", ОАО ТНК-ВР, "Русал", АФК "Система", банкирский дом "Санкт-Петербург", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", "Интеррос" и др.).

В то же время, В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ посчитал необходимым отметить, "что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле"[3].

Председатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов считает, что "главная социальная ответственность бизнеса – это создание современных высокопроизводительных рабочих мест с высокой заработной платой. Никакие пособия не заменят людям зарплаты, именно она будет всегда основой благосостояния любой семьи. Именно поэтому обеспечение людей работой – это главная социальная ответственность бизнесменов"[4].

Расходы бизнеса на реализацию социальных программ представляют разновидность инвестиций, дающих не только значительный положительный социальный эффект. Они благотворно влияют на деловую репутацию коммерческих структур и стимулируют позитивные перемены в общественной жизни. Правительство города Москвы предложило имена меценатов давать городским объектам, в том числе и улицам.

Представители бизнеса, отмечая важность морального поощрения, считают, что лучшим стимулом, с учетом мирового опыта, будут соответствующие льготы в налогообложении. В Министерстве юстиции РФ зарегистрировано около 4,5 тыс. благотворительных организаций. В то же время, в США их насчитывается более 50 тыс.

Помимо налоговых отчислений и создания новых рабочих мест градообразующие предприятия уже активно участвуют в развитии инфраструктуры регионов, а также в реализации здравоохранительных, образовательных, научных, спортивных и иных проектов. В то же время, представители бизнеса вправе спрашивать у власти – что она сделала для успешного развития регионов. В России входит в практику заключение отдельных соглашений между региональными властями (например, Мурманская область) и бизнесменами, в которых содержатся взаимные права и обязательства[5].

Стремление России осуществить качественный прорыв в развитии эффективной экономики, соответствующей мировым стандартам, связано с необходимостью больших финансовых расходов. Например, чтобы создать в стране современную инфраструктуру (дороги, линии электропередач, газопроводы, нефтепроводы, порты, аэропорты), соответствующую стандартам государств с высоким уровнем промышленного развития, но мнению специалистов[6] потребуется несколько триллионов долларов. В ближайшие годы таких денег в бюджете России не будет.

Для финансирования грандиозных проектов мировая практика апробировала и успешно применяет частно-государственное партнерство. Успех такого взаимодействия зависит от многих обстоятельств: уровня юридической проработки, качества законодательства, дисциплины партнеров, содержания экономической политики (налоги, тарифы, преференции).

Решение амбициозных задач предполагает необходимость формирования качественно нового уровня отношений между властью и бизнесом. Концессионное законодательство было принято в 2007 г., но характер взаимоотношений государства и бизнеса на региональном уровне не имеет четкой проработки. Нередко это приводит к "избирательному" созданию административных барьеров.

В конце 1990-х гг. необходимость и степень обязательного участия бизнеса в осуществлении социальной политики стала восприниматься и нормами международного права. Это нашло свое отражение в разработке стандартов, служащих своего рода критериями корпоративной социальной отчетности. В зависимости от размера компании, особенностей ее бизнеса, используемых стандартов, а также наличия или отсутствия верификации подготовка социального отчета за год обходится ей от 100 тыс. до 1 млн долл.

В сфере распределения корпоративной ответственности отношения между бизнесом и государством в России пока еще далеки от оптимальных. Пока еще наблюдается использование государством директивного метода. В приведенной ниже таблице (табл. 15.1)[7] дается список лидеров мирового рейтинга благотворительности, в котором Россия занимает далеко нс лидирующие позиции.

Таблица 15-1

Топ-15. Лидеры мирового рейтинга благотворительности

Место

Государство

% участвующего в благотворительности населения

1

Австралия

57

1

11овая Зеландия

57

3

Ирландия

56

3

Канада

56

5

Швейцария

55

5

США

55

7

Нидерланды

54

8

Великобритания

53

8

Шри-Ланка

53

10

Австрия

52

11

Лаосская Республика

50

11

Сьерра-Леоне

50

13

Мальта

48

14

Исландия

47

14

Туркменистан

47

138

Российская Федерация

18

Предпринимательство в сфере российского спорта не достаточно развито и все еще не носит обособленного и правового характера.

Пять из десяти самых богатых бизнесменов России в определенной степени связаны со спортивной сферой. Журнал Forbes опубликовал список 200 богатейших бизнесменов России за 2012 г. По сравнению с 2011 г. было зафиксировано два важных изменения. За год в России долларовых миллиардеров стало на пять меньше – 96. Кроме того, сменился лидер рейтинга: два года находившийся на вершине списка Владимир Лисин уступил первое место Алишеру Усманову.

Лидер российских миллиардеров Алишер Усманов является президентом федерации фехтования России и вторым по величине доли акционером лондонского ФК "Арсенал".

Владимир Потанин (четвертое место в списке Forbes) известен многомиллиардными инвестициями в строительство объектов сочинской Олимпиады.

Михаил Прохоров (седьмое место) занимает пост президента СВР.

Виктор Вексельберг (восьмое место), начиная с 2012 г., оказывает финансовую поддержку ФК "Крылья Советов" (Самара).

Роман Абрамович (девятое место в списке Forbes) является не только владельцем лондонского ФК "Челси", но и занимается благотворительной деятельностью в российском спорте.

В декабре 2012 г. Президент России В. Путин, выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию РФ, обращаясь к бизнесменам, заметил, что бизнес заслужит уважение общества, если будет иметь патриотическую направленность и работать на страну, а не только на себя.

Роман Абрамович, совладелец Millhouse Capital и Evraz Group, в 2012 г. возглавил рейтинг самых щедрых бизнесменов России. По данным Bloomberg, за 2010–2012 гг. он передал на благотворительность около 310 млн долл, из своего состояния, оцениваемого в 12,7 млрд долл. Примерно треть из общей суммы взносов Абрамовича была направлена Чукотке, где бизнесмен ранее был губернатором.

Анализируя данные о вложениях Абрамовича, компания Bloomberg сделала вывод о том, что за 2010–2012 гг. крупнейшими адресатами финансовых пожертвований Абрамовича стали некоммерческие фонды "Территория" и "Полюс надежды", ведущие социальные проекты в регионе (через них было перечислено, по информации Bloomberg, 98 млн долл.). 65 млн долл, было вложено в спонсорскую поддержку ХК "Авангард" и ледовую арену в Омске. 52 млн долл, были направлены Федерации еврейских общин России и Еврейскому фонду, созданному самим олигархом.

С 1999 г. на строительство школ и больниц и развитие инфраструктуры на Чукотке Абрамович перечислил более 2,5 млрд долл. В спортивном мире Абрамович известен как владелец ФК "Челси" – после его покупки в 2003 г. за 142 млн фунтов стерлингов (217 млн долл.) российский бизнесмен вложил в него более 1 млрд долл. С того времени клуб трижды становился чемпионом английской премьер- лиги, а в 2012 г. выиграл европейский турнир Лиги чемпионов УЕФА.

Обладатель самого крупного состояния среди российских миллиардеров (по версии Forbes) Алишер Усманов за 2010– 2012 гг. потратил на некоммерческие проекты 247 млн долл, и оказался вторым в списке меценатов Bloomberg.

Виктор Вексельберг занял третье место в рейтинге российских меценатов – 160 млн долл. За ним следует владелец фонда "Интеррос" Владимир Потанин, контролирующий около 30% акций горно-металлургической компании "Норильский Никель" – 110 млн долл.

В феврале 2013 г. В. Потанин, награжденный почетным знаком Министерства образования РФ "За благотворительность и милосердие", первым из российских бизнесменов присоединился к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета "Клятва дарения" (Giving Pledge) и намерен завещать не менее половины своего состояния на благотворительность. Потанин говорил, что таким способом старается оградить своих детей от бремени чрезмерного богатства, которое может лишить их мотивации самим добиваться чего-то в жизни.

В пятерку наиболее щедрых меценатов России вошел Владимир Лисин – его благотворительный финансовый вклад в 2010–2012 гг. оценивался в 105 млн долл.

За ним следуют: глава "Северстали" Алексей Мордашов (103 млн долл.), президент фонда ОНЭКСИМ Михаил Прохоров (62 млн долл.), совладелец розничной сети "Магнит" Сергей Галицкий (60 млн долл.), глава "РУСАЛа" и владелец "Базового элемента" Олег Дерипаска (56 млн долл.), глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов (16 млн долл.).

Частный капитал в России нередко привлекается к участию в важных для государства инициативах, таких как подготовка к зимним Олимпийским играм в Сочи-2014 и чемпионату мира по футболу в 2018 г.

Опрос населения, проведенный в декабре 2012 г. рейтинговым агентством "Репутация", показал мнение населения среди принявших участие в опросе респондентов по поводу социальной ответственности бизнеса. На вопрос: "Что такое социальная ответственность бизнеса?" были получены следующие варианты ответов[8]:

– 28% опрошенных считают, что это ответственность за соблюдение качества товаров и услуг;

– 18% – ответственность по выполнению своих обязательств перед сотрудниками;

– 15% – ответственность по защите окружающей среды;

– 13% – ответственность по четкой уплате налогов и выполнение других обязательств перед государством;

– 8% – обязанность по участию в благотворительности;

– 6% – получение прибыли;

– 5% – участие в социальных проектах и социальное предпринимательство;

– 4% – стабильное развитие бизнеса;

– 3% – отметили иное или затруднились с ответом.

В странах с устоявшимися рыночными отношениями в экономике наиболее распространены следующие три концепции развития социальной ответственности бизнеса:

– увеличение прибыли своих акционеров – это основная цель при таком варианте развития бизнеса;

– ограничение прибыли с целью создания для своих работников благоприятных социальных условий, необходимых для успешного долгосрочного развития;

– концепция корпоративного альтруизма, разработанная в США и которая возлагает на корпорации обязанность внесения значительного вклада в "улучшение качества американской жизни".

Одним из видов социальной ответственности спортивного бизнеса является широко культивируемое за рубежом и набирающее популярность в России проведение спортивных соревнований, доходы от которых идут на благотворительность.

Например, 13 декабря 2011 г. был проведен уже девятый по счету благотворительный матч против бедности, в котором команда легендарных футболистов во главе с Зинедином Зиданом и Роналдо сразилась с лучшими игроками в истории немецкого ФК "Гамбург" (счет матча 5:4) при судействе легендарного итальянского рефери Пьерлуиджи Коллины. Такое мероприятие проводится ежегодно с 2003 г. и направлено на мобилизацию общества в борьбе с бедностью и пропаганду кампании "Цели развития тысячелетия", проводимой под эгидой ООН. Мировое сообщество поставило перед собой восемь задач, успешное выполнение которых должно способствовать процессу борьбы с глобальной бедностью к 2015 г.

Основная доля средств, вырученных от этого матча, была направлена на устранение продолжающегося продовольственного кризиса в странах Африканского Рога. Более 13 млн чел. в этом регионе страдают от голода, засухи и высоких цен на продовольствие. Две трети от прибыли пошло на гуманитарную помощь жителям Джибути, Эфиопии, Кении и Сомали. ООН много работает в этом регионе, предоставляя еду, чистую воду, кров и медицинскую помощь всем нуждающимся.

Доходы от восьми предыдущих "матчей против бедности" пошли на помощь более чем 27 развивающимся странам из различных регионов мира, включая пострадавших от землетрясения в Гаити и наводнения в Пакистане.

Во всем мире участие в благотворительных мероприятиях считается нс только правилом хорошего тона, но и определенным моральным обязательством успешных людей. Например, всемирно известный нападающий ФК "Реал" и сборной Португалии Криштиану Роналду, признанный в 2008 г. лучшим футболистом мира, стал послом известной международной организации "Спасем детей". Теперь футболист является участником кампании против детского голода, а также занимается пропагандой здорового образа жизни и физической активности. "Когда узнал, что в мире один ребенок из семи ложится спать голодным каждую ночь, я не мог отказаться от возможности принять участие в этой кампании. Для меня большая честь присоединиться к организации “Спасем детей”. Как отец я знаю, насколько важно, чтобы мой двухлетний сын приучался к здоровому образу жизни как можно раньше. Все дети должны иметь такую возможность", – заметил футболист[9].

Другой, не менее легендарный спортсмен Роджер Федерер, которому принадлежат различные рекордные достижения в теннисе, также считает, что "мы должны помогать нуждающимся. Это очень важно для меня, так уж воспитали родители"[10].

В России в память о трагически погибших в авиакатастрофе 7 сентября 2011 г. игроках, тренерском штабе и сотрудниках ХК "Локомотив" (Ярославль) КХЛ выпустила мемориальные футболки, толстовки и шарфы, которые можно приобрести в интернет-магазине КХЛ. Средства, вырученные от продажи этой продукции, направляются семьям жертв этой катастрофы.

Волейбольное агентство "Юниверсум" в декабре 2011 г. объявило о старте благотворительного проекта "Добро возвращается" с участием звезд российского волейбола – Любови Соколовой, Екатерины Гамовой, Татьяны Кошелевой и Наталии Гончаровой.

Собранные средства предназначались в помощь чемпионке мира, многократной чемпионке России, экс-капитану женской сборной России по волейболу Наталье Сафроновой, которая проходит курс реабилитации после инсульта, перенесенного 3 декабря 2009 г.

Многие российские спортивные клубы по игровым видам спорта оказывают шефскую помощь детским домам, посещают в больницах тяжелобольных. Например, игроки новокузнецкого ХК "Металлург" на протяжении ряда лет регулярно посещают первый Дом ребенка в Новокузнецке. Руководители клуба и игроки на постоянной основе приезжают с подарками в гости к воспитанникам этого дома, которым особенно требуется внимание. Такие встречи несут большой воспитательный эффект и в отношении самих спортсменов.

НХЛ и Ассоциация игроков НХЛ с 1998 г. регулярно в рамках программы "Хоккей против рака" проводят благотворительные матчи. За прошедшее время было собрано 11 млн долл, в помощь исследовательским центрам, детским больницам и благотворительным организациям.

В апреле 2012 г. губернатор Омской области Леонид Полежаев и владелец многофункционального спортивного комплекса “Арена-Омск”" российский миллиардер Роман Абрамович договорились о передаче на безвозмездной основе спортивного комплекса в собственность НП "Спортивный Клуб "Авангард". Ранее также на безвозмездной основе в собственность НП "СК “Авангард”" был передан Хоккейный центр "Авангард", построенный также за счет средств Романа Абрамовича[11].