Социализация личности на микроуровне детерминации
Анализируя направления исследований проблем социализации на данном уровне детерминации, нужно отметить их большое число (в сравнении с другими уровнями), а также исключительно эмпирический характер и преимущественную направленность на изучение роли детско-родительских отношений в развитии личности и проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Семья в системе социальных детерминаций играет особую роль, обеспечивая другие социальные институты исполнителями социальных ролей и носителями социальных статусов.
В настоящее время институциональные основы бытия семьи переживают кризис и трансформируются, что сказывается на всей системе социальных детерминаций. Семья в современной России существенно снизила свое влияние на процесс социализации подрастающего поколения. С одной стороны, это соответствует тенденциям времени, а с другой – становится серьезным испытанием для семьи и всего общества.
В современной ситуации семья как детерминирующая система формирования личности трансформируется, исследователи выделяют разные типы семьи, в которых складываются разные условия для социализации личности:
1) в благополучной и неблагополучной семье (О. Г. Кулиш, 2003; А. С. Дрынкина, 2005, 2006) (и благополучная семья может быть глубоко неблагополучной по отношению к ребенку);
2) в неполной семье (Т. Н. Голубева, 2003; М. В. Нухова, 2003; Е. А. Колесниченко, 2005; М. Ю. Казарян, А. И. Сайфугалиева, 2005; И. И. Ветрова, К. Б. Зуев, 2007) у детей наблюдаются проблемы идентификации с родителями, возникают проблемы самооценкой и налаживанием взаимоотношений с окружающими; отмечается, что все чаще появляются неполные семьи, где ребенок остается с отцом;
3) в алкогольной семье (А. И. Ташева, С. Ю. Зелинская, 2003; В. В. Путина, 2003; Η. М. Ерохина, А. С. Пантюхина, 2007) взаимоотношения с родителями, личность самих родителей, семейная атмосфера неблагоприятно отражаются на развитии личности ребенка и его социализации;
4) в дистантных семьях, как негативном последствии международной трудовой миграции, без родительской заботы остаются дети разного возраста (например, на Украине приблизительно 7,5-9 млн несовершеннолетних);
5) в широко распространенных карьерноориеитированных семьях один из супругов работает, а другой находится дома (в некоторых случаях это отец ребенка); и семьях, где карьеру активно строят оба социально успешных родителя с высокими притязаниями (вариант "два уникальных субъекта с ребенком").
Психологи отмечают изменения социально-ролевой структуры семьи, связанные с инверсией семейных ролей, нарушением иерархии, границ в общении с ребенком, что приводит к семейному феномену "ребенок – центр вселенной". Все указанные варианты создают риски возникновения различных проблем социализации детей.
Проблема взаимодействия родителей с ребенком занимает в современной психологии одно из центральных мест. В настоящее время широкое распространение получили различные модели организации эффективного взаимодействия с ребенком (Т. Гордон, X. Джайнотт, И. М. Марковская). Создатели моделей основываются на том, что многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своей воспитательной системы, но им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы руководствоваться психологическим знанием в ситуации взаимодействия.
Широко изучается взаимодействие ребенка с родителями в контексте социально-психологических характеристик семьи (структура родительской семьи, общая структура семьи, количество детей в семье). Общая структура семьи оказывает определенное влияние на процесс межличностного взаимодействия ребенка с родителями и другими взрослыми родственниками, понимание ребенком особенностей их отношения к нему: дети из нуклеарных семей значительно чаще, чем их сверстники из больших семей, оценивают эти отношения как дистантные и ощущают эмоциональный дискомфорт в семье.
Исследователи все больше обращаются к изучению трудностей взаимодействия в семьях единственными детьми и сиблингами:
– чтобы свести к минимуму негативные последствия ошибок родителей в формировании личности единственного ребенка в семье, необходимо с ранних лет включать ребенка в коллектив сверстников, постоянно прививать уважение к другим людям и требовательность к себе;
– у родителей с детьми противоположного гендера больше общих представлений о взаимодействии, чем своего гендера, и в среднем эти взаимодействия оцениваются выше как родителями, так и детьми. У отцов с детьми представления о взаимодействии совпадают больше, чем с матерями. Матери во взаимодействии с детьми не всегда последовательны, особенно в отношениях с дочерьми. Подростки обоего пола больше ориентируются на принятие матери и удовлетворенность отношениями с ней, а с отцами – на требовательность, строгость и контроль;
– дисфункциональность (конфликтность) с родителями и с семьей в целом связана с неодинаковыми нарушениями в воспитании: для единственных дочерей наиболее не приемлема гиперопека, для старших – чрезмерность обязанностей и запретов, для младших – игнорирование их потребностей родителями.
Неблагополучие в российских семьях усугубляет социально-экономический кризис в современной России, алкоголизм, безработица, психологическая неготовность людей стать родителями, беспомощность в обеспечении благоприятных условий для воспитания ребенка и болезненно отражается на развитии личности ребенка:
– даже в обычной российской семье, в которой социальная ситуация не является критической, нарушение прав детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Типичной ситуацией, в которой возникают эти нарушения – некомпетентные воспитательные воздействия на детей, причина выбора которых кроется в аналогичном собственном детском опыте родителей, отсутствии альтернативных моделей поведения и рефлексии собственного поведения как психотравмирующего и нарушающего права ребенка;
– предшествующий опыт отношений в семье связан с особенностями личности младшего школьника – жертвы насилия (низкая самооценка, бессонница, чувство пессимизма, напряженности). Отсутствие признания родителями успехов и достижений младшего школьника и использование ими вербального и физического насилия по отношению друг к другу способствует возникновению у него невротических чувств (пессимизма, напряженности). Возникающие невротические переживания являются результатом отсутствия у младшего школьника опыта переживания успеха в ведущей деятельности.
Дисгармония в отношениях между родителями, проявляющаяся в применении ими вербального насилия по отношению друг к другу, способствует потере у ребенка чувства единства семьи, своей защищенности и бессилия изменить сложившуюся ситуацию. В результате этого у ребенка отсутствует стремление оказать сопротивление в ситуации насилия в школе. Опыт отношений родителей к ребенку влияет на структуру его отношения к себе. Отсутствие признания родителями достижений младшего школьника и использование по отношению к нему наказаний за неумения и несамостоятельность влияет на снижение уровня самооценки, возникновение нарушения в поведении невротического характера (бессонница). Снижение чувства уверенности в своих силах, формирование негативного образа себя способствует возникновению позиции жертвы насилия во взаимоотношениях со сверстниками;
– для взаимоотношений в семьях подростков с суицидальным поведением характерны директивность, враждебность, непоследовательность, дистанцирование, сверхтребовательность, подозрительное отношение. Семейные взаимодействия оцениваются подростками с суицидальным поведением как конфликтные, эмоционально-холодные.
Невозможность разрешения конфликта в жестких семейных отношениях в сочетании с фиксацией на этих отношениях и неумением прорабатывать внутренний конфликт приводят к аутоагрессии как единственному для подростков способу разрядки возрастающего психологического напряжения;
– в семьях наркозависимых подростков воспитательная неуверенность родителей является стрессовым событием для наркозависимого подростка и повышает его неудовлетворенность семейной сплоченностью, что в дальнейшем и запускает дезадаптивные механизмы совладания. Патологизирующее семейное воспитание по типу гиперпротекции, которого придерживаются матери подростков с героиновой наркоманией, поддерживает дисфункцию семейных систем, определяя высокую степень семейной сплоченности и удовлетворенности семейным функционированием у членов семьи, что снижает потребность семьи к изменениям. Данные защитные механизмы лежат в основе феномена созависимости, свойственного членам семьи наркозависимого подростка;
– опыт проживания в социально неблагополучной семье с преобладанием девиантных типов заботы и фактами семейного насилия оказывает существенную роль в становлении девиантного поведения, у юношей и девушек с девиантным поведением констатируется общий сниженный уровень социальной компетентности, способствующий появлению дезадаптации.