Социальная экономика Н. Кондратьева
Особое место в теоретической социологии послереволюционного периода принадлежит социально-экономическому учению Н. Д. Кондратьева.
Кондратьев Николай Дмитриевич (1892–1938) – выдающийся русский экономист и социолог, ученый и практик с мировым именем; секретарь А. Ф. Керенского, Товарищ министра продовольствия при Временном правительстве, Начальник управления экономики и планирования сельского хозяйства Наркомзема РСФСР. Родился в Костромской губернии в крестьянской семье, учился в церковноучительской семинарии. В 1915 г. окончил Петербургский университет. С 1930 но 1938 г. находился в сталинских застенках. Расстрелян в 1938 г., посмертно реабилитирован.
Его перу принадлежит огромное количество книг и статей, тематика которых охватывает самые разнообразные грани социально-экономической теории и практики.
Мировую известность получила его теория "длинных волн" (или, как он сам называл это явление, "больших циклов конъюнктуры"), получившая продолжение в трудах Й. Шумпетера, С. Кузнеца, У. Ростоу применительно к различным аспектам экономики, социологии и других наук[1].
Признанием огромного вклада Н. Д. Кондратьева в мировую науку стало избрание его членом ряда авторитетных иностранных научных обществ, в том числе Американской экономической ассоциации, Американского статистического и социологического обществ, Лондонского статистического и социологического обществ и др. Вместе со своим другом П. Сорокиным он заложил основу постиндустриальной парадигмы социальных наук. Наиболее полную картину мира экономических и социальных процессов в обществе Н. Кондратьев дал в своем фундаментальном труде "Экономическая статика и динамика"[2], написанном в Бутырской тюрьме.
Первая часть рукописи – это своего рода панорама общей социологии, как она выглядела к 30-м гг. XX в. Важное место здесь занимают элементы структурного анализа общества как целого. Кондратьев был прекрасно знаком с новейшей немецкой философией (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), современной социологией (М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин), бихевиоризмом и теорией условных рефлексов (Дж. Уотсон, И. П. Павлов). Прослеживается определенная параллель между фундаментальным трудом М. Вебера "Хозяйство и общество" и "Экономической статикой и динамикой" Н. Кондратьева. В книге Н. Кондратьев неоднократно повторяет свой главный теоретико-методологический тезис: "хозяйство есть то же общество, взятое лишь в специальном разрезе"[3].
Книга Н. Кондратьева, как и работа М. Вебера, посвящена четырем фундаментальным темам, а именно тому, какова специфика социального познания, что такое человеческое общество и какова его структура, как классифицируются виды социального действия и актов поведения (оба мыслителя рассматривали их прежде всего на примере трудовой сферы) и, наконец, как устроена и функционирует макроэкономика.
Для получения системы устойчивых понятий наука, по Н. Кондратьеву, должна использовать прием "идеализации" – введение идеально-предельных понятий. Научное знание формируется у Н. Кондратьева из двух типов: 1) необходимого, т.е. всеобще-обязательного (знание общественных законов); 2) вероятностного, основанного на эмпирических данных. В зависимости от характера законов нужно различать: а) законы изменения и б) законы соотношения[4]. Законы соотношения указывают на единообразие: а) связи причин и следствий, 6) существования явлений, в) строения явления или вещи.
Тюремные письма. "Что касается меня, то я не получил никакого воспитания, как и большинство крестьянских детей. Поэтому мой характер сложился стихийно в суровой жизненной школе, которую мне пришлось в свое время пройти. Но не обладай я своим характером – я бы никогда не пробился от сохи до профессорской кафедры. Важно быть одновременно трудолюбивым, честным, спокойным и человечным".
Н. Кондратьев. Суздаль, 15.08.1938
Н. Кондратьев предпринял попытку классификации экономических законов на статистические, динамические (наблюдающиеся в "ходе событий во времени"), каузальные, или причинно-следственные (обязательные при наличии соответствующих условий), а также эмпирические (допускающие различные отклонения и исключения) закономерности.
По мнению Н. Кондратьева, наука различает пять наиболее общих классов явлений действительности: 1) мир величин; 2) мир физико-химических явлений; 3) явления органической; 4) психической и 5) социальной жизни (рис. 18.1).
На вершине мира у Н. Кондратьева, как в свое время у О. Конта, расположились социальные явления. Они – самые сложные. И науки, их изучающие, также должны относиться к самым сложным. Чем ниже расположен ряд событий, тем проще он, но тем шире сфера его распространения. В результате наименее распространенными во вселенной оказываются социальные явления.
Исходным принципом классификации наук служит у II. Кондратьева предметный. В соответствии с ним в составе всего научного знания выделяется группа социальных наук, изучающих общество и общественные явления, а в составе социальных наук – группа экономических наук, изучающих хозяйство и экономические явления[5].
Рис. 18.1. Классификация явлений (по Н. Д. Кондратьеву)
Кондратьев настойчиво подчеркивает, что социальный мир обладает общими и специфическими признаками. Отсюда следует, что социология, изучающая социальные явления, относится к разряду как общих, так и специальных наук.
Социально-экономическая действительность значительно сложнее и многообразнее физической, стало быть, за одним материальным предметом или их связью скрывается целая система социально-экономических отношений и связей. Для описания общества социальный детерминизм не подходит. Социальные акторы наделены интересами, мотивами, ценностями, совершая заранее планируемые поступки по достижению поставленных целей. Потому здесь действует целе- или телеологический подход. Реакции человека на внешнюю и внутреннюю среду выражаются в двух формах: 1) акт поведения и 2) потребности. Акты деятельности, или поведение, понимаются как любые виды реакции человека на те или иные потребности. Мотивация может иметь телеологический характер, а цель акта быть или утилитарной, например получение наибольшей хозяйственной выгоды, или гедонистической, например получение того или иного удовольствия, или, наконец, чисто объективной, например получение того или иного научного, технического, художественного эффекта.
Кондратьев допускает не только одно-, но и многозначное соответствие между причиной и следствием, а потому открывает двери для теоретико-вероятностных методов. Общество у II. Кондратьева превратилось из сферы действия жесткой детерминации в сцену столкновения вероятностных поступков.
Н. Кондратьев предлагает различать у каждого события: а) переменную часть – круг изменяющихся причин, выявляющих его своеобразие и изменчивость; б) постоянную часть, состоящую из общих с другими событиями причин. В физическом мире вторая часть перевешивает первую, поэтому физические явления мало меняются с течением времени. Напротив, в социальном мире характер явлений определяет господство первой части, поэтому социально-экономические закономерности меняются гораздо чаще – в связи с "изменением структурных признаков социального строя и характера человека"[6] (рис. 18.2).
Рис. 18.2. Соотношение постоянной и переменной частей совокупности причин одного события в физическом и социальном мирах, объясняющее, согласно Н. Кондратьеву, устойчивость первого и неустойчивость второго
Благодаря тому, что в социальном мире переменная часть больше постоянной, отклонения, т.е. нарушение общей закономерности, происходят чаще, чем в естественном мире, где постоянная часть больше. В результате одни и те же явления, например, установление демократического режима или тирании, взятые из разных эпох или разных стран, несмотря на структурное сходство, тем не менее могут и не быть идентичными, т.е. помещаемыми в один и тот же класс эмпирических явлений. Иными словами, тирания в России и тирания в Афинах – два разных явления. И это различие коренится в онтологической сущности явлений, а нс в несовершенстве приемов познания.
Для Н. Кондратьева, как несколько раньше для М. Вебера, более продвинутые естественные науки, прежде всего физика и математика, служили эталоном научного познания, в том числе социального. Различие между Вебером и Кондратьевым заключалось в том, что первый впустил математическую статистику лишь на порог, отдав ей сферу обработки эмпирических данных, а второй отдал математике сердце- вину своего творчества, попытавшись соединить социальные науки с математической теорией вероятностей. Иначе говоря, Н. Кондратьев собирался математизировать "святая святых" любой науки, а именно сферу высокой теории. Абсолютные нормы и неподвижность чужды стилю мышления Н. Кондратьева. Он стремится к теории вероятностей и квантово-механической картине мира. В этом смысле его можно сравнить скорее с Н. Бором, создавшим неоклассическую физику.
Н. Кондратьев делает решительный шаг к нетрадиционному способу мышления. В его основе лежит представление о механизме двусторонней причинной зависимости явлений (причинность и случайность), протекающих во времени. Новая методология применима ко всей предметной сфере социологии. В частности, он выделяет три основных типа исследовательских вопросов, поддающихся решению в предлагаемом методологическом ключе: 1) установление причин возникновения рабского хозяйства, капитализма, экономического кризиса в одной стране при отсутствии его в других; 2) установление причин длительного или устойчивого сохранения явления, например русской общины, кустарных промыслов, высоких цен, низкого процента; 3) установление причин изменения цен, доходности производства и т.п.
Н. Д. Кондратьев являл собой особый тип разносторонне развитого и энциклопедически образованного ученого, который называют "человеком Ренессанса". Его интересует все – труд, обрядовость, жизнь северных народов, народов всего мира, их былины, сказки, коллективная поэзия, народные песни. В центре внимания ученого находятся и психология личности, семьи, общества, теория вероятностей, физика и химия, социология и экономика. В своих философских исканиях он обращается к И. Тургеневу, А. Пушкину, Б. Спинозе, Ф. Ницше, Г. Спенсеру, Э. Дюркгейму, Н. Огареву, А. Герцену, К. Марксу, В. Ленину, И. Сталину.