Социальная организация труда в древнеегипетском обществе
Не менее древней, чем шумерская, является культура Древнего Египта. Первоначально дельта Нила была заселена пастушескими племенами, у которых был развит родовой строй и господствовал культ предков. По мере опустынивания Северной Африки эти племена постепенно переходили к земледелию. В технике ирригационного земледелия ничего нового не появилось. Кроме ячменя египтяне выращивали пшеницу (полбу и эмер). Как и шумеры, они не изобрели мельницы и пользовались терками, но зато египтяне знали, что такое дрожжи, и в эпоху Нового царства выпекали до 30 сортов хлеба.
Египтяне в отличие от шумеров полюбили мясную пищу. Они выращивали огромных африканских быков "Иуа", которых раскармливали так, что животные уже не могли ходить. Кроме скотоводства источником мясной пищи была охота на газелей, антилоп и даже гиен. Ловили птиц, уток, гусей, но домашние курицы появились только во II тысячелетии до н.э. Египтяне научились работать с пчелами, деликатесом считался сладкий мед. Пили египтяне, как и шумеры, пиво, по освоили и виноделие. Кухонная утварь включала глиняную печь, различные железные жаровни и мангалы, казаны и котелки. Посуду делали глиняную и самую долговечную — каменную [1]. Изготовление каменной посуды вручную, без токарных и других станков требовало упорного труда. Вместе с тем столовых приборов еще не было, ели в основном руками.
В области строительного ремесла египтяне добились совершенства: вместо шумерского глиняного кирпича они стали осваивать камнетесные работы. Все знают египетские пирамиды, в частности, ступенчатую пирамиду Джосера (ок. 2650 г. до н.э.), напоминающую шумерские зиккураты, пирамиду Хеопса (ок. 2560—2540 гг. до н.э.) и Хефрена (ок. 2540—2520 гг. до н.э.). Большие пирамиды в Гизе требовали на строительство гигантских затрат труда: 1 млрд человекочасов на каждую.
Интересный факт.
Для бесперебойной работы по созданию Великой пирамиды Хуфу (Хеопса) был основан целый город строителей. Ее одновременно строили до 100 тыс. человек в течение 20 лет. В профессии строителей уже выделялись архитекторы, инженеры (поражает точность расчетов, ошибка в ориентировании граней пирамиды составляет 1/12 градуса), прорабы, бригадиры, камнетесы (вырубали блоки из горной породы бронзовыми стамесками; известно, что могли вырубить гранитный блок длиной 30 метров для стеллы или колонны и доставить его неповрежденным за тысячи километров), перевозчики и шлифовальщики камня. У плотников уже был весь арсенал известных сегодня плотницких инструментов (за исключением рубанка). В отдельную касту входили сборщики колесниц, в которых главной деталью были деревянные колеса со спицами.
Весь труд на строительстве был отлично организован: все рабочие делились на отряды, те в свою очередь на бригады по 10 человек, во главе каждой стоял бригадир. Строители считали себя свободными людьми, их социальный статус был относительно высоким.
В интеллектуальную элиту египетского общества входили также жрецы, писцы, управленцы (все царство было разделено на 42 региона со своим управленческим аппаратом). Ниже на социальной лестнице находились солдаты, ремесленники (гончары, ткачи, каменщики, плотники, кузнецы, скульпторы, художники, моряки, торговцы, ювелиры; парикмахеры, сапожники); еще ниже — крестьяне, пастухи и рыболовы; рабы в основном работали прислугой (могли иметь свою семью и собственность) и не играли существенной роли в общественном труде египтян.
Главным экономическим отношением было распределение. Обмен внутри страны в большей степени существовал в натуральном виде (деньги использовались только как сдача при натуральном обмене). Международный обмен развивался на основе морской торговли. Уже в III тысячелетии до н.э. египтяне научились строить суда из досок, соединенных кожаными ремнями, щели заделывали папирусом.
Социальная организация труда в Древнем Египте предполагала большое количество общественных работ. Крестьяне (феллахи) были заняты сельским хозяйством не больше половины года, все остальное время их использовали на работах для государственных целей. Земля в Египте принадлежала как общинам, так и храмам и фараону, но была известна и частная собственность. Такая социальная организация труда при вездесущем влиянии государства, перераспределении и общественных работах получила название азиатского способа производства, который, строго говоря, отличается от античного, не предполагавшего никакого ирригационного земледелия с центральной ролью государственной власти и управления. Античный способ производства был построен на хозяйстве отдельных семей (ойкосы и ойкономика) и общин, на денежном обмене и большом значении рабского труда.