Социальная динамика – от низшего к высшему
Общество развивается в пространстве и во времени. Всю историю можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. Маркс называл их способами производства. Всего исторических способов производства (они называются также общественно-экономическими формациями) пять. История начинается с первобытнообщинной формации, при которой люди трудились сообща, не было честной собственности, эксплуатации, неравенства и социальных классов.
Вторым этапом является рабовладельческая формация, или способ производства. Этот тип общества возник на развалинах первобытной общины, когда появился прибавочный продукт, безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда, честная собственность, государство и классы. Основными классами считались рабы и рабовладельцы. Вторые юридически владели первыми как своей собственностью и распоряжались ими как говорящими орудиями.
На смену рабовладению пришел феодализм. Основным способом производства стало частное сельское хозяйство. Главным богатством и средством производства стала земля, которой владел сеньор. Он отдавал землю в аренду крестьянам, которые находились у него в экономической, политической, а также юридической зависимости. Крестьянин более свободен, чем раб, но менее свободен, чем наемный рабочий. Он становится, наряду с собственником-предпринимателем, главной фигурой на следующем – капиталистическом – этапе развития.
При капитализме владельцы предприятий платят жалованье и зарплату своим рабочим, которые считаются юридически свободными. Рабочие заключают с работодателем контракт, или договор, который ограничивает эксплуатацию определенными нормами, согласованными с юридическими законами. Собственник предприятия не складывает деньги в сундук, а пускает свой капитал в оборот. Размеры получаемой прибыли определяются ситуацией на рынке, искусством управления и рациональностью организации труда.
Капитализм означает торжество машинного производства, а оно исподволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для пролетарской революции. Капитализм, иными словами, готовит своего могильщика – организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.
Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна. И вот почему. С прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капитал стремится к бесконечности, а переменный – к нулю. А это означает, что доля живого труда относительно масштабов средств производства должна сокращаться. Скажем иначе – численность персонала должна приближаться к нулю, а размеры и эффективность средств труда (зданий, технологии, станков и т.п.) будут стремиться к бесконечности (рис. 8.5).
Рис. 8.5. Формула гибели капитализма К. Маркса
Завершает историю коммунистическая формация, которая возвращает людей к первобытному равенству. Но на более высокой материальной основе. Предшествующие формации позаботились о том, чтобы технический прогресс довести до наивысшей точки. Особенно постарался капитализм, при котором впервые наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Именно капитализм объединяет людей, организует рабочих в самостоятельный класс, готовый взять власть в свои руки. Пройдя школу индустриального труда, пролетариат научится управлять производством и обходиться без помощи капиталистов. В планомерно организованном коммунистическом обществе не будет частной собственности, неравенства, социальных классов и государства как машины подавления.
Коммунизм проходит в своем развитии низшую фазу – социализм, и высшую – непосредственно коммунизм.
Под социализмом Маркс, вслед за Фурье, подразумевал планомерную организацию общественного труда, фундаментом которой выступают пропорциональное распределение рабочей силы по отраслям народного хозяйства, перемена труда, уравнительность в оплате труда (в зависимости от вложенного труда и размера семьи), регулируемое ценообразование. Уничтожение частной собственности, по Марксу, должно привести к уничтожению классов, стиранию различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней.
Согласно Марксу, коммунизм – это бесклассовое общество с высоким уровнем производительных сил, сознания и культуры, когда труд превращается в жизненную потребность и действует принцип "От каждого – по способностям, каждому – по потребностям", государство сменяется самоуправлением граждан. По мысли Маркса, это истинное царство свободы, когда "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".
Социологический практикум
В России после Октябрьской революции была предпринята попытка непосредственного перехода к коммунизму (военный коммунизм), закончившаяся провалом.
А если бы не было провала, как вы думаете, СССР мог превратиться в мировую социалистическую систему и установить коммунизм на всей Земле?
Механизмом исторического развития общества служит разделение труда, которому, как и Э. Дюркгейм, Маркс отводил решающую роль и подчеркивал его прогрессивную функцию.
Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем. В тех случаях, когда формации однотипны (например, рабство, феодализм и капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызревания нового общества в недрах старого (скажем, капитализма в недрах феодализма), но завершение перехода от старого общества к новому наступает как революционный скачок.
Согласно точке зрения Маркса, формации – это ступени развития общества, от наименее прогрессивной к наиболее прогрессивной. Выяснив, к какой формации относится то или иное общество, социолог получает возможность определить его исторический возраст. А это значит, что формационная теория Маркса – это историческая шкала времени развития человечества. Правда, она градуирована не по годам, археологическим или геологическим эпохам, а каким-то иным способом. Если знать, сколько отмерено рабовладельческому строю или капитализму, можно всегда узнать, когда они сменяться другим, более прогрессивным общественным строем. Причем признаки распада и зарождения нового (в недрах старого общества) определяются на основе качественных, а не количественных методов. Сигнальная лампочка зажигается в тот момент, когда производительные силы переросли те производственные отношения, которые навязывает им их формация, скажем, феодализм. Когда производительные силы (разумеется, не вещественный, а человеческий их компонент) готовы взбунтоваться, смести этот строй с лица земли. Либо сама история распоряжается судьбой формации, обходится без революционных масс, но своими средствами – логикой объективных законов, которым подчиняется каждое общество, вынуждая одну формацию уступить место другой.
Социальные изменения в обществе всегда начинаются снизу – с преобразования производительных сил, например в ходе индустриальной революции, и изменения характера производственных отношений, в частности изменения отношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливости. Часть производительных сил, скажем, рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрессивно мыслящей интеллигенции.
Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс – через механизм классовой борьбы. Самыми конфликтными считаются общества, где существуют частная собственность, разъединяющая людей, неодинаковое отношения к средствам производства и антагонистические классы, конкурирующие за ограниченное количество жизненных благ. Под такую характеристику подпадают рабовладение, феодализм и капитализм, которые постоянно сотрясают классовые битвы между рабами и рабовладельцами, крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами.
Социологический практикум
Классовый конфликт перерастает в классовую борьбу и становится неустранимым препятствием для прогресса общества. Никакие реформы свергнуть старый строй не могут, необходима социалистическая революция и диктатура пролетариата. Маркс отдавал себе отчет в том, к чему он призывал.
А к чему он призывал? Опишите социальные и политические последствия революции и диктатуры.
Функционирование и смена формаций подчиняется общим законам, связывающим их в единый процесс поступательного движения человечества. В то же время каждая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Единство исторического процесса не означает, что каждый социальный организм проходит все формации. Их проходит человечество в целом, "подтягиваясь" к тем странам и регионам, где победил наиболее прогрессивный в данную историческую эпоху способ производства и развились соответствующие ему надстроечные формы.
Одновременно на Земле могут существовать страны, относящиеся к первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому строю (рис. 8.6). Так происходило во второй половине XX в. Даже в начале XXI в. Китай и Куба заявляли о своей социалистической принадлежности.
Рис. 8.6. На Земле одновременно сосуществуют страны, принадлежащие к разным формациям
Маркс писал о том, что античная община-город (полис) развивалась в сторону рабовладельческого строя, но одновременно с этим германская сельская община сразу развивалась к феодальному строю. Таким образом, феодальный строй вовсе не был формацией, выросшей из античного рабовладения. Это были две формации, существовавшие в Европе параллельно, возникшие из первобытно-общинного строя в условиях различной плотности населения у греков и германцев.
"Если вы думаете, что бомж под окнами вашего офиса живет в эпоху развитого капитализма, вы ошибаетесь. Его строй – первобытно-общинный, он получил такие же воспитание и взгляд на устройство социума, как его предок много-много тысяч лет назад. Он так же живет охотой и собирательством в большой стае. Точно так же среди нас есть люди, живущие при рабовладельческом строе, есть живущие при феодальном. Есть те, для кого развитой капитализм все-таки наступил"[1].
Дмитрий Алов
Таким образом, формационная неоднородность означает, что: а) человечество движется с разной скоростью; б) старое не уничтожается, а сохраняется; в) одновременно сосуществуют страны с разным уровнем развития и формационным укладом.
В середине XX в. капиталистических стран было меньшинство. Сегодня они преобладают. Но говорить о полной победе капитализма, тем более в отношении стран третьего мира, еще рано. Пока они подтянутся к капитализму, развитые страны Запада перейдут на посткапиталистическую стадию.
Первоначальное накопление, открытое К. Марксом, пришло в мир через геноцид индейцев и угнетение миллиардов человек в третьем мире. В ходе покорения Америки было уничтожено 95 из 114 млн коренных жителей нынешних территорий США и Канады[2].
Каждая новая общественная формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает ее достижения. Нередко вопреки своим собственным интересам. Раньше всех на Земле появился первобытный строй. Но он не исчез окончательно. В Новой Гвинеи и других затерянных уголках планеты до сих нор обнаруживают примитивные племена. Вторым появилось рабовладение. Но и оно не уничтожено до конца.
Рабский труд существовал на обширных участках планеты в самые разные эпохи и на всех континентах. Он сохранился и сегодня, в одних случаях в своих варварских формах (рабский труд в современной Чечне), в других – цивилизованных (современная проституция). Феодализм возник позже, но и он в трансформированном виде существовал в СССР и существует ныне в ряде африканских и азиатских стран. Не сказал последнего слова и самый молодой уклад, капиталистический, которому, по всей видимости, предстоит еще долгий век.
Социологический практикум
Скачок через формации. В 1994 г. Руанда, где 90% населения занято в сельском хозяйстве, была полностью разрушена. На постепенное восстановление не было времени, поэтому президент страны взял курс на переход в постиндустриальное общество скачком. В столице страны Кигали строятся современные автострады, прокладываются линии оптоволоконной сети, населению дешево продают компьютеры, в автобусах расплачиваются по магнитным картам, в селах вместо соломенных хижин строят каменные дома с металлической крышей, в промышленности взят курс только на современные, энергосберегающие и экологические технологии. В 2011 г. прогресс стал очевидным[3].
Скачок через формации в XX в. совершил Китай. Из аграрной полуфеодальной страны он превратился в середине XX в. в социалистическую, а в конце столетия вернулся в капиталистическую эру. Сегодня в стране идет активная индустриализация, и сотни миллионов крестьян превращаются в наемных рабочих. Сейчас они составляют половину трудоспособного населения Китая и четверть всех индустриальных рабочих мира[4]. В начале XXI в. стали говорить, что Китай ускоренными темпами превращается в постиндустриальную державу. Ну и где тут Маркс?
Как вы думаете, почему стал возможным скачок через формации? А Монголия в XX в. не совершила то же самое? Найдите другие примеры странной эволюции человеческого общества.