Социализация личности
Социология личности содержит в себе два аспекта, заслуживающих отдельного рассмотрения. Личность является одновременно и объектом процесса социализации (первый аспект), и его субъектом, так как формирование личности осуществляется в ходе освоения ею социальных ролей (второй аспект). Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Понятие социализации
Как следует из приведенного выше определения личности, социологию в личности интересуют прежде всего социально-типическое, т.е. то, что личность содержит в себе социального, характеризующего типичное в сознании людей. Социальное – это совокупность тех или иных свойств, черт и особенностей общественных отношений данного социума, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, своему положению в обществе, явлениям и процессам общественной жизни. Для того чтобы в полной мере стать социальным субъектом общественной жизни, человек с момента своего рождения начинает осваивать свойства, черты и особенности общества, которое его окружает. Психологическая наука дает богатый экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общения возможны существование и развитие нормальной человеческой психики и, напротив, отсутствие общения и изоляция индивида ведет к психическим нарушениям, деформированию процесса сознания и эмоционально-волевой сферы (рис. 9).
Рис. 9. Личность как объект социальных отношений[1]
Формирование личности находится в зависимости от масштабов пространства и времени и всех тех социальных событий, которые происходили, происходят и будут происходить для человека в обозримом будущем. В этой связи социализацией (как выражением единства пространства и времени в социологическом смысле) является процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни (рис. 10).
В принципе процесс социализации зависит от меры освоения человеком социальной природы и меры участия личности в общественной жизни. В этом плане социологи уделяют особое внимание процессам социализации, охватывающим детство индивидов, что подразумевает прежде всего влияние семьи, так как она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим личностные черты и последующее участие человека в социальной жизни.
На рынках Дели, столицы Индии, человек может родиться в семье, ведущей на рынке какие-то дела и живущей на этом же рынке в жалкой лачуге площадью 10–15 кв. м. Он может вырасти на рынке, провести здесь свою молодость и зрелость и там же умереть, ни разу в жизни не покинув пределов данного кусочка земли, не зная никого из живущих в такой же лачуге за пятьдесят метров от него. Разумеется, что это не характерный, скорее, феноменальный пример процесса приобщения личности к социальному опыту, крайне ограниченному сложившимися социальными стандартами в пределах данной общности. Здесь складывается своеобразное общественное сознание, специфический стиль обучения жизни, идеи которого пригодны только в рамках данного ограниченного пространства. В этом опыте сознание членов "семьи с рынка Дели" противостоит общественному сознанию индийского общества как чему-то внешнему. В сознании "семьи с рынка" отсутствует творчество, оно находится в стагнации, длительном застое, и потому то личное, что свойственно каждому члену "семьи", весьма скудно. В такой семье вырастает крайне обедненная, абсолютно ограниченная личность, в которой совокупность общественных отношений присутствует в самой минимальной дозе.
Член "семьи с рынка Дели" с момента своего рождения осваивает крайне ограниченные, предельно стандартизированные формулы социальной жизни, исключающие какие-либо проявления творческой активности личности. По и эта личность не может в своем ограниченном развитии
Рис. 10. Личность как субъект социальных отношений[2]
избежать того, что в социологии называется социализацией – процесса, связанного с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным субъектом (хотя человека "с рынка Дели" трудно назвать полноценным субъектом деятельности).
Но существует и другой тип личности, социальное пространство и время которой ограничены лишь личностными способностями индивида. Такая личность максимально получила все возможности своей социализации в детстве, т.е. имела благоприятные условия для социализации. Существование таких условий создает предпосылки для полного развития способности личности участвовать в жизни общества, для формирования способности преобразовывать это общество в соответствии со своей моделью потребного будущего. Естественно, что людей – преобразователей общественно-исторического процесса не так много, и в этом смысле они так же феноменальны, как и "личность с рынка Дели". Однако они являют яркий пример того, что не только общество формирует и развивает человека, но и человек формирует и развивает общество.
Основными субъектами социально-политической преобразовательной деятельности являются государственные деятели, выдающиеся представители политической мысли, и вовсе не потому, что они лучше ученых, путешественников или выдающихся инженеров. Они ничем не лучше рабочих, создающих материальные ценности, или крестьян, выращивающих хлеб. Все дело в том, что по роду своих профессиональных занятий, подкрепленных выдающимися личными способностями, они в наибольшей мерс в своей деятельности выражают сущность человека как совокупности общественных отношений на данный и будущие моменты развития общества. В этом смысле критерием развития личности является мера ее способности отражать в своей деятельности совокупность общественных отношений. Таким образом, личностью в полном смысле этого слова является человек, в максимальной мере отразивший и преобразовавший современную ему совокупность общественных отношений.
Понятно, что между типом "человека с рынка Дели" и личностью в полном понимании этого слова располагается еще ряд типов личности. Но прежде чем говорить о социальной типологии личности, необходимо рассмотреть два основных подхода в определении процесса социализации. В соответствии с первым подходом социализация представляет собой своеобразную "тренировку", процесс обучения и научения, когда активной, воздействующей стороной является общество (в лице семьи, школы, сельской или трудовой общины), а сам человек выступает пассивным объектом этого общественного воздействия. Второй подход (его разделяет ныне большинство социологов), основан на концепции взаимодействия человека и общества, когда отмечается не только активность, проявляемая со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализацию рассматривают (и это правильно) как процесс, заканчивающийся только со смертью человека.